Вы здесь

ЛЕКАРСТВО ПРОТИВ МОРЩИН

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ЛЕКАРСТВО ПРОТИВ МОРЩИН
Александр Емцов

В январе 2012 года исполняется 20 лет со дня выхода первого номера воссозданной газеты «Ставропольские губернские ведомости». К этой дате бессменный главный редактор газеты Александр Емцов издал книгу очерков и статей «Лекарство против морщин». Сегодня мы продолжаем публикацию одноименного очерка.
Начало в СГВ №№40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50
Конечно, чистоплюй может сказать: я в эту выборную грязь не полезу, я над схваткой. Но, с одной стороны, нельзя зайти на скотный двор, не запачкавшись. Увы, общественная жизнь наша порой напоминает этот самый скотный двор. Где куда ни ступи - вляпаешься. И уж тут точно нет вины журналистов. На фоне того, что вытворяют политики, грехи журналистов кажутся детской шалостью. С другой стороны, уж кто-кто, а чистоплюи в газетах не работают. Там для них атмосфера не та. Наконец, не верьте тем журналистам, что бравируют своим нейтралитетом. Это неправда. Они просто ломаются, манерничают. Работать в газете и остаться над политической схваткой невозможно. Буря идет, и все деревья леса общественной жизни, без исключения, качаются. Журналист - дерево. Хорошо бы, что не дуб. Ну а грязь... Она в политике особого рода. Она - сплошь чернозем, к тому же сдобренный навозом. А потому и плодородная на правду, потому и очистительная для общества.
Другое дело, что вы, главный редактор, должны быть готовы к публикации материалов от всех участников схватки. Ваша газета - всего лишь ринг, где они дерутся, или подиум, где демонстрируют свои лучшие качества. У нее, как у Британии, нет постоянных друзей или врагов, у нее только постоянные интересы. И самый главный интерес - это писать, или, как ни неожиданно будет звучать, продавать правду. Не уставайте это проводить в жизнь. Тогда у вас есть шанс сохранить доверие читателей. К сожалению, беда провинции в том, что все мы знаем друг друга настолько хорошо, что чуть ли не родственники. И запанибрата. Поскольку еще вчера чокались во время очередного мероприятия. Сами политики настолько узколобы и зашорены, что первую же публикацию своих противников на ваших страницах расценивают как ваш личный недружественный выпад в их сторону. И, надув зобы, прекращают всякие контакты. Громко негодуя, обвиняют, что вы уже продались противнику, и идут в другие газеты. Которые еще не успели против них ничего напечатать. Там картина повторяется, но уже с точностью до наоборот. В результате СМИ разбираются противоборствующими группами. Так и теряется независимость прессы, и прежде всего - в глазах читателей. Они ведь не простаки, видят тенденциозность издания. Которое у одной партии замечает только хорошее, у другой - только плохое. Хотя по логике партии не вправе создавать себе врагов в прессе. Для них это смерти подобно. Смерти подобна и агитация в подмятой под себя газете. Такой не верят. Лидеры партий должны понимать: газета - это не главный редактор, газета - это читатели. Они у каждого издания свои. Их бесполезно подминать. Их надо только переубедить. И читатели одной газеты в наше время не пересекаются с читателями других газет. Просто потому, что у них нет денег на покупку обеих. Поэтому партиям и политикам надо показывать свои лучшие стороны именно перед теми читателями, которые ознакомились с наездом на них. А не перед какими другими. И в идеале - присутствовать во всех изданиях. Увы, до такого понимания нашим доморощенным политикам далеко.
Именно политическая разборка на своих и чужих произошла с 2005 года у нас в крае. Особенно - в момент схватки «Единой России» и «Справедливой России» на выборах в краевую, а потом и в федеральную думу. Тут необходимо маленькое отступление. Черногоровщина - это ведь не только застой в развитии экономики края, отсутствие серьезных инвестиций, запущенность социальной сферы, смена кабинета через каждые два года, кадровая чехарда и грызня даже в министерских рядах, кумовство в назначении на должности, пустопорожняя болтовня, самолюбование и плоские шутки первого лица, а также семейные скандалы вокруг его имени. То есть все то, о чем я уже писал выше. Это еще и отсутствие перспектив роста у десятков и даже сотен молодых, прогрессивно настроенных, успешных людей. Которые с нуля построили свой бизнес, в меру разбогатели, самоутвердились и хотели продолжить карьерный рост, в том числе и на государственной службе. И чтобы заявить о себе, и чтобы использовать административный ресурс для активизации своего бизнеса. Что поделаешь, в такой стране живем. Перспективы же административного кадрового роста в краевом центре в начале нового тысячелетия отсутствовали начисто. Ведь сначала Александр Леонидович оперся на компартию, сформировал свою команду из ее сторонников, в основном пожилых. То есть людей, далеких от бизнеса. Затем, уже во второй и третий срок своего царствования, приглашал кадры со стороны: то из Первопрестольной, то из Тулы, то еще бог весть откуда. Они показали себя не в лучшем свете, против некоторых даже были заведены уголовные дела. Я их погонял в своих «Письмах» «пришельцами», за что получал восторженные благодарственные звонки ставропольцев.
В этом плане Гаевский поступил мудрее: сформировал команду из местных, амбициозных, в большей степени прошедших школу бизнеса, кадров. Невзирая даже на то, что некоторые из них были раньше в команде Кузьмина - Уткина. Тем самым убрал фундамент потенциальной фронды.
Логично, что в черногоровское время местные успешные люди стали сбиваться вокруг тех, кто чуть ли не открыто провозгласил себя противниками действующего губернатора - вице-мэра краевого центра Андрея Уткина и самого мэра Дмитрия Кузьмина. Подоспела и организационная основа новой силы - партия «Справедливая Россия». Создав ее краевую организацию, Кузьмин и Уткин фактически легализовали свои устремления, открыто провозгласили главную цель - свалить команду Черногорова и утвердиться на краевом уровне власти. Под флагом установления справедливости. Цель была настолько притягательной, что в рядах вновь образованной партструктуры оказались чуть ли не все более-менее состоявшиеся бизнесмены краевого центра, во всяком случае - из сферы малого и среднего бизнеса. И эта команда победила на выборах в краевую думу весной 2007 года. Победила, страшно подумать, саму правящую партию «Единая Россия». Так что не надо удивляться, что к очередным выборам - в Федеральную думу осенью 2007 года, и краевая партийная организация единороссов, и Черногоров оказались в одной лодке: губернатор возглавил их партийный выборный список. И в крае началась настоящая политическая война.
На войне как на войне - все средства хороши. И у противников своя стратегия и тактика. У справедливороссов руки были связаны: партсписок неприятеля на федеральном уровне возглавлял Путин, и особо критиковать его партию центр во главе с С. Мироновым местным организациям не позволял. Единороссы же особенно не церемонились, и запомнились тем, что «мочили» справедливороссов как могли. Сначала обвиняли действующую городскую власть в том, что город насквозь коррумпирован. Сермяжная правда тут, возможно, и была, но покажите мне российский город, где власть не заражена коррупцией. Сама правящая партия ею заражена. А когда и это не помогло, прямо перед выборами устроили зачистку: с помощью послушных лидеру партии В. Грызлову силовиков посадили по надуманному обвинению в тюрьму Уткина, обвинили в уголовщине Кузьмина. Тот, правда, успел сбежать за границу, и принят там как преследуемый по политическим мотивам.
Конечно, этого следовало ожидать. Наши доморощенные справедливороссы посягнули, по сути дела, на полномочия президента менять губернаторов. Захотели сами его поменять. И центр этого им не простил. Нарушил при этом правила игры в демократию? Подумаешь, мелочи. Ведь власть на кону.
Но я рассказываю о том времени не для того, чтобы лишний раз напомнить о политиках. Я - о газетах. Когда, стремясь любой ценой прорваться к власти, плюют на демократию, то первыми под липкой слюной оказываются СМИ. Все краевые более-менее заметные средства массовой информации оказались в тот период по воле политиков по разные стороны баррикад. Самое прискорбное, что сами журналисты пали до уровня примитивных политиков, не удержались от нападок друг на друга. Некоторые в раже служения тому, кто дал жирный кусок хлеба, прямо из штанов выпрыгивали, рвали коллег так, что клочья летели. Все читали некрасовское: «Люди холопского звания - чистые псы иногда». Но почему-то всем кажется, что это не про них.
«Ведомости» именно по черно-белой логике партийных пристрастий оказались справедливороссовской газетой. Единороссы на нас обиделись и перестали даже заходить. Их противники, наоборот, зачастили и завалили всяким компроматом. Тем более что он был против Черногорова, лидера единороссовского списка, и пришелся нам ко двору. Мы тут были последовательными, поскольку уже не первый год воевали с губернатором. Логично, что его противники пришли именно к нам. И в этой ситуации не мы изменили себе, не мы были перевертышами, а сам он, поскольку порвал с коммунистами и перешел в «Единую Россию». И сама краевая организация «Единой России» оказалась перевертышем, поскольку внесла в свой выборный партсписок главу исполнительной власти, которого вчера еще нещадно критиковала и на которого до того разносила по редакциям компромат. И компромат, принесенный нам в период выборов справедливороссами, был стоящий. Какой редактор, например, откажется напечатать тайные банковские счета губернатора, счета, которые он в нарушение закона о выборах не внес в декларацию? Или информацию о том, что он не платит алименты? Я не представляю себя таким редактором. Как и не думаю, что живу в демократическом обществе. В другой бы, демократической, стране обнародование подобных фактов стоило партии политического будущего. Но только не у нас. У нас и партия сохранилась, и губернатор после разоблачений за собой пост сохранил. Правда, ненадолго.
Так что мы не были и не стали чьими-то. Мы были и остались газетой для читателей, использовавшей политические противоречия для создания более правдивой картины нашей безрадостной действительности. И не более того. Жизнь показала, что мы были на правильном пути. Горячка выборная прошла, а правда - в газетной подшивке ли, в сознании читателей - осталась. Выборы кончились, партии впали в анабиоз, губернатор уже другой. А газета как была, так и есть. Газета здравого смысла. Как издавалась, так и издается. Ради куража? Да, в том числе и ради куража, если под этим словом понимать «смелость». Кураж - это то единственное, что позволяет сохранять уважение к своей профессии. А то, что иногда из-за него возникает война, так это же, как пел Цой, «лекарство против морщин».
* * *
В тех мартовских 2007 года выборах я участвовал в политике в несколько ином качестве. А именно баллотировался в депутаты краевой думы по Предгорному избирательному округу.
Вообще-то сам я крайне отрицательно отношусь к непосредственному участию журналистов в органах власти. Особенно если они, став депутатами, остаются еще и в штате редакции. Тут одно из двух: ты или правду людям неси о власти, или работай внутри этой власти и на эту самую власть. Все эти рассказы о депутатском служении народу - от лукавого. Как сытый голодного не понимает, так и не может служить людям тот, кто и зарплату себе установил в десять раз большую, чем у рядового работника, и кто на казенной иномарке с особыми номерами и мигалкой катается, и кто в лучших санаториях на халяву отдыхает, за границу опять же даром мотается. Такие «слуги народа» перестают ими быть ровно на следующий день после избрания. Да и у журналистов в руках механизмы намного эффективнее тех, что у депутатов. Что может депутат? Не для себя любимого и своей семьи, разумеется, может, а для людей. Сделать депутатский запрос, проголосовать за какой-нибудь там закон... А журналист эти запросы может гнать хоть в каждом газетном номере. Журналист, если он толковый, может и предложить идею в закон, и заставить принять ее. Журналист открывает то, что власть от народа прячет. Главное - уметь пользоваться нашими профессиональными возможностями.
Но тогда была уникальная ситуация. Участвуя в выборах, я мог вогнать последний гвоздь в крышку гроба команды Черногорова. Ведь он шел первым в партсписке «Единой России», и кому как не мне было рассказывать в ходе предвыборной кампании о нем правду. По большому счету вопрос ведь стоял так: выиграет партия - Черногоров останется у руля еще на неопределенное время. Проиграет - его дни сочтены. Именно поэтому я и ввязался в конкретную политику. Задачи выиграть и стать депутатом краевой думы не ставил. Задача была - «раскатать» главного своего оппонента. Отсюда и лозунг моей кампании: «Емцов против Черногорова». Под этим лозунгом выходили мои агитационные материалы, под ним шли встречи с избирателями. Не скрою, было интересно и пройти школу выборов, попробовать и узнать, что представляет выборный процесс изнутри. Но это была скорее прикладная задача.
Вся моя команда на выборах насчитывала восемь человек. Все из редакции. Я был и сам за рулем - намотал по району на «Волге» за месяц двенадцать тысяч километров, и сам писал агитационные материалы - выпустил четыре листовки газетного формата, и сам выступал перед избирателями - порой по 3-4 раза в день. Районная администрация стояла на ушах: еще бы, кандидат чешет правду-матку, откровенно, без всяких экивоков называет губернатора пустопорожним болтуном, приводит примеры бездействия власти, отвратительных результатов ее работы, рассказывает об особняках первого лица края, подробностях его развода с женой, суде между ними за ребенка и прочее. Наши агитационные плакаты срывались, не провисев и часа. Одним словом, мы навели в районе шухер. Избирательная комиссия даже подавала на нас в суд. В избирательном округе, где меня совсем не знали, удалось набрать без малого 30 процентов голосов. Но самое главное, партия «Единая Россия» пришла к финишу второй, с заметным отрывом от «Справедливой России», и только из-за Черногорова. Так что не зря я рвал глотку.
Продолжение следует.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет