Вы здесь

ЛЮДИ НА КРАЮ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ЛЮДИ НА КРАЮ
Елена ЧУРЮДА

На сегодняшний день в России насчитывается от 100 до 350 тысяч человек, не имеющих определенного места жительства. В городе Ставрополе, по некоторым данным, таких людей от 35 до 50 человек. Кто-то из них продал свое жилье, кто-то обманут «черными риелторами», кто-то потерял ведомственную квартиру в связи с сокращением или увольнением, кто-то оказался на улице из-за семейных проблем (разведенные, выгнанные родственниками, сбежавшие от пьющих родственников или сами пьющие), а для кого-то это жизненный выбор.
Мы часто видим таких людей, лежащих на лавочках и газонах. Но, проходя мимо, лишь равнодушно посмотрим на них и тут же отводим взгляд, мол, напился до потери сознания очередной алкоголик. И нисколько не задумываемся над тем, что случилось с этим человеком, или что, возможно, ему необходима срочная медицинская помощь.
Нерешительность или неспособность государственных структур решить эту проблему заставляет действовать более активно, целеустремленно и решительно тех людей, которые не могут спать спокойно дома, когда кто-то живет на улице.
Вот уже два года Ставропольская краевая общественная организация «Открытый дом - детская служба спасения» занимается не только проблемами детей, но и бездомными. Помогает им одеждой, лекарствами, горячим питанием.
- Мы задумали эту акцию в светлый праздник Рождества, еще в 2010 году, - рассказывает руководитель организации Роза Баранова. - Тогда тоже сильный мороз и ветер был. Приехали к Андреевскому собору, а нам священнослужители сказали, что всех асоциальных личностей разогнала милиция, так как они портят картину перед храмом. Что делать? Стали искать их в подвалах, в гаражах, на вокзалах. Заглянули как-то в один подвал и увидели такую картину: на грязном и сыром одеяле в обнимку с двумя собаками лежит мужичок. Мы его накормили, дали чистую одежду. Так с того дня и в любую погоду мы еженедельно колесим по Ставрополю и кормим бездомных. Сначала готовили первое и второе, но со временем убедившись, что нуждаются они все-таки в горячем, раздаем только первое.
Я побывала на одном из таких мероприятий. Когда мы подъехали к Андреевскому собору, нас уже ждали шесть человек в грязном и оборванном тряпье. Они с удовольствием ели суп, запивая горячим чаем. Некоторые пришли с баночками, чтобы запастись пищей впрок.
Но не родились же они на улице, в самом деле? Хоть эти люди и не любят рассказывать о себе, однако в теплой и дружеской обстановке охотно делятся своей нелегкой судьбой, естественно, не называя своих имен и фамилий.
Одна пожилая женщина работала инженером на одном из ставропольских заводов. В свое время получила квартиру и воспитывала дочь, а когда та выросла и вышла замуж, то выгнала мать на улицу. В настоящее время она вынуждена жить в подвале и питаться объедками.
- Они кочевой народ и не сидят на одном месте, - говорит Роза Теймуровна. - Одни уходят, но на их месте тут же появляются новые. Помню, кормили мы как-то бывшего футболиста ставропольского «Динамо». Однажды он сломал ногу и больше не смог восстановиться после травмы, а потеряв ведомственное жилье, оказался на улице. Но вот уже давно я его не вижу. Зато появляются другие, в том числе и выходцы из бывших союзных республик.
Некоторые бездомные - бывшие заключенные. Выйдя на свободу после долгого срока, они попадают в совершенно непривычный, непонятный для них мир, устроиться и вжиться в который им гораздо труднее, чем до ареста.
- За время пребывания в условиях изоляции от общества большинство из них утратили социально полезные навыки, многим практически заново приходится решать вопросы трудового и бытового устройства, освоения новых профессий, получения дополнительного образования, - рассказывает руководитель благотворительного фонда помощи заключенным Андрей Фоменко. - У многих за годы, проведенные за решеткой, умерли родители, кто-то потерял семью, у кого-то жилье пришло в негодность. Кто-то, помимо всего прочего, потерял здоровье или просто состарился. В первый же день после освобождения надо что-то поесть, ночью где-то переночевать. Но на работу бывшего арестанта никто не примет, регистрацию незнакомцу никто не даст, переночевать не пустит. И вот тут, как ни странно, на помощь к нему приходят не социальные работники, а друзья-собутыльники, которые ничем, кроме как «отметить» освобождение, помочь не могут.
Большинство обездоленных - люди трудоспособного возраста, которые могли бы быть полезными обществу. Вот только работать они не хотят, предпочитая праздный образ жизни. Если раньше бездельников и тунеядцев принуждали к труду, то сейчас государство этим не занимается. Поэтому быть бомжами, даже имея собственное жилье, им нравится. Тем более всегда найдутся люди, которые накормят, дадут одежду.
Кроме того, в прошлом году бомжам стали выдавать медицинские полисы, где с их слов записывают все данные. Теперь их могут беспрепятственно положить в больницу. За прошлую неделю с диагнозом «Обморожение» в городские больницы Ставрополя госпитализировано 26 человек, 19 из них - бомжи, одному из которых уже ампутировали руку.
- Все лица без определенного места жительства доставлены в состоянии алкогольного опьянения, - рассказала заместитель главного врача ставропольской станции скорой помощи. - По их словам, пьют они только для того, чтобы согреться, но, как известно, спиртное не спасает от холода, а, наоборот, усугубляет положение.
Тем не менее больше всего бездомные опасаются вовсе не замерзнуть от холода, а, как пояснила Роза Теймуровна, они боятся полицейских, трудных подростков и скинхедов, которые избивают их только за то, что они оказались на дне жизни и никак не могут вырваться из этой пропасти.
Кстати, военные, якобы потерявшие ноги в боевых схватках, дети, мамочки с новорожденными, которые просят милостыню на проспекте К. Маркса или снуют на дороге прямо возле машин, так и норовя, оказаться под колесами, не относятся к бомжам, а на улицу выходят как на работу.
- Я как-то подошла к женщине, у которой на табличке было написано: «Мой ребенок болен, помогите, пожалуйста», - рассказывает Р. Баранова. - Я ей пыталась объяснить, что данная проблема решается по-другому. Мне действительно хотелось помочь, выйти на министерство здравоохранения и министерство социальной защиты и занятости. Ведь наша организация, в первую очередь, занимается детьми. Но, когда спросила, чем ваш ребенок болен, а она отмахнулась и ответила «ничем», то я поняла, что дети ее живы и здоровы или у нее их вообще нет. К тому же некоторые люди неоднократно видели, что этих людей привозят и забирают на дорогих машинах.
Устав фактически в одиночку помогать бездомным, Р. Баранова позвонила на телефон доверия губернатору, мол, пусть займутся ими и государственные службы. Возможно, ее звонок и натолкнул губернатора на еженедельном рабочем совещании в правительстве края обратить особое внимание на положение людей, лишенных крова, особенно зимой.
- Может быть, у человека нет крыши над головой, но это не значит, что он должен быть обречен на замерзание, - подчеркнул В. Гаевский.
В крае организовали специальную акцию под названием «Маршрут милосердия». Волонтеры акции - послушники Спасо-Преображенского центра, запасшись продуктами питания и горячим чаем, объехали центральные улицы и соборы города, которые являются местами массового скопления нуждающихся.
Как говорят сами ребята, встречали их с настороженностью и удивлением в глазах. Но, получив в руки свою порцию пищи, люди благодарили участников маршрута и желали им всего самого наилучшего. Те жители, которые услышали о маршруте заранее, звонили на телефон доверия с просьбой проехать в жилую зону и накормить бездомных, проживающих во дворах. Одного из таких постояльцев жильцы попросили забрать на реабилитацию, чтобы избавить его от алкогольной зависимости. Сам человек на возможность подлечиться отреагировал положительно.
В пресс-службе Ставропольской и Невинномысской епархии сообщили, что сейчас в 13 храмах организуются центры помощи бездомным, где люди смогут получить ночлег, горячее питание, а также медицинскую помощь. Питанием бомжи, слава Богу, не обделены. А вот как обстоят дела с ночлегом и медицинским обслуживанием, я решила выяснить в самих храмах.
Однако в храм св. Пантелеймона Целителя так и не дозвонилась, а в храме благоверного князя А. Невского милая девушка, представившись помощницей батюшки, пояснила, что они предоставляют лишь еду. Врачебную помощь оказывают специалисты городской службы спасения, а теплый ночлег, возможно, предоставляют бездомному другие церкви.
Единственное место на весь Ставропольский край, где бомжей не только накормят, но и предоставят крышу над головой, а также окажут услуги медицинского и правового характера - «Свистухинский центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий», расположенный в поселке Свистухино Кочубеевского района.
Если раньше в центре было 180 мест и он был постоянно переполнен, то уже в этом году там окончен капитальный ремонт нового корпуса и появилось еще 30 мест. Сейчас в учреждении 210 человек.
В прошлом году в Свистухинском центре побывали 424 бездомных, 58 пациентам оформили документы, 37 человек получили освидетельствование на группу инвалидности, а 40 граждан теперь получают пенсии.
На самом деле, на социальном дне, как и в тюрьме, может оказаться каждый. Но останется он там или нет, зависит от самого человека. Если он хочет выбраться оттуда, то обязательно сделает это. Найдет работу, снимет квартиру, уйдет с улицы. Однако, как показывает практика, таких людей не много. Большинство все же предпочитают бездельничать, бродяжничать и пьянствовать, опускаясь все ниже и ниже на самое дно.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет