Вы здесь

Следователи особо важной категории

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Следователи особо важной категории
Беседовала Елена ЧУРЮДА

Террорист Двораковский, «светлоградский маньяк» И. Панченко, который насиловал, а потом убивал девочек и женщин, педофил А. Сашко, который изнасиловал, убил и сжег 10-летнюю дочь священника, «александровский стрелок» А. Таран, который из мести за своих детей ранил главного врача местной больницы и застрелил несколько своих односельчан.
Это еще не полный перечень преступлений, которые вызвали бурю негодования, возмущения и отвращения у жителей края. Но если для населения эти уголовные дела были «громкими», то для отдела по расследованию особо важных дел Следственного управления Следственного комитета России по Ставропольскому краю восстанавливать по крупицам не только самые жестокие, но и запутанные преступления - обычная работа. Какие уголовные дела, вызвавшие широкий общественный резонанс, находятся в производстве следователей сейчас? Как происходит сбор улик и доказательств? Об этом и многом другом наш разговор с руководителем отдела Юрием ЛЯШЕНКО.
- Юрий Михайлович, насколько я знаю, ни в одном нормативном документе нет понятия «особо важное дело». Поэтому расскажите, какие дела являются особо важными? Сколько их в вашем производстве сейчас? Приведите примеры.
- Вами правильно было замечено, что в нормативно-правовых актах нет такого понятия. Но в соответствии с документами Следственного комитета оно существует. Особо важными являются дела не рядового характера. Все они имеют повышенную степень значимости. Как правило, это дела, вызвавшие широкий общественный резонанс, либо дела, возбужденные в отношении спецсубъектов (депутатов, судей, глав органов местного самоуправления, следователей, адвокатов), а также уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных как в отношении несовершеннолетних, так и несовершеннолетними. На сегодняшний день в производстве следователей отдела находится 37 уголовных дел.
Помимо всем известных дел в отношении Лунина, Бестужего, Ромась и Бойцовой, есть дела в отношении следователей МВД, сотрудников «Русьфинансбанка», пособника террористов, которых уничтожили в Нефтекумске и Минеральных Водах. Расследованием занимается, как правило, один человек, а вот по тем делам, где требуется очень большой объем работы (например, взрыв около Дворца культуры и спорта в г. Ставрополе), трудится группа (до десяти человек) следователей.
- Кстати, на прошлой неделе к 23 годам колонии строгого режима был приговорен так называемый «русский ваххабит» В. Двораковский, а его подельник В. Скирко - к 6 годам колонии общего режима. Как вы считаете, удалось ли полностью раскрыть это преступление?
- Да, расследование проведено в полном объеме. Установлено, что молодые люди попали под влияние течения «ваххабизма» в Пятигорской мечети. Во время одного из намазов некий Петросян, который тоже сменил веру, смог убедить их в нетерпимости к сотрудникам правоохранительных органов и лицам другой веры. Он показывал специальные ролики, где рассказывалось о том, как боевики убивают солдат и полицейских.
Заразившись такой идейной пропагандой, В. Двораковский стал сам осваивать навыки взрывного дела. Способы и методы изготовления взрывных устройств он почерпнул из Интернета, а некоторые компоненты, из которых можно делать взрывчатку, имеются в свободной продаже. После того как на съемной квартире у В. Двораковского взорвалась бомба, он исчез и его объявили в розыск, а через некоторое время задержали.
- Не могу не поинтересоваться, на каком этапе предварительного следствия находится дело главы администрации И. Бестужего? Как скоро оно пойдет в суд?
- Хочу напомнить, что дело возбуждалось не только в отношении Бестужего, но и в отношении его помощника Козлова, а также риелтора Крайтер. Это те посредники, которые были задействованы при передаче денег. Когда сведения о получении взятки в 50 миллионов стали известны правоохранительным органам, Крайтер дала согласие на участие в проведении оперативных мероприятий, а по закону лицо, добровольно заявившее о преступлении и способствовавшее его раскрытию, освобождается от уголовного преследования. Поэтому, скорее всего, в отношении Крайтер такое решение будет принято.
Уголовное дело в отношении Козлова уже в суде. Что касается Бестужего, то сейчас его дело расследуется по трем эпизодам. Но мы не исключаем, что могут выявляться дополнительные факты взяточничества. А каждый эпизод, как известно, прибавляет работы.
- Вашему отделу нередко приходится сталкиваться с уголовными делами о преступлениях, совершенных должностными лицами с использованием своего служебного положения. Как, не обладая специальными познаниями, можно разобраться в финансовой, бухгалтерской и налоговой отраслях?
- Все следователи имеют юридическое образование. Понятно, что сложно расследовать дела, связанные с нецелевым расходованием бюджетных средств, и должностные экономические преступления. Как правило, расследование таких дел поручается следователям, имеющим большой стаж работы.
Следователи постоянно совершенствуют свои профессиональные знания в финансовых, бюджетных, налоговых и других отраслях права, отслеживают судебно-следственную практику по уголовным делам таких категорий, читают законы и постановления правительства Российской Федерации и Ставропольского края, рекомендации Минфина России. Отдельного внимания требует межведомственное взаимодействие. Так, при расследовании уголовных дел, согласно заключенным соглашениям, мы взаимодействуем со специалистами Счетной палаты Ставропольского края, Росфиннадзора, Государственной инспекции труда в Ставропольском крае и другими ведомствами.
- Если говорить о делах давно минувших дней, как удалось выйти на след, например, «светлоградского маньяка» И. Панченко и минераловодского педофила-убийцы А. Гонтаренко?
- Когда пропали две девочки, оперативники и следователи вместе с собакой проводили поквартирный обход граждан. Пес по запаху обуви потерпевшей привел их к сараю И. Панченко. Следователи вошли туда и увидели такую картину: помещение было оборудовано для преступных любовных утех, одна из девочек при помощи ошейника и цепи была прикована к стене. Затем при осмотре огорода был обнаружен труп второй пропавшей девочки.
А. Гонтаренко удалось вычислить практически сразу. Его фоторобот составили дети, торговавшие цветами вместе с потерпевшей девочкой. Участковый опознал своего «клиента», который недавно вышел из мест лишения свободы. Преступник прекрасно отдавал отчет своим действиям. Он тщательно скрывал следы насилия и даже убийство девочки умудрился замаскировать под ритуальное. Кроме того, к моменту задержания А. Гонтаренко изменил внешность: подстригся налысо и выщипал брови.
Экспертизой оба изверга были признаны вменяемыми.
- Тяжело ли работать с потерпевшими детьми?
- Да, есть определенные трудности. Но по всем уголовным делам, где ребенок признан потерпевшим, в соответствии с уголовно-процессуальным законом, к работе с детьми привлекаются психологи, педагоги и законные представители. До того как с такими детьми беседует следователь, они получают необходимую педагогическую и психологическую помощь в специализированных центрах. К допросу следователь готовится за неделю, изучая все полученные сведения о несовершеннолетнем, а также обстоятельства совершенного в отношении него преступления.
- Юрий Михайлович, на вас лично и следователей, работающих в вашем отделе, высокопоставленные обвиняемые часто оказывают давление?
- На сегодняшний день значимые фигуранты привлекают достаточно грамотных адвокатов, которые все шире и шире используют права, предоставленные законом: заказывают в различных учреждениях независимые экспертизы, пишут многочисленные жалобы на действия следователей, что является одной из форм защиты, направленной на избежание уголовной ответственности подзащитными. Происходит явное затягивание процедуры расследования, но, несмотря на это, следователи, закрепив собранные доказательства, направляют уголовные дела в суд для рассмотрения по существу.
- А взятки предлагают?
- В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О противодействии коррупции», следователь обязан сообщить о коррупционном проявлении руководителю, в противном случае ему грозит не только увольнение, но и уголовное преследование.
У нас были такие случаи, когда следователи сообщали руководству о том, что родственники обвиняемых предлагают им определенную сумму денег за освобождение близкого человека из-под стражи. Этих граждан брали с поличным и привлекали к уголовной ответственности по факту дачи взятки.
- Часто возвращают дела на доследование?
- Да, такие случаи бывают. В последнее время это связано в основном с незначительными, порой техническими ошибками, например, в обвинительном заключении неправильно указана фамилия обвиняемого или время совершенного преступления. Вместе с тем случаев необоснованного привлечения к уголовной ответственности граждан у нас в отделе не было.
- На сегодняшний день по телевидению идет много фильмов о правоохранительной деятельности. Такие сериалы, как «След» и «Следственный комитет», отражают именно вашу работу. Узнаете ли вы в главных героях себя и основы своей профессии?
- К сожалению, не часто приходится смотреть эти сериалы. Но, с другой стороны, они же создаются при поддержке Следственного комитета России и сценаристам предо-ставляются материалы дел. Несомненно, в какой-то степени в них отражена наша работа, наши ежедневные и ежечасные будни и проблемы.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет