«ОТКРЫЛАСЬ БЕЗДНА, ЗВЕЗД ПОЛНА»

20.06.2012
«ОТКРЫЛАСЬ БЕЗДНА, ЗВЕЗД ПОЛНА»
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА

В Ставропольский музей-заповедник имени Г. Прозрителева и Г. Праве приехал единственный в стране Санкт-Петербургский передвижной планетарий, который представляет собой уменьшенный вариант стационарного планетария.
Увидев четырехметровый купол, представляющий ночное небо со звездной россыпью, поневоле вспоминается «Открылась бездна, звезд полна. Звездам числа нет, бездне - дна» Ломоносова. Здесь с помощью уникального аппарата «Планетарий» можно попасть в далекий мир звезд и планет, пересечь за считанные секунды дальние созвездия, наблюдать эти созвездия такими, какими они бывают в разное время суток, времен года и столетий. Можно также увидеть солнечное и лунное затмения, мерцание Северного сияния, «вживую» оказаться на Марсе и Луне. Экскурсовод не только представляет и взрослым, и детям начальные сведения о космосе, галактиках, строении Вселенной, но и учит ориентироваться по звездам, рассказывает о местонахождении как известных всем созвездий - Большой и Малой медведиц, так и «Северной Короны», «Ящерицы», «Лебедя», «Лиры», «Волопаса», «Гончих псов», «Девы», «Дракона», многих других созвездий. Рассказывает удивительные легенды, связанные с их названиями. Вот только один миф, связанный с созвездиями Большой Медведицы, Малой Медведицы, Волопаса и Гончих Псов.
Давным-давно в Аркадии правил царь Ликаон. И была у него дочь Каллисто, известная всему миру своей красотой. Даже властелин Неба и Земли громовержец Зевс влюбился в нее, как только увидел. Втайне от своей ревнивой супруги - великой богини Геры - Зевс постоянно навещал Каллисто во дворце ее отца. От Зевса Каллисто родила сына Аркада, который быстро подрос, научился ловко стрелять из лука и часто ходил на охоту. Гера, узнав о любви Зевса и Каллисто, впала в ярость и превратила Каллисто в безобразную медведицу. Вечером Аркад, вернувшись с охоты, увидел в доме медведицу, натянул тетиву лука... Но Зевс не допустил, чтобы Аркад, пусть и невольно, убил родную мать. Он схватил медведицу за хвост и быстро взвился с нею в небо, превратив в созвездие Большой Медведицы. Любимая служанка Каллисто стала Малой Медведицей, а Аркад - созвездием Волопаса, крепко удерживающего поводки Гончих Псов, которые ощетинились от ярости и готовы наброситься на Большую Медведицу и разорвать ее.
Как рассказал куратор передвижного планетария Николай Ковалевский, проекция звездного неба показывается в темноте зала благодаря особой компьютерной программе. Здесь дана реальная скорость движения планет с их спутниками, а лазерная указка обращает внимание зрителей на то или иное созвездие. Научный проект предназначен как для изучения астрономии, так и для просветительства, ведь для детей здесь на большом экране демонстрируются еще и мультфильмы.