Вы здесь

Геннадий ХАЙТ: «Модернизацию мы начали со дня открытия центра»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Геннадий ХАЙТ: «Модернизацию мы начали со дня открытия центра»
Интервью вела Нина ЕВТУШЕНКО

Улица Ленина, 304. Адрес Ставропольского краевого клинического консультативно-диагностического центра хорошо известен не только жителям края, но и республик Северного Кавказа. Приезжающие сюда из разных мест пациенты знают: если диагноз поставлен в стенах СККДЦ, то он точный и никуда уже не надо обращаться, даже в ведущие клиники страны - настолько высок престиж данного учреждения.
Накануне Дня медицинского работника корреспондент «Ведомостей» взяла интервью у основателя и бессменного в течение 23 лет главного врача центра, почетного президента диагностической медицинской ассоциации России, доктора медицинских наук, профессора Геннадия Яковлевича Хайта.
- Геннадий Яковлевич, высокую оценку работе вашего учреждения дают не только приезжающие из разных мест больные - вон сколько у вас выставлено кубков, дипломов за успехи в инновационной деятельности. А в этом году к многочисленным знакам отличия добавилась еще одна - за высокие показатели в области качества коллектив центра занесен на Аллею звезд в городе Ставрополе. Что за этим стоит?
- Как это ни высокопарно звучит, мы не ради наград работаем - ради здоровья людей. Хотя награды тоже приятны.
Врач может лечить, иногда вылечить, но помочь человеку должен всегда.
У нас самая современная медицинская аппаратура и достаточно квалифицированные специалисты, чтобы найти сбои в здоровье там, где в других клиниках не нашли. Недавно пришел человек, пострадавший при взрыве автомобиля. Сразу после теракта ему была оказана медицинская помощь, вытащили осколки, но у мужчины периодически возникают боли. Наши врачи, используя очень умную импортную технику, обнаружили и удалили оставшийся маленький осколок. Все, человек чувствует себя нормально.
Или, к примеру, чтобы сделать медицинскую помощь более доступной для населения, мы создали колл-центр для предварительной записи по телефону и через Интернет. Сейчас в нем восемь сотрудников, а будет 15. Пациент получает всю интересующую его информацию, а записавшись, приезжает в определенный день, в определенное время. В день на телефон 951-951 поступает до 600 звонков.
Для нас важно, чтобы пациенты были довольны организацией медицинской помощи. Заведующие отделениями ежемесячно докладывают о качественных показателях, и, если возникают какие-то жалобы, каждая из них берется на контроль. Не для того, чтобы кого-то наказать, - чтобы устранить.
- Диагностику можно, образно говоря, считать царицей здравоохранения. Не определив, где и что болит, не назначишь правильного лечения. Каковы возможности вашего центра и как далеко вы продвинулись по сравнению с тем, с чего начинали?
- Сравнивать просто невозможно! Вот сегодня все говорят о модернизации здравоохранения, а мы этим занимаемся с момента открытия центра. Ведь в диагно-стике нельзя стоять на месте, здесь все должно быть самое современное и самое совершенное. Когда начинали, то работали на отечественных рентгеновских аппаратах РУМ-20. У них была низкая эффективность и высокая доза облучения. А современная дистанционная аппаратура позволяет значительно снизить лучевую нагрузку на пациента и совершенно безвредна для специалиста.
Прежде мы не могли даже мечтать о томографах, а сейчас в Ставрополе у нас имеется один магнитно-резонансный и два компьютерных томографа, еще один - в Невинномысском филиале. Возможности для исследований органов и сосудов - огромные. С помощью томографа можно увидеть трехмерное изображение органа, проникнуть значительно глубже, чем рентгеновские лучи, сделать срезы на разных уровнях. А представьте параметры безопасности: у 160-срезового японского компьютерного томографа облучение такое же, как если бы человек полтора часа смотрел телевизор. Практически никакого вреда!
В кардиологии сейчас широко применяется новый метод «Декарто», позволяющий выявить нарушения ритма, проводимости и возбудимости сердца. За всеми изменениями врач наблюдает в динамике. А ультразвуковая аппаратура экспертного класса настолько совершенна, что улавливает даже мельчайшие нюансы изменений в организме.
Кроме того, используем современный импортный аппарат «Дорнье», с помощью которого производится дробление камней в почках. Процедура показана даже детям. Нуждающихся в такой помощи много, у нас в крае жесткая вода, она способствует отложению в почках камней.
Обо всех новинках, приобретениях последних лет рассказать просто невозможно. Добавлю, в центре создана мощная лабораторная база - одна из лучших на Северном Кавказе. И уже не является чем-то необычным ДНК-диагностика, обеспечивающая более высокий уровень подтверждения диагноза. А сейчас широко внедряем и метод определения отцовства.
Но этим мы, конечно, не ограничиваемся, развиваем другие направления. Большую популярность приобрели клиника семейного врача и дневной стационар. А в центре экстракорпорального оплодотворения доктора помогают бездетным семьям - из пробирки уже родилось 130 детей. У нас есть своя хирургия, где выполняются высокотехнологичные операции на разных органах. Не без гордости скажу, что в этом году наши урологи впервые в крае сделали лапароскопическую операцию по удалению почки.
- Сегодня в больницы и поликлиники поступает новое оборудование, создано семь межмуниципальных многопрофильных специализированных центров, где тоже занимаются диагностикой...
- Ну и очень хорошо! Как конкурентов мы их не рассматриваем, наше учреждение совершенно другого уровня. В центре не только оборудование последних поколений - сама диагностика, методологические подходы создавалась годами, а то и десятилетиями. У нас 90 процентов узких специалистов прошли школу медакадемии и постдипломную подготовку на кафедре клинической физиологии, кардиологии и интроскопии, которой я руковожу не один год. Не в обиду будет сказано другим врачам: у наших специалистов и мышление иное, и багаж знаний солиднее, чем у коллег в городских и районных лечебных учреждениях.
- Геннадий Яковлевич, чем выгодно отличается ваша клиника - так это хорошей организацией приема и обследований пациентов. Все делается точно по времени, указанному в талоне. Но бросается в глаза колоссальная перегрузка - центр напоминает пчелиный улей. Вы ведете строительство нового здания. Что это будет и что даст?
- Да, центр уже давно себя перерос. Он рассчитан на 500 посещений в день, а принимаем 1500, а то и 1800 человек. За день проводится 6-7 тысяч исследований, около 300 всевозможных манипуляций. На существующей площади двигаться вперед уже невозможно. Поэтому на Западном обходе возводится новый корпус, рассчитанный на 750 посещений в смену. Обойдется он нам недешево - в 350 миллионов рублей, это деньги спонсоров и кредит, который надо будет возвращать. А чтобы вернуть - средства нужно будет заработать, поскольку мы сами финансируем наше учреждение и никаких бюджетных вливаний не получаем.
На старом месте будут обслуживаться жители Ставрополя, на новом - в основном иногородние. Им туда удобнее добираться, там просторнее автостоянка. Уже выведен фундамент здания, где разместится блок лучевой диагностики, вырыты котлованы под другие здания. Через два года намерены закончить строительство и начать внутренние работы...
- Не могу обойти вопрос, который волнует многих жителей края. Почему получить направление в ваше учреждение превращается в большую проблему? Больным, имеющим на руках медицинский полис, приходится за обследования платить из собственного кошелька...
- Все зависит от финансирования. Бесплатно ни одно обследование не проводится: или за него платит Фонд обязательного медицинского страхования, или рассчитывается сам пациент. Сколько нам денег дали из фонда, на такую сумму и выдаются талоны - ни больше, ни меньше. Но кто знает, какова потребность в медицинской помощи подобного рода? Никто этого не скажет, потому что надо правильно, с учетом всех затрат, формировать тарифы, а этого не делается.
Раньше государственное задание у нас составляло 70 процентов, а платные услуги - 30. Сейчас это соотношение изменено, первая цифра уменьшена до 60, а вторая увеличена до 40. Мы способны больше больных обслуживать по медицинскому полису, но дайте нам такой тариф, чтобы можно было получить прибыль. Ведь сегодня в наш центр на обследования приезжают люди из Москвы, даже из заграницы, потому что там эти обследования обходятся в 3-4 раза дороже.
- Но вы можете как-то регулировать стоимость платных услуг? Население в крае не богатое, у нас пятая часть живет за чертой бедности...
- Безусловно, мы следим за ценами в других учреждениях, чтобы сохранить паритет. Какие-то услуги в центре дешевле, какие-то дороже. Для некоторых категорий населения существуют скидки. К тому же у нас деньги поступают только через платную регистратуру, где пациентов обслуживают восемь кассиров, и никаким другим способом.
- Геннадий Яковлевич, как организатору и руководителю ведущего учреждения вам наверняка небезразлично положение дел в здравоохранении. Сейчас активно идет модернизация, как вы ее оцениваете?
- И приоритетный национальный проект «Здоровье», и проект «Модернизация», безусловно, играют большую роль. Больницы и поликлиники долгие годы не ремонтировались, не получали нового оборудования. Сейчас ситуация исправляется. Хотя наш центр не участвует в программе модернизации, у меня есть чувство гордости, что край добился успехов, получил дополнительные средства. Надо отдать должное министру здравоохранения Виктору Мажарову и его заместителю Константину Хурцеву - они, можно сказать, днем и ночью держат на контроле выполнение всех пунктов программы.
Но любое оборудование быстро устаревает. Пройдет время, и снова надо будет разрабатывать программу, закачивать в регионы бюджетные деньги. Пока медицинские учреждения будут, словно галчата, сидеть на ветках и ждать, когда их накормят, ничего не изменится. Больницы и поликлиники должны иметь возможность получать прибыль и пускать ее на развитие.
- Но, согласитесь, даже суперсовременная медицинская техника ничего не решает, если на ней некому работать. А в крае обеспеченность врачами составляет примерно 60 процентов...
- Эта проблема решается не снизу, а сверху. Ничего нового не скажу: в медицину люди должны идти по призванию, а труд специалистов должен достойно оплачиваться. Сейчас в бюджетных учреждениях ставка молодого врача - 5633 рубля. Как на эти деньги можно прожить? Профессор в медакадемии получает 18 тысяч - кто при такой оплате будет учить медиков? А отсюда текучесть кадров, нехватка специалистов. Парадокс: у нас тренеру сборной по футболу Гусу Хиддинку свободно платили миллионы рублей, а вот доктор экстра-класса, который отвечает за жизнь человека, почему-то высокой зарплаты не достоин.
- Но вашему учреждению, насколько я знаю, дефицит врачей и медсестер не грозит?
- У нас тоже есть потребность в кадрах, но мы берем только высококвалифицированных и опытных специалистов. Все медики в центре имеют высшую и первую категорию, у нас работают 20 кандидатов и три доктора медицинских наук. У многих стаж - свыше двух десятков лет, диагностику они знают как пять собственных пальцев, учат молодежь. Постоянно обновлять и пополнять знания - обязательное требование. Посылаем специалистов на курсы в ведущие клиники страны, на международные конференции, симпозиумы. Недавно пять человек участвовали во Всероссийском национальном конгрессе по лучевой диагностике.
А что касается оплаты, в центре введена рейтинговая оценка эффективности и качества работы каждого специалиста. Лучше работаешь - больше получаешь.
- «Ведомости» поздравляют коллектив диагностического центра с профессиональным праздником. Желаем дальнейших успехов, осуществления планов.
- Спасибо.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет