Вы здесь

ГВАРДИИ РЯДОВОЙ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ГВАРДИИ РЯДОВОЙ
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА

13 марта нынешнего года исполнилось бы 85 лет фронтовику, известному ставропольскому журналисту, поэту, сатирику, члену Союза писателей СССР и России Игорю Степановичу Романову. Исполнилось бы... Яркого, мужественного, честного, самобытного человека, любящего мужа, отца и деда, строгого к своему творчеству писателя не стало 22 ноября 2009 года.
Судьба преподнесла Романову немало сюрпризов - как страшных, горьких, так и светлых, радостных. Из автобиографических заметок Игоря Степановича под общим названием «Вкратце о себе и не только», датированных автором февралем 2008 года, узнаем, что родился будущий поэт в Ейске. Потом родители переехали в деревню Левады, неподалеку от Миллерово, затем оказались в Новочеркасске, где отца Игоря - Степана Лукича арестовали по ложному доносу в 1936 году. Через четыре года старшему Романову удалось каким-то чудом выбраться из застенков НКВД, а всей семье пришлось переехать к родственникам в Нальчик. Оттуда семнадцатилетним подростком в 1944 году ушел Игорь Романов на войну и прослужил в армии до 1951 года. Так получилось, что после войны, которую он закончил на Дальнем Востоке, его военный призыв отпустили не сразу. Прошли все сроки, а он все шоферил по студеному Забайкалью: «Право же - верится и не верится, что когда-то на полупустынном «Семьдесят седьмом разъезде» под Читой в зиму начинавшегося сорок седьмого года и я стоял в карауле, с опаской поглядывая на застывшую обжигающую цифру: минус 63 градуса огромного спиртового (ртуть - затвердевала!) термометра, будто примерзшего к заиндевелой стене штаба нашей дивизии... «На часах» стояли только по 15 минут. Больше нам бы, пожалуй, и не вытерпеть, хотя старшины старались укутать нас сколь можно потеплее». Суровая тема войны стала потом сквозной в творчестве поэта: «Поезда сорок первого года навсегда в синеву небосвода развеселых увозят ребят...»
Вернувшись к мирной жизни, Игорь Романов окончил вечернюю школу, а потом (с красным дипломом) филологический факультет Ставропольского пединститута (ныне Ставропольский госуниверситет). Его послали в Элисту, возрождать областную газету, но из-за болезни пришлось через два года возвращаться в Ставрополь. После чего работал сотрудником краевой газеты «Молодой ленинец» и руководителем литобъединения при этой газете, ответсекретарем литературного альманаха «Ставрополье», редактором Ставропольского краевого книжного издательства. В июне 1973 года он становится «узаконенным литератором», получив удостоверение члена Союза писателей СССР. Но задолго до этого, как пишет Игорь Степанович в своих автобиографических записках, произошло одно из самых важных для его судьбы событий - встреча с будущей женой. «Лена, - тихо и стеснительно представилась замечательная, изящная, почти воздушная девочка с косами до пят... Первого января 1956 года, тогда еще это был рабочий день, мы «расписались» в ЗАГСе с Еленой Николаевной Лавановой, ставшей отныне - Романовой, пожизненно моей вседневной Музой в творчестве, другом - во всей житейской круговерти». С какой теплотой, любовью и гордостью повествует он потом о той, которая шла с ним рядом уже более 50 лет (общий их жизненный стаж - 54 года). А гордиться было чем: школа с золотой медалью, вуз с красным дипломом, великолепные организаторские способности проявила Елена Николаевна, согласившись принять директорство в школе №4, а затем, поднимая среднюю школу №2 Ставрополя. И, конечно, заслуженные награды: звание «Заслуженный учитель школы РФ», значок «Отличник народного просвещения», орден «Октябрьской революции», медали «За доблестный труд», «Ветеран труда», «За заслуги в области образования». Она и сейчас преподает историю и руководит музеем в любимой школе №2, которой в прошлом году исполнилось 75 лет. Можно назвать семью Романовых семьей орденоносцев, ведь и Игорь Степанович был кавалером ордена «Отечественной войны» II степени, обладателем многих боевых медалей. Правда, только боевых, не мирных, уж очень непростой, честный, принципиальный, несгибаемый был у него характер. «С меня хватит воинских наград. И - неотъемлемого звания: Гвардии Рядовой... Повезло выпустить в свет почти два десятка своих книжек и подготовить рукопись еще одной книги, куда, впрочем, не вошли прозаические миниатюры, равно как и переводы с калмыцкого, абазинского, ногайского, карачаевского языков».
Он не успел увидеть свою последнюю книгу. Подготовку к печати двухтомника Игоря Романова, который он сам назвал «Предвестье», сделала Елена Николаевна вместе с сотрудниками Ставропольского литературного центра и краевого отделения Литературного фонда России. Избранные произведения поэта вышли в свет в 2010 году в издательстве Ставропольского госуниверситета, за что огромное спасибо ректору вуза, профессору Владимиру Шаповалову. Сюда вошли поэмы Романова «Начальник станции», «На краю», «Чистые следы», «Зеленое половодье», «Круговорот», лирические стихи, большинство из которых посвящены его супруге, романсы, фронтовые стихи, к примеру, «Встреча 9 Мая»:
«...И до скончанья дней наказ души таков:
Не позабыть друзей и не простить врагов».
Вот о друзьях Романова нужно сказать особо. Несколько десятилетий с ним рядом шли его друзья - врач, писатель Георгий Шумаров и заслуженный работник культуры РФ, известный музейщик Вениамин Госданкер. Такому мощному человеческому и творческому содружеству можно было только позавидовать светло, а теперь и печально. До последних своих дней, несмотря на тяжелую болезнь, Игорь Степанович общался со многими коллегами - писателями и журналистами, которые и после его ухода не перестают восхищаться удивительным даром слова Романова, его емкими, точными формулировками:
«Глупость - неподатливый порок,
В сущности, она неистребима.
И шагнет через любой порог.
Отодвинусь - пусть проходит мимо».
Вот что пишет, в частности, о творчестве поэта достаточно тесно с ним общавшийся член Союза писателей России Станислав Касперский: «Всю жизнь Игорь Романов искал красоту и истину. Красоту он находил и создавал сам («Жизнь, по сути, нелепа без глотка красоты»). А истина, казалось ему, все больше дразнила и отдалялась, ускользая от него: «Чем ближе путь до Вечного Приюта, тем дальше Тайна Истины от нас». Поэзия Игоря Романова - кладезь мудрости и красоты. Да не упрекнут меня в национализме: я считаю, что в ней - исключительно русский дух, русская душа, русский характер. Сама Россия смотрит на нас глазами поэта со страниц его книг».

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет