Вы здесь

КАК МЫ БОРЕМСЯ С БЕДНОСТЬЮ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

КАК МЫ БОРЕМСЯ С БЕДНОСТЬЮ
Нина ЕВТУШЕНКО

В предвыборной борьбе все политические партии разыгрывают одну карту - уровень жизни народа. С телеэкранов не сходят рекламные сюжеты о пенсионерке, пересчитывающей последние рубли и так и не купившей престарелому мужу молока. Об обвалившихся домах граждан и чиновниках, которые преспокойно загорают на зарубежных пляжах...
Понятно, что каждая из партий старается привлечь на свою сторону как можно больше избирателей, а здесь, как говорится, все средства хороши. Тем более что никто не отрицает: бедность в стране и в регионах не побеждена и борьба с ней - в числе приоритетных направлений власти. В прошлом году в целом по России больших успехов не достигли - показатель практически не снизился. А Ставропольский край, как это ни печально, оказался в числе «лидеров» по низкому уровню жизни. Сегодня за чертой бедности у нас - около 18 процентов населения (по стране меньше 15-ти), и власти ставят задачу - к концу 2020 года снизить уровень бедности на три процента. Это тоже мало, но все-таки какой-то шаг вперед.
Есть ли изменения в этом году, и как по уровню жизни край смотрится на фоне других регионов юга страны? По данным Ставропольстата, в январе-сентябре доходы в среднем на каждого жителя составляли 12 775 рублей с копейками. По сравнению с таким же периодом прошлого года они возросли более чем на семь процентов. Но сильно обольщаться не стоит, потому что реальные наши доходы (с учетом роста цен), наоборот, уменьшились. Получается, что в 2010 году ставропольцы на те же самые деньги могли купить значительно больше товаров и получить больше услуг.
Что касается заработной платы, то здесь, безусловно, есть прогресс: в сравнении с январем-сентябрем прошлого года она возросла на 10,6 процента и составила почти 15 391 рубль. Правда, в сентябре цены сделали рывок, жизнь подорожала, и в семейном бюджете у населения «реальных» денег стало уже поменьше.
Но за средним показателем скрывается существенный разрыв в денежных доходах. Комфортнее всего чувствуют себя финансисты разных мастей - у них зарплата в два с лишним раза выше средней по краю (сумму легко подсчитать). Явно не бедствуют и государственные управленцы, специалисты в области социального страхования, работники транспорта и связи, а также те, кто занимается производством и распределением электроэнергии, газа и воды. У этой «когорты» зарплата за девять месяцев оказалась почти в полтора раза выше, чем у основной массы населения.
А меньше всего получали работники текстильного и швейного производства (тут ситуация по-прежнему аховая), рыболовы и рыбоводы. Трудно представить, как швеям удается выкручиваться на зарплату меньше пяти с половиной тысяч рублей, ведь это ниже прожиточного минимума. Разве что благодаря работе на дому, обшиванию состоятельных клиентов, но для этого надо иметь золотые руки.
В сентябре самыми обеспеченными были пятигорчане: их заработок составлял 20 423 рубля, город-курорт почти на восемь сотен обошел краевой центр. А из сельских территорий выдвинулся Красногвардейский район, где на каждого работника приходилось 19 886 рублей при средней зарплате по краю 16 970. Всего на 36 рублей меньше красногвардейцев положили в свои кошельки минераловодцы. А в числе «замыкающих» по сентябрьской зарплате оказались жители Александровского и Апанасенковского районов - 10 900 и 10 473 рубля. Это всего лишь в полтора раза больше прожиточного минимума трудоспособного населения за третий квартал. Хорошо, что людей поддерживают личные подсобные хозяйства, иначе не свести концы с концами.
Статистика - дама весьма лукавая, поскольку создает далеко не полную картину. Взять, к примеру, задолженность по заработной плате. Если следовать сведениям Ставропольстата, то на 1 ноября 2011 года должников среди предприятий в крае было всего четверо, суммарно они не выплатили работникам два миллиона рублей. Но на самом деле их наверняка больше, ведь статистика учитывает только тех, кто подал сведения. А остальные директора-должники тихо отсиживаются в тени.
Не разбогатели в этом году и ставропольские пенсионеры, получающие в среднем 7500 рублей. По сравнению с прошлым годом размер пенсий в крае (на 1 октября) увеличился на восемь с лишним процентов, но с учетом роста цен - всего на три процента с небольшим. Недавно министр экономического развития России Э. Набиуллина на встрече с премьер-министром В. Путиным заявила, что инфляция в этом году может быть даже меньше, чем планировалось. Но это опять цифры, а они не всегда стыкуются с реальной жизнью. Кто-кто, а хозяйки знают, что на ставропольские рынки без крупной купюры в кошельке ходить нечего.
Хотя если сравнивать индекс цен в СКФО, то надо признать, что Ставрополье выгодно отличается от северокавказских республик. В октябре, к примеру, в нашем крае цены возросли на 3,6 процента (к уровню декабря прошлого года), а в Кабардино-Балкарии, Дагестане - более чем на пять, в Чечне - на шесть с лишним процентов. Значительно обогнали нас по росту цен и давние наши соперники - краснодарцы и ростовчане. Правда, у соперников и заработная плата намного выше. На Кубани в январе-сентябре люди в среднем получали 17,8 тысячи рублей, а на Дону - 16 тысяч. Среднедушевые доходы там тоже больше на несколько тысяч рублей. Поэтому удары инфляции у соседей оказались не столь ощутимыми, как на Ставрополье.
Что в итоге можно сказать? Да, край продвигается вперед. Растут зарплаты, пенсии, социальные выплаты. Несмотря на большой дефицит средств, бюджет Ставрополья на 2012 год по-прежнему остается социально ориентированным. Но с бедностью, по всей видимости, нам придется бороться еще долго.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет