Вы здесь

КОРРУПЦИЯ В ЕЖОВЫХ РУКАВИЦАХ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

КОРРУПЦИЯ В ЕЖОВЫХ РУКАВИЦАХ
Марина КАНДРАШКИНА

Что делают органы власти для преодоления этого явления

По признанию Президента РФ Д.А. Медведева, одной из самых тяжелых болезней нашего государства и общества является коррупция. Она приобрела такие масштабы, стала столь массовой, что теперь реально угрожает не только благополучию отдельных граждан, не только экономическому развитию, но и политической стабильности и безопасности государства.
Именно коррупция создает условия для проявлений терроризма. Коррупция разрушает всю нашу веру в закон и справедливость в судебной и правоохранительной системах. Коррупция негативно воздействует на экономическую сферу. Нарушаются механизмы конкуренции, создаются препятствия свободе предпринимательской деятельности, ущемляются права собственников, неэффективно используются бюджетные средства, необоснованно завышаются цены.
«Надо что-то делать, хватит ждать! Это явление превратилось в системную проблему. А системной проблеме мы обязаны противопоставить системный ответ», - прозвучало три года назад из уст президента на совещании в Кремле.
Сегодня как в России в целом, так и в Ставропольском крае, принят и действует целый ряд мер, направленных на профилактику и снижение коррупции. И помимо следователей и прокуроров, в чьи обязанности, собственно, и входит ловить нечистых на руку чиновников, в систему противодействия коррупции включено и правительство Ставропольского края, муниципалитеты на местах. Чего удалось достичь за это время?
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА
В 2008 году в России был принят Федеральный закон «О противодействии коррупции», который установил правовые и организационные основы предупреждения явления и борьбы с ним. Ставрополье стало одним из первых субъектов Российской Федерации, где был разработан и принят региональный закон о противодействии коррупции. В нем предусмотрены, в частности, разработка и реализация антикоррупционных программ; проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов СК; антикоррупционная пропаганда; создание антикоррупционных механизмов и т.д. Помочь же в реализации данного закона призвана разработанная правительством целевая программа «Противодействие коррупции в сфере деятельности органов исполнительной власти СК на 2010-2014 годы».
Одним из главных профилактических методов борьбы стала проверка действующих нормативных правовых актов либо проектов на наличие в них коррупционной составляющей.
Ведь сегодня значительная часть нарушений становится возможной благодаря недостаткам действующего законодательства. Например, в законе или каком другом нормативном акте есть маленькая такая приписка о том, что родители могут оплачивать ежегодный ремонт или покупать парты в школы. Во что это выльется, несложно догадаться. Слово «могут» трансформируется в «обязаны», да и кто-то может купить парты обычные деревянные, а кому-то заблагорассудится выбрать столы, инкрустированные стразами Сваровски.
Чтобы таких сюрпризов не было, как раз и нужна проверка законодательных актов, норм, правил на прочность. Согласно данным правового управления аппарата правительства СК, за шесть месяцев 2011 года проведена антикоррупционная экспертиза 729 проектов нормативных правовых актов губернатора и краевого правительства, 65 законопроектов и 47 законов Ставропольского края, поступивших губернатору на подписание из Думы Ставропольского края. Выявлены коррупциогенные факторы в 17 проектах нормативных правовых актов и трех действующих законах края.
Между тем только четкими законодательными рамками взяточничество в нашей стране не искоренить. Нужны и эффективные практические методы решения проблемы. В крае они тоже созданы.
СЛУЖБА «ОДНОГО ОКНА»
В настоящее время в нашем регионе создаются многофункциональные электронные центры, призванные связать все государственные услуги принципом «одного окна». Это, по мнению краевых властей, станет весьма эффективной таблеткой от всякого рода вымогательства. Ведь как складывалась ситуация год-два назад? Например, чтобы оформить право собственности на земельный участок в секторе индивидуальной застройки, нужно было обойти полтора десятка организаций. Все это растягивалось чуть ли не на год, а то и два. Впрочем, все можно было сделать и гораздо быстрее, найдя нужного человека и хорошо поблагодарив его.
Теперь же любой житель самого отдаленного поселка получит возможность оформления тех или иных документов через терминал, установленный в почтовом отделении по месту жительства. Это не только существенно сократит сроки оформления документов, но и даст гражданам личный контроль над всей процедурой. Каждый клиент может из своего дома отслеживать, как идет рассмотрение его заявления, где, у кого, сколько времени находилась та или иная бумага.
Учитывая, что все процедуры будет вести электронная система, исключается сотрудничество с чиновниками, а значит, и желание дать или получить «на лапу». Словом, «одно окно» - это когда ты отдал свое заявление и в назначенный день вернулся, чтобы забрать пакет с оформленным по всем правилам, со всеми подписями документом. А самому ходить по инстанциям для бесчисленных согласований не нужно.
В настоящее время на Региональном портале государственных и муниципальных услуг размещена информация о более чем 460 государственных и муниципальных услугах (ГМУ), оказываемых на территории края. Всего же на Ставрополье работает девять центров предоставления государственных услуг в сфере социальной защиты населения - в Александровском, Советском, Степновском, Красногвардейском и Курском районах, в городах Ставрополе, Кисловодске, Невинномысске и Изобильном.
КОНТРОЛЬ СО ЗНАКОМ КАЧЕСТВА
В правительстве края началась и реформа размещения государственного муниципального заказа. Ее главной задачей станет побороть коррупцию и бюрократию при проведении конкурсов и торгов. Для этого предусматривается создание единой интерактивной базы госзаказов, повышение экономических стимулов для конкурсантов и многое другое. Теперь, например, конкурсная заявка состоит из двух частей. Первая включает в себя информацию о товаре или услуге, вторая - информацию об участнике. Оценка первой, «технической», части заявки - это «отборочный тур», на котором заказчик выявляет нужного ему участника. В электронных торгах заявки будут поступать госзаказчику без наименования претендентов. Поэтому есть вариант, что торги все-таки пройдут чисто и честно.
Другой мерой является экспертиза инвестиционных проектов в рамках оказания господдержки предприятиям и организациям. Так, за 9 месяцев этого года в целях предоставления субсидий, грантов за счет бюджета СК была проведена экспертиза документов, поступивших от 340 субъектов малого и среднего предпринимательства, а также 16 субъектов предпринимательства, реализующих инвестпроекты с привлечением кредитов в российских кредитных организациях. Из них 81 субъект получил помощь. С целью контроля за целевым использованием средств, а также мониторинга реализации инвестпроектов проверены документы, предоставленные 35 субъектами предпринимательства, ранее получившими господдержку.
Кроме того, министерство здравоохранения края сформировало базу данных со среднекраевыми и предельно допустимыми ценами на лекарственные препараты, а также предельно допустимыми ценами на медицинское оборудование для использования при формировании начальной (стартовой) аукционной цены при подготовке конкурсной документации.
Не остались в стороне и органы муниципальной власти на местах. Например, в Невинномысске начала действовать муниципальная услуга «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования» с размещением на официальном сайте администрации города списка детей, поставленных на учет для зачисления в детские образовательные учреждения. Это позволит избежать злоупотреблений при соблюдении очередности.
ОТКРЫТЫ ДЛЯ НАРОДА - ЗНАЧИТ, ЧЕСТНЫ
Открытость тоже является одним из способов борьбы с вымогательством и другими проявлениями коррупции. Поэтому краевые власти стали уделять больше внимания и повышению прозрачности в работе официальных структур. Так, на Ставрополье заработали интернет-порталы «Электронная Россия», «Электронное правительство», где можно найти не только интересующие законодательные акты по номеру или дате, по ключевым словам, по ссылкам, но и появились интерактивные сервисы, обеспечивающие обратную связь. Теперь каждый из нас может принять участие в обсуждении проектов и законов, готовящихся правительством СК.
Обязательным условием открытости является публикация сведений о доходах и имуществе не только действующих государственных и муниципальных служащих, но и иных сведений о претендентах на замещение этих должностей. За тем, чтобы подобная информация предоставлялась достоверно и в полном объеме, следят специальные комиссии. Результаты такого контроля уже есть.
В Министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края (далее - министерство) 25 марта 2011 года проведено заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих СК. На заседании данной комиссии рассмотрены 13 вопросов по несоблюдению гражданскими служащими министерства требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, а также по предоставлению гражданскими служащими министерства недостоверных сведений о доходах.
По итогам рассмотрения комиссия представила министру строительства и архитектуры Ставропольского края соответствующие материалы по 12 гражданским служащим, кто внес недостоверные или неполные сведения о доходах. Все провинившиеся были наказаны в дисциплинарном порядке.
ЗАЧЕМ НУЖЕН КОДЕКС ЧЕСТИ
В марте этого года губернатор Валерий Гаевский утвердил Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Ставропольского края. Принятие этого документа является одной из мер, способствующих решению проблемы мздоимства.
В документе объясняется, как госслужащий обязан вести себя, чтобы заслужить доверие народа и своими словами или поступками не скомпрометировать себя и свое руководство. В частности, указывается на необходимость вежливого общения с представителями СМИ, предоставления достоверной информации, соблюдения всех ограничений, установленных федеральным и краевым законодательством. В список запретов входит получение вознаграждений и подарков в благодарность за выполнение своей работы, а также вызывающее или конфликтное поведение, злоупотребление своими полномочиями.
Теперь в правительстве Ставрополья через антикоррупционный фильтр проходят все претенденты на должность государственного служащего. Для этого в органах власти действует система конкурсного отбора кадров. Анкетные данные участников конкурса тщательно изучаются и проверяются на достоверность. Новые кадровые технологии, введенные в крае с 2009 года, к которым относятся автоматизированное тестирование знаний и навыков, психометрический анализ деловых и личностных качеств кандидатов, а также интегрированная балльная оценка выполненных ими теоретических и практических заданий, позволили свести к минимуму влияние субъективного человеческого фактора при определении победителя конкурса.
С 2010 года для только что вступивших в должность госслужащих ввели испытательный срок, который позволяет оценить правильность выбора конкурсной комиссии. В дальнейшем деятельность чиновников неоднократно проверяется с помощью квалификационных экзаменов и аттестаций. За нарушение правил Кодекса предусмотрены санкции.
С видом на результат
Самое пристальное внимание уделено и работе с кадрами. В частности, отлажен механизм обмена информацией с правоохранительными, надзирающими и контролирующими органами для проверки сведений, предоставляемых государственными гражданскими служащими и лицами, претендующими на поступление на государственную гражданскую службу Ставропольского края. Дважды в год кадровые службы органов государственной власти собирают и направляют в налоговые органы справки о доходах государственных гражданских служащих
Впрочем, круг возможностей организовать обратную связь столь широк, что министерства нашли и другие способы контроля за работой своих служащих. Так, к примеру, Минздрав проводит опросы пациентов непосредственно в лечебных учреждениях, Минобразования - активно сотрудничает с родителями для того, чтобы предотвратить вымогательство в образовательных учреждениях. А для проведения ЕГЭ сформированы специальные комиссии наблюдателей, включающие самые широкие слои населения.
Кроме того, в каждом министерстве созданы специальные рабочие группы, занимающиеся данными вопросами, открыты горячие линии и телефоны доверия, куда может позвонить человек и рассказать о фактах коррупции.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет