Вы здесь

БЕСТУЖИЙ: ПРЕСТУПНИК ИЛИ ЖЕРТВА?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

20.06.2012
БЕСТУЖИЙ: ПРЕСТУПНИК ИЛИ ЖЕРТВА?
Александр ЕМЦОВ

Начало в СГВ № 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24 2012 г.
20
Уже вечером в электронной почте увидел приглашение на пресс-конференцию полпреда президента в Северо-Кавказском округе Александра Хлопонина.
Полпред периодически собирал руководителей СМИ на пресс-конференции. Я не был на них ни разу. Не приглашали. И объяснял этот факт обидой полпреда. И даже не его, он, поговаривали, газет не читает, а скорее - его окружения. В годовщину назначения полпреда на округ я опубликовал статью «Разочарование Хлопониным». Где по пунктикам разложил, что ожидали ставропольцы от создания нового округа и лично полпреда и что не удалось ему сделать за первый год работы. Вышло, что не удалось ничего. И ждали напрасно.
Теперь, выходит, та статья уже подзабылась, дошла очередь и до меня? Спасибо за отходчивость, господин полпред. Поехать, что ли? Заодно и спросить про Бестужего. Мол, до каких пор вы, око Кремля на Северном Кавказе, будете мириться с тем, что он вытворяет? Приглашение сопровождала просьба сформулировать вопросы и выслать их накануне. Чтобы, значит, полпред подготовился. И не только. Еще одна приписка извещала, что приглашение предварительное, и полпредство оставляет за собой право отклонения кого-нибудь из накануне приглашенных, если его вопросы покажутся неинтересными. То есть чуть ли не сказали, что будет цензура вопросов.
Это уже слишком. Ребята явно переоценивают свое чиновничье значение и недооценивают достоинство журналистов. С издевкой позвонил в полпредство:
- Так, может быть, вы сами вопросы и сформулируете? Такие, чтобы полпреду понравились? А мне останется их только озвучить?
На другом конце провода шутку приняли. Но с испугом:
- Считайте, Сан Саныч, что у вас уже окончательное приглашение. Но вопросы все же дайте. Из уважения к полпреду. Чтобы он мог с ними предварительно ознакомиться и продумать ответы.
Ну, если только из уважения. Вопросы я задам. И главный - что происходит вокруг администрации Ставрополя? Следственные органы вроде проводят обыски в ее подразделениях, возбуждают уголовные дела, но прессе не рассказывают. Пресса сама проводит расследования, обнародует их результаты, достаточные для возбуждения уголовных дел, но следственные органы и на эти публикации не откликаются. Внесите, как полпред, ясность. Вторым вопросом поставил ситуацию вокруг выделяемых «Северо-Кавказскому Агрохиму» бюджетных средств. Мол, почему и в этом году выделяются, когда Счетной палатой доказано, что они используются неэффективно, предыдущие 300 миллионов ушли коту под хвост?
Пресс-конференция была назначена на полдень понедельника. Пришлось субботу сделать рабочим днем. Субботы и так у меня всегда рабочие, в эти спокойные дни, как правило, можно что-то написать. Но писал обычно в домашнем кабинете. В этот раз пришлось ехать на службу. С утра сформулировал и сбросил в округ вопросы, а потом занялся подбором документов к каждому. На всякий случай: вдруг полпред попросит подтвердить сказанное документально? Сформировал целую папку из постановлений, актов, прокурорских протестов и прочего, подтверждающих незаконное выделение муниципальной земли приближенным Бестужего. Туда же положил копии акта налоговой проверки индивидуального предпринимателя Бестужего, двадцать два свидетельства о праве собственности на квартиры и все документы, им сопутствующие. Заодно навел порядок на столе.
На все это убил, стыдно сказать, полдня. Уже дома включил телевизор и глазам своим не поверил: местный канал ВГТРК анонсировал интервью с главой администрации Бестужим по случаю приближающегося дня города в еженедельной итоговой программе. Она шла по субботам в пятнадцать ноль-ноль. Ведущий Денис Князев обещал зрителям ответы на все беспокоящие горожан вопросы. И даже - правду об обысках в администрации города и заведенных в отношении ее руководителей уголовных дел!
Ну-ну. Век живи - век удивляйся. Ровно в три после полудня с нетерпением сел перед экраном. Послушаем, посмотрим, замеряем градус правды. Бестужий предстал перед телезрителями как огурчик. В безупречном костюме, гладковы-бритый, круглолицый. Говорил уверенно, не спеша. Улыбка с лица не сходила. Совсем не скажешь, что под ним земля горит. Понятное дело, говорил все о том, что сделано накануне дня города. На самые острые вопросы осталась пара минут. Да и тут Бестужий был верен себе. Обыски? Да это происки врагов, «тех, кому не по душе наведение порядка в выделении земельных участков, кто привык ловить рыбку в мутной воде». Заведенное против него уголовное дело? «Авантюра проходимцев, которые еще четыре года назад хотели поживиться за счет хозяйства, но я им это сделать не позволил. Теперь следователи не знают, как дело закрыть». До акта налоговой проверки очередь вообще не дошла, хотя он и анонсировался.
Ведущий интервью журналист на это откровенное вранье никак не среагировал. А Бестужему это только и надо было. Да, молодец, что тут скажешь. Крепкий орешек. Непосвященным покажется, что глава и впрямь ни при чем, раз держится так уверенно. Ведь не все, как я уже отмечал выше, читали протокол допроса, где сам он долг в пять миллионов рублей за хозяйством признавал, задержку расчета по нему связывал только с неурожаем и обещал, что как только... так сразу заплатить. Не все держали в руках документы землеотвода, не все отслеживали хитроумные схемы переброса земли от одного хозяина - к другому, от второго - к третьему. И тем более не все посвящены в то, как за счет искажения какого-то там удельного показателя кадастровой стоимости земли снижается нужным людям арендная плата, как перепродается земля, какие взятки и откаты за это даются в мохнатые чиновничьи руки.
Так что к Хлопонину ехать обязательно надо. Может, хоть он собьет спесь с этого ухоженного и лоснящегося самодовольством чиновника?
21
Что я в понедельник и сделал. Волею Президента страны центр округа учрежден в курортном городке Пятигорске, отстоящем от Ставрополя почти на двести километров. Но пресс-конференция еще дальше - в Ессентуках. Там пока временная резиденция полпреда. Добираться не меньше трех часов. Но что не сделаешь ради справедливости, куда не поедешь, чтобы ее, такой желанной и неуловимой, добиться.
Статью «Разочарование Хлопониным» начинал писать как дежурную. Исполнялся год новому округу и полпреду во главе, надо было что-то по этому поводу в газете сказать. И рабочий заголовок был - «Очарование Хлопониным». Потому что весь первый год в округе только и было слышно: «Хлопонин» да «Хлопонин». Поехал туда - поехал сюда, сказал то - сказал то. Но когда собрал все, написанное за год о Хлопонине, все сказанное и сделанное им самим, то вышло, что и говорить особо не о чем. Обещанные крупные инвестиции в регион где-то задержались. Федеральный университет, о котором кричали как о первом важнейшем шаге на пути к качественному развитию региона, так и не создали. Теракты как были, так и продолжались. Коррупционные скандалы вокруг чиновников не затихали. Вместо обещанной стабилизации цен на топливо, электроэнергию, воду произошел их рост. К старым проблемам сам факт создания округа прибавил новые. Мы ведь попали в компанию с нестабильными национальными республиками, что создало и у нас нестабильность. Молодежь из республик стала воспринимать край как свою территорию, начались выходки в стиле «Мы уже здесь!» в форме пляски лезгинки на площадях и других вызывающих демонстративных поступков.
Да что там говорить, даже сам полпред за год не обрел своего рабочего места: квартировал в Ессентуках, здание в Пятигорске, где должно было разместиться полпредство, все ремонтировали. (Полпредство переехало туда только в начале марта этого года - А.Е.) Так к слову «Очарование» прибавилась приставка «раз». Соответствующим образом в ходе верстки оформили и заголовок к статье: к «Очарование Хлопониным» прибавили от руки написанное «Раз».
Коллегам тогда статья понравилась. Миша Цыбулько даже пошутил в том смысле, что поскольку есть «Раз очарование», то будет и «два» очарование, и «три»... Писать, мол, тебе, не переписать до конца дней Хлопонина. Тогда я отшутился, что совет приму и продолжу. И сделал это: один из подзаголовков той статьи - «Страна Хлопония», назвал отдельной рубрикой и поместил под ней первый материал. Про хиджабы и отношение власти к ним. Дошло до того, что уполномоченный по правам человека в Чечне сказал, что их ношение - национальная традиция, и что ее надо поддерживать. Пришлось напомнить, что борьба с хиджабами - как раз и была проявлением тысячелетней борьбы за права человека, в частности женщины, на Востоке. И странно, что правозащитники об этом не знают и этого не понимают.
Но затею с рубрикой пришлось бросить. Из правительства позвонили и попросили не продолжать тему: «А то тут уже нас обвинили, что это мы заказали. Ты же знаешь, что у Гаевского натянутые отношения с Хлопониным». На возражение: «Чего они испугались, там ничего особенного нет, все вроде по делу», последовало: «Там действительно ничего нет. Хлопонин, может быть, статью и не читал. Но есть еще окружение полпреда. Так вывернут! Да уже вывернули. Если ты не хочешь губернатору зла, закрой тему».
Гаевскому я зла не хотел. Потому тему и закрыл. О чем иногда жалею.
Так вот, практической пользы от учреждения округа и должности полпреда до сих пор никто не почувствовал. И, судя по всему, вряд ли когда почувствует. Округ - это пустая оболочка. Никто не собирается наполнять его работу реальным содержанием. Более того, пошли разговоры, что Федеральные округа вскоре будут упразднены. Как ненужный элемент в конструкции государственного управления. Которого нет даже в Конституции. Так на что я надеюсь, планируя задать полпреду свои вопросы? На очередные его словесные упражнения?
Поживем - увидим.
В полпредстве ждал неприятный сюрприз: отобрали папку с заготовленными материалами. Из-за соображений безопасности в зал, где будет проходить пресс-конференция, объемистые предметы проносить нельзя. Полпред был в ранге вице-премьера правительства страны, и Федеральная служба охраны берегла его пуще глаза.
Нельзя так нельзя. Оставил только блокнот и ручку. Вдруг что умное и услышу. Так сразу немедля и запишу. Темой пресс-конференции были итоги обсуждения концепции развития округа. Ну, явно тема для рубрики «Страна Хлопония». Уже два года как создан округ, а только завершилось обсуждение стратегии его развития. Ну а раз концепция, то и речь шла о высоком. Мусолили, что такое экономические зоны и горно-туристические кластеры, где и на каких условиях они будут размещаться, как планируется укреплять межнациональные отношения и прочее. Молодые журналисты, которых я и не знал, не вопросы задавали, а излагали целые собственные концепции, свой наивный взгляд на окружающий мир. В чистом виде умничанье в профессии. Журналист приглашается на пресс-конференцию, чтобы задать вопрос и, получив на него ответ, потом донести его до читателей. То есть - должен работать добросовестным ретранслятором. А на самом деле пытается выглядеть рупором: то ли не совсем понимает, зачем пришел, то ли красуется перед коллегами и интервьюируемым. Не подозревая, как это глупо и пошло.
Поэтому, когда речь дошла до меня, сказал резко:
- Можно я не буду о высоком? Вопрос самый конкретный и приземленный.
Не успел изложить ситуацию по «Северо-Кавказскому Агрохиму», как услышал от Хлопонина недовольное:
- Так что вы от меня хотите?
- Хочу, чтобы вы высказались, нормально ли это - выбрасывать на ветер такие бюджетные деньги, оправданна ли такая государственная поддержка в кавычках и в ваших ли силах это разбазаривание прекратить.
- Ненормально. Если у вас есть конкретные факты, передайте документы мне, я поручу заняться ими окружной прокуратуре.
Ответ был резкий. Человек, который прочитал накануне вопросы, - а он прочитал, об этом сказал его помощник, - не должен был так отвечать. Он должен был подготовить ответ. Чувствовалось, что полпред не хочет углубляться в тему. Действительно, куда приятнее долго и красиво рассуждать о том, что дороги округу нужны и их нужно строить. Что нужны туристические объекты и их также надо строить. Нужны заводы, агропромышленные комплексы и так далее. И, разумеется, надо укреплять дружбу между народами. Коррупция же, воровство - это низкие и не очень благозвучные темы, их можно и проскочить. Тем более когда обвиняют в коррупции руководителей первого эшелона, с которыми он, полпред, может быть, еще вчера сидел за столом, обедал и вдохновенно обсуждал перспективы экономического и духовного роста округа.
Пресс-секретарь полпреда передал слово следующему корреспонденту. Второй и самый главный вопрос о Бестужем я так и не задал. Но он наверняка его прочитал. Значит, не захотел услышать, раз оборвал? Не захотел развивать тему? В общем, все было понятно и без вопросов.
После пресс-конференции один из работников полпредства спросил, почему же я не задал вопрос о Бестужем? И сам тут же заметил: «Да ответ, наверное, был бы таким же».
Уже на выходе, когда отдали папку с документами, подумал: как же ее передать полпреду, когда проносить запрещают? Ешь, куманек, ешь. А каша - по тарелке размазана. Не иначе, где-то есть здесь у них место приема жалоб. Но искать его не стал. Журналист - не жалобщик. И толкаться в приемных по жалобам ему не с руки. Во всяком случае, я всегда понимал свою роль как нечто совсем другое. Наше дело - анализировать и писать. Делая при этом выводы или хотя бы подводя под них думающего читателя. Формировать общественное мнение. В этом и состоит по большому счету результативность работы прессы. А дело власть имущих - читать и принимать меры. Чтобы общественное мнение не успело сформироваться в невыгодном для власти направлении.
Пусть читает и принимает. Тем более что у него для этого целый аппарат. Больше двухсот человек.
Ладно, передам «конкретные факты» по электронной почте. Тем более что полпред, всячески подчеркивая свою открытость перед прессой, только что продиктовал адрес своего почтового ящика. Так даже и лучше: соберемся с мыслями и все изложим. Тем более что он наверняка все это знает. И своя информационная служба есть, которая готовит ему обзоры прессы, и горожане наверняка забросали уже его жалобами на Бестужего. Я сам знал с десяток таких активистов, которые все мои статьи обязательно сбрасывали на сайты Медведева, Путина, Бастрыкина, Чайки, Хлопонина... Повышая таким образом вероятность информирования высших должностных лиц государства о проделках местной власти.
Вот только надлежащей реакции этих высших должностных лиц все не было и не было. Или считали проделки не проделками вовсе, а всего лишь шалостями, или сидящие на сайтах чиновники не доводили эту информацию до первых лиц. Тромбофлебит власти.
На обратном пути попал в пробку. Примыкание к основной трассе наглухо перекрыли на целый час. Другой дороги не было. Наверное, закрыли для проезда Хлопонина. Так и было: кавалькада сине-черных представительских авто с мигалками и сиренами промчалась от полпредства в сторону аэропорта. Выходит, правда то, что говорят о Хлопонине: будто прилетает в округ из столицы утром на работу, а вечером улетает. Самолет в это время стоит в порту на парах, ждет сановника. По-другому не может, ведь семья живет в столице.
Ну что же, примерный семьянин - это уже что-то. В наше время не за всяким чиновником такое водится.
Почти два года прошло после назначения, а человек так и не удосужился перебраться жить туда, где его место работы. Непонятно только, как временщик надеется преобразить округ, в котором даже не живет? Раздражение полпредом еще больше укрепилось.
22
Утром проснулся с мыслью, что сегодня встреча с Бестужим. Хлопонина уже спросил. О чем этого попытать? Самым лучшим был бы следующий вопрос: до каких пор ты, парень, будешь врать в телевизор? Или такой: когда же ты, наконец, нажрешься, перестанешь грести под себя? Конечно, ни тот, ни другой я не задам. Потому что не вопросы иду задавать. А зачем тогда? Вот это - вопрос.
На работе ждала новость: прокурора края Полуэктова все же перевели на другую работу. На Родину, в Центральную Россию. Да-а, плохие слухи сбываются. Этот сбылся на все сто, значит - хуже некуда. Действительно ли вышел срок, или, как упрямо поговаривают, не сработался с губернатором? Таким дипломатическим образом среагировали на жалобу Ромась?
Думай, Сан Саныч, что хочешь. Гадай на кофейной гуще. Как бы там ни было, а все это усложняет ситуацию. Раньше прокуратура хоть как-то боролась с пассивностью следствия в городских делах, бывало, в порядке надзора отменяла постановления об отказе в возбуждении уголовных дел. Что будет теперь? Новый стаж закона пока прибудет, пока войдет в тему. Да еще не ясно, будет ли он достаточно настойчивым и принципиальным. Бестужий и Ко и выскользнут.
Продолжение в следующем номере.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет