Вы здесь

«РЫТЬ, ПАХАТЬ И РАЗГРЕБАТЬ» досталось Юрию Тыртышову

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

04.07.2012
«РЫТЬ, ПАХАТЬ И РАЗГРЕБАТЬ» досталось Юрию Тыртышову
Александр Емцов

Главная новость понедельника - назначение и.о. вице-губернатора -
главы правительства края. Им стал Юрий Тыртышов. Согласование его кандидатуры с думой пройдет, скорее всего, на ее очередном заседании 12 июля. Тогда же отпадет и приставка и.о.
ИДЕЯ ИЗ ЦЕНТРА
Напомним, что еще две недели назад дума изменила Устав края и ввела должность вице-губернатора - главы правительства. Тем самым было выполнено пожелание вице-премьера, полпреда президента в СКФО Александра Хлопонина о разделении политических и хозяйственных полномочий главы субъекта федерации. Накануне он сказал примерно следующее: «На плечи губернатора ложится работа по взаимодействию с федеральными органами власти, налаживанию диалога с населением, решению межнациональных проблем. А правительство должно, что называется, рыть землю, пахать, разгребать, оперативно и жестко работать».
Тогда Хлопонин посоветовал краевым законодателям «решение вопроса не затягивать». И вот процесс пошел. Судя по результатам голосования изменений в Устав края и последующим откликам, новация ни у кого сопротивления не вы-звала. В том числе и у губернатора Зеренкова. Законопроект был внесен в думу им самим, и это позволяет предположить, что Валерий Георгиевич не против такого расклада. Да и люди из его окружения говорят, что идею разделения полномочий сам он высказывал с первых дней после своего назначения, еще до ее обнародования Хлопониным. Идея эта, похоже, исходит из Центра. Видимо, таким нехитрым способом вы-страивается управленческая вертикаль под премьер-министра Дмитрия Медведева. Она уже начала реализовываться в масштабах всей страны: председатели правительства наряду с губернаторами появились сразу в нескольких регионах, включая столичный. Так что мы всего лишь в числе первых.
Кандидатур называлось несколько. Это и заместитель Хлопонина Юрий Олейников, и депутат краевой думы Михаил Кузьмин, и главный федеральный инспектор по Карачаево-Черкесии Александр Коробейников...
Олейников, похоже, не прошел по возрасту. Он всего лишь на два года моложе Зеренкова. Да и не местный, во всяком случае, в краевых управленче-ских структурах не работал. Кузьмин моложе, но не имеет опыта работы в краевой исполнительной власти. К тому же, если судить по его последним резким заявлениям в телекамеру, сам Кузьмин уже не видит себя рядом с Зеренковым. Хотя прежде были друзья. Коробейников моложе, и он в свое время работал даже заместителем главы администрации края при Евгении Кузнецове и Александре Черногорове. Но почему-то с краевой орбиты соскочил. Чтобы планете на орбиту вернуться, нужно сильное внешнее воздействие. Оно не возникло.
Возникло в отношении Тыртышова.
ЗА ВСЕ ОТВЕЧАЕТ ГУБЕРНАТОР. И ЭТО НЕ ВСЕГДА ХОРОШО
Мы в разделении полномочий просто обезьянничаем, послушно выполняем волю Центра, или для края это действительно назревшая тема, и по-другому на современном этапе развития жить просто нельзя? Вопрос далеко не праздный.
Ставшую почти крылатой фразу, что у нас в крае за все отвечает губернатор, повторяют все кому не лень. Возможно, не все вдумываются в ее смысл. А стоило бы. Потому что если это действительно так, то оно не есть всегда хорошо.
Полномочия, как и обязанности губернатора, обширнейшие. Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в Устав края и закон о губернаторе. Или просто добросовестно посмотреть выпуски новостей, почитать газеты. Чем только не занимается первое лицо края! В реальной, той, что за кадром, жизни все еще круче: представительские, так сказать чисто парадные функции, вроде поздравлений, вручений наград, приветствий, выступлений, встреч и прочее, отступают на второй план, главное место занимают уже функции чисто управленческие. И это не только и не столько ведение заседаний правительства, участие в рабочих совещаниях и прочее, сколько разрешение каждодневных, касающихся сотен, а то и тысяч, людей проблем. Особенно это относится к коммунальным, социальным проблемам. Там управление нарушено, там деньги кончились, там выгорело, там смыло, там рвануло, там... А еще лучше - когда успевает принять такие решения, чтобы и с управлением все было в порядке, и чтобы деньги не кончались, чтобы не выгорало, не смывало, не рвало... Ведь лучшая управленческая работа - это такая, которую незаметно. А еще лучше - незаметно какой ценой.
Особенность края еще в том, что в нем, кроме чисто управленческих задач, масса политических. Таких, от которых не отмахнешься, которые надо каждодневно разруливать. И за которые, если что не так, по головке не погладят. У нас реализуется множество федеральных целевых программ, край занимает одно из ключевых мест на геополитической карте страны, здесь очень сложная ситуация в социальной сфере, в межнациональных отношениях. И это требует постоянного выстраивания отношений, а значит и чуть ли не ежедневных контактов с Центром, с муниципалитетами, с населением, с руководством соседних субъектов федерации, диаспорами, конфессиональными структурами, профсоюзами и другими общественными организациями...
Губернатор один, а в сутках всего двадцать четыре часа. Вот и не гаснет свет на пятом этаже нашего Белого дома до полуночи. Хорошо это? Не совсем. Возможности человека не безграничны.
Конечно, у губернатора немалый аппарат. Заместители председателя правительства, министры и их заместители с многочисленными подчиненными, руководители управлений и ведомств и их заместители... И в жизни складывается так, что первый зам берет на себя львиную долю черновой управленческой работы. Иначе нельзя. Но зам, хоть и первый, он и есть зам. Полномочия и, самое главное, ответственность не те. И если даже сам он понимает их, как говорится, на все сто, то окружающие - нет. Тем более если приходится решать вопросы на самом верху, где надо брать ответственность на себя, с ходу принимать решения, за-ключать соглашения, ставить подпись и прочее.
ВСЕ НОВОЕ - ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ
Сама идея главы правительства при губернаторе у нас не нова. И еще свежо в памяти время, когда при Александре Черногорове правительством руководил Станислав Ильясов. Тогда не заладилось. И только потому, что два медведя не ужились в одной берлоге. Во-первых, оба до того баллотировались в губернаторы, и победивший «медведь» - Черногоров воспринимал свою правую руку как потенциального соперника на выборах будущих. Возраста были примерно одного, и карьерных амбиций у каждого через край. Но управленческого опыта у Ильясова, да и знаний, оказалось явно больше. Попытки губернатора патронировать явно не проходили. Потому Черногоров крайне болезненно переживал успехи главы своего кабинета. Очевидцы рассказывали, что даже очередь в кабинет к Ильясову была для губернатора ножом по сердцу. Видел, кто больше востребован. Дошло до публичных стычек с выяснением того, кто главнее. Потому и расстались.
Затем, когда уже Черногоров стал и главой правительства, было еще две фигуры вице-губернатора - Борис Калиничев и Анатолий Воропаев. Оба, особенно последний, претендовали на роль первой скрипки в правительстве. Но не прижились. И не в последнюю очередь потому, что сразу почему-то восстановили против себя краевую элиту. Может, из-за того, что не местные. Иначе как пришельцами их не погоняли. А может, опять же Черногоров приревновал и увидел в них угрозу царствованию.
И вот теперь и вице-губернатор, и глава правительства, как говорится, в одном флаконе. Что из этого получится?
Как известно, человек красит место, а не наоборот. Наверное, губернатор сделал выводы из описанного выше печального опыта. Ведь черногоровско-ильясовские разборки проходили на его глазах. Наверняка исходил из того, что глава кабинета должен быть как минимум совместимым с губернатором в плане стиля управления, не иметь лишних амбиций, знать свое второе место, быть с ним разного возраста, желательно значительно моложе, тогда патронирование будет восприниматься естественно и без напрягов, и происходить из местных, хорошо знающих край кадров.
МЕДОМ НЕ НАМАЗАНО
Поговаривают, что кандидатуру Тыртышова поддержал Хлопонин. Хотя сам полпред и заявляет, что в формирование Зеренковым кабинета не вмешивается, ограничивается консультациями, в это, согласитесь, трудно поверить. Тем более когда речь идет о реализации идеи Центра. С его стороны могла последовать такая «консультация», от которой оказалось невозможно отмахнуться.
Итак, кто такой Юрий Павлович Тыртышов? Это хорошо знакомое краевой элите лицо. Местный, уроженец села Зимняя Ставка Нефтекумского района. 27 июля будет отмечать свое 45-летие. То есть на два десятка лет моложе губернатора. Для тандема - в самый раз. С 1997 по 2003 год прошел путь от замначальника управления ЖКХ и строительства до зампреда правительства края. Был у истоков организации «Единой России» в крае. Затем его забрали в Москву, где работал и замглавы Госстроя, и замминистра регионального развития страны, и руководителем корпорации «Знак»... Потом - замруководителя корпорации «Олимпстрой», это уже непосредственно перед назначением на последнюю должность у нас в Пятигорске первым заместителем ОАО «Курорты Северного Кавказа». За семь лет поменял шесть руководящих кресел, но почти каждый раз - с повышением. В какой-то степени здесь минус: что за охота к перемене мест? Но, с другой стороны, - и плюс. Повертеться на самом разном верху - это ведь своего рода университеты, и полученные в них знания пригодятся, если учесть, что на должности главы правительства края надо знать и уметь практически все. И быть знакомым с работой Центра. Чтобы ориентироваться, какую дверь, когда и с чем открывать.
Но самое главное и ценное: Тыртышов - специалист в области жилищно-коммунального хозяйства и строительства. Для нас он в этом смысле очень ко двору. Коммуналка у нас - вся на проблемах, один из главных раздражителей населения. Чтобы ее «причесать», в ней надо как минимум разбираться. У нового нашего и.о. главы правительства это присутствует. Коммунальщики края о нем отзываются только хорошо. Кстати, Тыртышов - один из разработчиков Всероссийской программы ремонта ветхого жилья на паях с государством. Программа эта, где доля государства 250 миллиардов рублей, вот уже несколько лет широко шагает по стране и позволила качественно изменить условия жизни миллионам россиян, в том числе и у нас в крае. Тыртышов запомнился на ликвидации последствий наводнения в Барсуках в 2002 году. Его работу тогда очень хвалил министр МЧС Сергей Шойгу, и после этого Юрия Павловича как раз и забрали в Госстрой. Так что в его лице мы получили в полном смысле слова того, кто, по Хлопонину, будет «рыть землю, пахать, разгребать, оперативно и жестко реагировать». Да Тыртышов и сам наверняка понимает, что место, на которое пришел, не медом намазано.
Ну а насчет пресловутой совместимости... Людям, знающим Тыртышова, трудно даже представить, чтобы от него исходили какие-то интриги, или чтобы он под кого-либо копал из карьерных побуждений. У него на первом плане работа и только работа. То, что все время был в заместителях, на вторых ролях, поможет ему чувствовать себя человеком номер два в крае. И не выпрыгивать из штанов. Ну а знания, опыт позволят быть самодо-статочным и занять свое первое место в организации деятельности правительства, как то и записано в Уставе края. Наверняка действующий губернатор это учитывал, когда принимал решение. Но, с другой стороны, у губернатора остается право освобождения вице-губернатора - главы правительства от должности. Если не потянет. Этот шаг, в отличие от решения о назначении, он даже не должен согласовывать с думой.
Таким образом, в череде инициированных новым губернатором кадровых изменений в составе правительства края поставлена точка. И довольно заметная. Теперь будем ждать от новой команды нового качества работы.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 1 (2 голоса)