Вы здесь

МУРГА ПАЛАТА

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

МУРГА ПАЛАТА
Александр Емцов

Одна из последних сенсаций - восстановление Андрея Мурги в должности председателя Торгово-промышленной палаты Ставропольского края. Напомним, что 20 апреля его бесцеремонно, за три года до окончания выборного срока, выставили из палаты решением внеочередной конференции. Организатором и вдохновителем захвата палаты, как это ни странно, выступило тогдашнее правительство края. И вот теперь Промышленный районный суд признал недействительным решение этой конференции по всем семи его пунктам. Если решение суда вступит в законную силу, то широко известный в бизнес-кругах Андрей Мурга вновь вернется к руководству этой авторитетной организацией.
- Решение суда основано на законе, и я уверен, что оно останется в силе. Действующая в тот период краевая власть, особо не церемонясь с процедурой, уставом ТПП и мнением ее членов, просто нагло вторглась в жизнь общественной некоммерческой организации, навязала некоторым ее членам свою волю. Такие номера в наше время уже не проходят, что и показал суд, - считает известный в крае юрист, руководитель группы компаний «СРВ», имеющий в палате пять голосов, Роман Савичев.
ЕФРЕМОВ НАЧИНАЕТ И ВЫИГРЫВАЕТ
Напомним предысторию конфликта. Мурга был избран председателем в марте 2010 года на пять лет. А ровно через два года, опять же в марте, но уже нынешнего года по инициативе группы членов палаты, а реально - бывшего заместителя председателя правительства края Георгия Ефремова, палата собирается для проведения перевыборов председателя. При этом никаких серьезных причин для освобождения Мурги от должности не было. Не считать же таковым аргумент, что он избран депутатом Государственной думы РФ и теперь якобы не сможет совмещать две должности. Но почему? Закон позволяет, ведь палата - общественная организация. Да и подобные примеры показывают, что наличие депутатских полномочий позволяет руководителям еще лучше раскрыть потенциал палаты. Самый яркий тому пример - Евгений Примаков, который, являясь депутатом Госдумы РФ, одновременно руководил и Торгово-промышленной палатой страны.
Да и сам Мурга за два года показал, что он на своем месте. При нем палата из формальной и мало что значащей для края конторы превратилась в реальный центр деловой жизни. Приобрела помещение, научилась зарабатывать, предложила бизнес-сообществу много такого, к чему это сообщество с охотой потянулось. «Мурга палата» - это про Андрея Юрьевича. В этом шутливом словосочетании, созвучном с «ума палата», - позитивное отношение людей. По-хорошему, ценить надо такие кадры, бережно к ним относиться.
Но решили пнуть. Мол, избрали депутатом федеральной думы - хватит с него. Пусть работает в Москве, а палата нужна нам для своих людей. Настоящая причина задуманного переворота, которую в правительстве края особенно и не скрывали, была лишь одна: надо было трудоустроить заместителя министра экономического развития края Евгения Бондаренко, уволенного из министерства в начале марта.
Однако первый пиратский налет не удался. Ефремов даже представить не мог, что крепость не взять легким наскоком. Не было кворума, так как мало кто захотел участвовать в незаконном действе, и все закончилось скандалом. К тому же целый ряд руководителей предприятий, членов палаты, среди которых был как раз Савичев, повели себя принципиально, исходили из интересов палаты и всего бизнес-сообщества и не дали протащить в руководство навязываемую кандидатуру. Однако уже 20 апреля команда Ефремова - Бондаренко подсуетилась. Собрала новую внеочередную конференцию вне стен палаты, в Аграрном университете, и где уговорами, где посулами, а где даже запугиванием добилась своего. Конференция все-таки освободила Мургу от обязанностей председателя и избрала на эту должность Бондаренко.
Представители правительства на конференции выложили козырную карту: мол, перевыборы освящены желанием губернатора Гаевского. Отсюда и результат голосования. Никто не захотел идти против воли первого лица края. Да и сам Мурга уже особо не сопротивлялся. Хотя он до сих пор остается членом правления Россий-ской торгово-промышленной палаты. Центр в таких вопросах не суетится.
«МОЖНО - ТВОРИТЬ, А МОЖНО - НАТВОРИТЬ!»
Что успел сделать Бондаренко на посту председателя за неполных два месяца?
- О, сделано немало, - иронически отвечает на этот вопрос Савичев. - Можно ведь творить, а можно - натворить. У нас как раз последнее. Членов палаты воротит от того, что происходит, они уже открыто возмущаются. Вместо мостика, связующего звена между властью и бизнесом, места, где взращивается инициатива и предпринимательство, наша торгово-промышленная палата стала превращаться в продолжение власти. В худшем понимании этого слова.
Первый, и не самый приветствуемый коллективом палаты и бизнес-сообществом шаг Бондаренко - он вернул на должность вице-президента Александра Калашникова. Того самого, который здесь уже работал в этой же должности и которого «ушли» как не вписавшегося в современные требования. Шаг второй - перестроил структуру управления. Теперь все основные отделы подчиняются именно Калашникову. Самому же Бондаренко напрямую, кроме Калашникова, - только юридическая служба и секретарша. Отсюда понятно, кто правит бал. Шаг третий - в этой новой структуре созданы четыре новых департамента (в них объединены отделы) и пять отделов. Новые-то новые, но по сути они дублируют старые. Зато теперь появляются четыре новых начальника - директора департаментов, а каждому начальнику полагается заместитель, причем некоторым - даже два. «Приготовил места для министерских сотрудников», - язвят в палате, имея в виду, что в минэкономразвития края сейчас новый министр, и возможна смена кадров.
Но полбеды, если бы все только ограничилось бюрократизацией и формализмом. И ставкой на администрирование. У сотрудников палаты складывается впечатление, что новое руководство поставило цель разрушить все то, чем они гордились и что создавало привлекательность и даже славу их учреждению среди деловых кругов края. И что записывал себе в актив коллектив под руководством предшественника, и что отмечалось даже в Москве.
Одним из приоритетных проектов палаты при Мурге было развитие Евро Инфо Корреспондентского центра. Именно сотрудниками центра с сентября 2010 года были организованы деловые миссии иностранных компаний в наш край, в которых приняли участие свыше 350 субьектов предпринимательства. Это и биржи контактов с австрийскими, итальянскими, венгерскими компаниями, и международные форумы и конференции. Ехали не только к нам, ехали и мы. С целью развития экспортного потенциала края были организованы деловые миссии ставропольских предпринимателей в Италию и страны СНГ. Кроме того, проект центра был неотъемлемой частью финансового развития всей палаты. Если в 2011 году смета его расходов составила 1,8 миллиона рублей, то на текущий год была запланирована уже в сумме 7,5 миллиона. Работа строилась так: весь год центр существует за счет палаты, а в декабре все расходы возмещаются из средств краевого и федерального бюджетов. Но при Бондаренко у палаты деньги вдруг кончились, долг сторонним организациям уже превышает пять миллионов рублей, и новое руководство палаты хочет поставить телегу впереди лошади: делает попытки получить полтора миллиона рублей из краевого бюджета уже сейчас. Если это удастся, то остальных шести миллионов из российского бюджета палата не увидит, так как это противоречит соглашению с Российским агентством поддержки малого и среднего бизнеса, на основании которого и действует центр.
Упразднен информационно-аналитический отдел палаты, занимающийся предоставлением электронных услуг. Электронная подпись и прочее. Это был третий после сертификации и оценки источник доходов палаты. Но не потому ли этот плодородный источник «забили», что Калашников является генеральным директором ООО «Главное управление торговли», оказывающего те же услуги? Убрали конкурента?
Фактически свернут совместный с администрацией Ставрополя проект по поддерж-ке и развитию малого и среднего предпринимательства, в рамках которого работал телефон «Скорая помощь». Его почему-то отдали другой организации. Тем самым палата лишена возможности проводить бесплатные обучающие семинары для предпринимателей, выставки и мероприятия.
Также встала и работа Бизнес-инкубатора. И только потому, что под давлением Бондаренко вынуждена была уйти Вера Золотарева - человек, на плечах которого как раз и лежало управление этим крайне нужным для развития бизнеса края механизмом. И которому многие и многие предприниматели обязаны своими первыми шагами, своим успехом.
Кроме Золотаревой, кстати, палата за время правления Бондаренко потеряла чуть ли не половину своего состава. Одних заставляют уйти, другие уходят сами. На место уволенных новый председатель ставит своих людей. Далеко не всегда понимающих специфику работы.
И последняя новость, от которой трясет палату: Бондаренко вроде планирует отправить всех оставшихся сотрудников в бессрочные неоплачиваемые отпуска. Палата ведь реально не работает, и зарплату платить нечем.
Единственный заметный шаг, сделанный Бондаренко, - учреждение общественных наград - двух медалей «За отличие в развитии предпринимательства» и «За заслуги в предпринимательстве». И кого он тут же наградил первой, самой весомой медалью? Правильно, тех, кто не забыл его и способствовал приходу на должность председателя палаты. А именно бывшего заместителя председателя правительства Георгия Ефремова и министра экономического развития Юрия Ягудаева. Как-то все это мелко и не красит деловых людей. Будто в цацки играют. Не наигрались еще? Хотя - уже доигрались.
Итог неполных двух месяцев правления Бондаренко - Калашникова: из организации энергичной, жизнеспособной, активно помогающей бизнесу и объединяющей деловые круги торгово-промышленная палата края превратилась в место, где разрушены все механизмы этой самой поддержки, в отстойник для бывших чиновников, не понимающих роль и назначение учреждения, в котором они работают. При таком отношении к делу, да и при таких долгах, недолго и до банкротства палаты.
НЕ ОГЛЯДЫВАЯСЬ ПО СТОРОНАМ
Самое интересное, что все это Бондаренко делает, фактически лишившись поддержки во власти. Ни Гаевского, ни Ефремова в правительстве края уже нет. Но ведь и в бизнес-сообществе поддержки нет. Не успел наработать. А освященный Гаевским аванс - растерял.
Может быть, и поэтому бизнес-сообщество не стало мириться с тем, что происходит в палате. Именно под его давлением Мурга и подал в суд. Суд стал на его сторону.
Суд признал, что конференция 20 апреля проведена с грубыми нарушениями устава палаты и прописанного в нем порядка ее созыва. Палата при проведении собрания нарушила саму процедуру созыва: не направляла своим членам извещения с указанием времени, места созыва конференции, вопросов, предложенных для рассмотрения. Сообщение о созыве в печати не публиковалось. Решение о созыве конференции принято 10 апреля, проведена она 20-го, тогда как устав предусматривает извещение членов палаты за 15 дней до проведения. Отсутствовал и кворум для переизбрания президента квалифицированным большинством, что предусмотрено уставом. На этом основании суд сделал вывод, что решение конференции не соответствует требованиям закона, так как не соблюдены порядок созыва конференции, сроки извещения ее членов о проведении, и это влечет его недействительность.
Что дальше? В окружении Бондаренко говорят, что они обязательно будут оспаривать данное решение суда. В бизнес-сообществе же уверены, что это не удастся, и дни Бондаренко во главе палаты сочтены.
Так что интрига пока сохраняется.
Но не сохраняется имидж палаты. Он размывается, если не сказать, что стремительно падает. Ведь это как раз тот случай, когда разборки внутри не лучшим образом влияют на конечный продукт учреждения - помощь бизнес-сообществу.
Но только этим в конечном счете и определяется ценность торгово-промышленной палаты для всего края.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет