Вы здесь

ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ СТРУКТУРА

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ СТРУКТУРА
Лариса Свечникова, профессор, доктор юридических наук

Связи Русского государства и народов Кавказа прослеживаются с древних времен. И не просто связи, а помощь со стороны России многочисленным племенам, территории которых в XV веке подверглись нашествию со стороны крымских ханов и турецких султанов, попытавшихся закрепиться в землях черкесов, абазин, кабардинцев и других народов Кавказа. Но встретили ожесточенное сопротивление. В этом им помогала и Россия, что привело к расширению русско-кавказских отношений.
Но начало государственно-правовой политики на Кавказе было положено с момента подписания Павлом I 18 (30) января 1801 г. Манифеста о присоединении Грузии к России. Предшествовала этому событию просьба Картлийского и Кахетинского царя Ираклия II российской императрице Екатерине II о взятии под протекторат Грузии, которая на тот момент находилась на грани развала государственности из-за постоянной опасности, исходившей от Ирана и Турции. России же по большому счету эта территория особо нужна не была. Да, в результате упрочивались ее связи в Закавказье и вообще в кавказском регионе. Но проблем стало больше. При этом географическое положение Кавказа, наряду с экспансионистскими планами соседей и европейских держав, требовали от России и военного преимущества, которое должно было гарантировать незыблемость новых границ и государственных интересов.
В первую очередь, на что обратило внимание российское правительство, это на формирование системы управления и социально-экономических отношений. Военно-хозяйственная колонизация Кавказа проводилась преимущественно силами казачества, что являлось важным средством военно-политического и экономического утверждения России на этой территории.
В итоге в 1802 г. на огромном пространстве - от устья Лабы до Каспийского моря и на севере до Маныча - возникла Кавказская губерния. В 1822 г. она была переименована в область, а в 1827 г. принято «Учреждение для управления Кавказской областью», положившее начало конструированию региона в составе Российской империи. Несмотря на то что главное управление было сосредоточено в Тифлисе, где располагался штаб главноуправляющего Кавказом, центр Кавказской области находился на территории будущей Ставропольской губернии - вначале в Георгиевске, затем - в Ставрополе. В последнем располагались гражданские и военные кавказские губернаторы.
Следует еще раз отметить, что Россия стремилась не к колонизации региона, а к расширению экономических связей и предотвращению проникновения на Кавказ агентуры Османской империи и Персии, подстрекаемых Великобританией и Францией, для которых было важно отвлечь Россию от европейских проблем. Несомненно, что Российская империя также преследовала свои цели. Но фактом остается и то, что в результате присоединения народы Кавказа сохранили свою культуру, национальную идентичность, в дальнейшем смогли создать национальную государственность. И те войны, которая вела Россия с восточными державами (13 с Турцией и 3 с Ираном), имели своим следствием и сохранение этнокультурных общ-ностей на Кавказе и в Закавказье. И не только этнокультурных. Ведь общеизвестен факт, как ценились в гаремах турецких султанов и иранских шахов черкесские девушки и грузинские мальчики. И только после принятия под покровительство России, к примеру, в той же Грузии рождаемость увеличилась почти в три раза.
Нельзя утверждать, что процесс интеграции Кавказской области в состав Российской империи происходил гладко. Сложность геополитической обстановки в регионе обуславливалась в том числе и действиями заграничных эмиссаров, подстрекавших местное население на вооруженную борьбу с Россией. Еще одним фактором, влияющим на взаимоотношения русского и коренного населения, являлось несходство их менталитетов. Но ведь остается неоспоримым фактом и то, что Россия, включив в состав империи народы Кавказа, позволила им жить по своим обычаям. Мало того, сбор этих обычаев по всем участкам Кавказской линии был предпринят российскими властями для уяснения более полной картины «народной жизни». И в дальнейшем адаты (нормы обычного права), как и некоторые нормы шариата, учитывались при разборе бытовых тяжб местного населения. А это было довольно сложно, так как представления о «правомерном» и «неправомерном» довольно сильно различались. Например, у многих народов Кавказа, когда речь шла с позиций русского права о воровстве, оно таковым с точки зрения горцев не считалось А даже считалось доблестью, если был украден скот или другое имущество у соседнего племени. Или возьмем обычай кровной мести. Для русских властей это было просто убийством, а для кавказца того времени - обычай, за неисполнение которого он мог не просто потерять уважение сородичей, но и даже быть изгнан из общины. Таким образом, несходство менталитетов русских и коренного населения являлось одним из факторов, который влиял на первых порах на их взаимоотношения. Но, несмотря на это, российские управленцы, учитывая ошибки и сделанные просчеты, делали все, чтобы интеграция народов в состав России прошла безболезненно.
Из представителей горцев создавались военные подразделения, горская (добровольческая) милиция для помощи в соблюдении правопорядка. В большинстве случаев отряды добровольческой милиции имели многонациональный состав, что способствовало интеграции народов, установлению между ними дружественных связей. Исторические факты свидетельствуют и о том, что именно отряды горской милиции, созданные на Кавказе и в Закавказье, останавливали иноземных завоевателей, как это произошло, например, в 1854 г. в районе Карсской области, в Ахалкалаке, впоследствии отданной Турции большевистским правительством.
Еще хотелось бы обратить внимание и на следующее обстоятельство: национальных окраин в Российской империи было много, но на военную службу, в том числе Конвой Его Императорского Величества не привлекались ни народы Севера, ни народы Сибири и Дальнего Востока, ни присоединенных в начале XIX века Польши или Великого княжества Финляндского. Представители народов Кавказа составляли привилегированные полки и бригады, составленные по национальному признаку. Именно их ценило царское правительство как воинов, верных присяге, за что они получали довольно обширные привилегии. За службу на благо Российской империи военные чины получали и большие земельные пожалования, несмотря на остроту земельного вопроса. Дети кавказских военных чинов (и не только их) обучались в пансионах на полном государственном обеспечении, получали высшее образование в лучших учебных заведениях Москвы и Санкт-Петербурга. В дальнейшем из них формировалась военная элита России с вытекающими из этого привилегиями.
Итак, создание в 1802 г. Кавказской губернии (с 1822 г. - Кавказской области), повлекло за собой изменение правового статуса этой территории. В 1847 г., в соответствии с Указом Правительствующего Сената, Кавказская область была переименована в Ставропольскую губернию, что еще больше повысило ее статус. А Указом императора Александра II от 8 (21) февраля 1860 г. Левое и Правое крыло Кавказской линии были переименованы соответственно в Терскую и Кубанскую области, которые, вместе со Ставропольской губернией, являвшейся на тот момент главным управленческим центром, составили единую территорию, впервые обозначенную в законе как «Северный Кавказ».
После октябрьских событий 1917 г. в феврале-мае 1918 года в северокавказском регионе были образованы Кубано-Черноморская и Терская автономные республики, просуществовавшие до белогвардейского наступления 1918 года.
В 1921 г. были образованы Горская и Дагестанская автономные национальные республики. Горская Республика делилась на 6 административных округов: Чеченский, Ингушский, Осетинский, Кабардинский, Балкарский, Карачаевский. При этом г. Владикавказ и г. Грозный с нефтяными промыслами выделялись в самостоятельные единицы наряду с округами. Декретом ВЦИК РСФСР от 1 сентября 1921 г. Кабардинский округ был выделен из состава Горской АССР и преобразован в Кабардинскую автономную область, а 16 января 1922 г. новым декретом ВЦИК была образована объединенная Кабардино-Балкарская автономная область, для чего из состава Горской республики была выделена территория, занимаемая балкарцами.
12 января 1922 постановлением ВЦИК РСФСР была создана Карачаево-Черкесская автономная область, объединившая территории проживания карачаевцев, черкесов и шести казачьих станиц. Просуществовала она недолго - до 26 апреля 1926 г., когда очередным постановлением ВЦИК была разделена на три единицы: Карачаевскую автономную область, Черкесский национальный округ и Баталпашинский район с присоединением последнего к Армавирскому округу.
30 ноября 1922 г. из Горской АССР был выделен Чеченский округ, преобразованный в автономную область.
7 июля 1924 г. Декретом ВЦИК РСФСР Горская Республика упразднялась, из нее были вычленены по национальному признаку две автономные области - Северная Осетия и Ингушетия, автономная административная единица - Сунженский отдел и г. Владикавказ, ставший общим административным центром для Северо-Осетинской и Ингушской автономных областей.
На первый взгляд такое частое территориальное дробление не совсем понятно. Однако здесь нужно учитывать остроту земельного вопроса, который повлек за собой столкновения между различными этническими группами населения, даже в пределах одного народа, и казачьим населением, станицы которых насильно переселялись в другие округа. Последовательно происходившее переселение чеченцев, ингушей, осетин, карачаевцев и других народов из горной полосы на равнину не смогло решить проблему. Все это и обусловило распад Горской Республики как многонациональной автономии горцев и переход к автономии отдельных народов.
В феврале 1924 года в регионе была создана новая административно-территориальная единица РСФСР - Юго-Восточная область (впоследствии переименованная в Северо-Кавказский край), вобравшая в себя все расположенные в ее границах автономии. 26 января 1925 г. был принят Декрет ВЦИК РСФСР «О введении в действие Положения о Северо-Кавказском крае», в соответствии с которым он был разделен на одиннадцать округов: Донской, Донецкий, Морозовский, Сальский, Кубанский, Армавирский, Майкопский, Черноморский, Ставропольский, Терский, Грозненский (город на правах округа) - и четыре автономные национальные области: Кабардино-Балкарскую, Карачаево-Черкесскую, Адыгейскую (Черкесскую) и Чеченскую. Центром был определен г. Ростов-на-Дону.
В дальнейшем, 10 января 1934 г. Северо-Кавказский край был разделен на Азово-Черноморский край и Северо-Кавказский край с центром в г. Пятигорске; в состав последнего вошли и территории, населенные горскими народами: Дагестанская АССР; Кабардино-Балкарская, Карачаевская, Северо-Осетинская, Черкесская и Чечено-Ингушская автономные области. В состав Азово-Черноморского края вошли Адыгейская автономная область, Северная область и территории, входившие в состав бывшей Кубанской области.
Принятие Конституции 1936 г. повлекло за собой изменение в статусе некоторых северокавказских административно-территориальных образований: Кабардино-Балкарская, Северо-Осетинская и Чечено-Ингушская автономные области стали автономными республиками. Они и Дагестан были выведены из состава Северо-Кавказского края. Адыгейская автономная область вошла в состав Краснодарского края, Карачаево-Черкесская - в состав Ставропольского.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет