Вы здесь

Дом замедленного действия

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Дом замедленного действия
Ирина ПОСТОВАЯ

Каждый человек имеет право на жизнь. Так гласит Конституция. Однако реализовать это в нашей стране нелегко. Я уж не говорю о каких-то там комфортабельных условиях проживания. Что там, когда даже банальной безопасности добиться у нас практически невозможно. В этом убедилась на личном опыте обратившаяся в редакцию «Ведомостей» ставропольчанка Наталья Кодаш. Более двадцати лет женщина пытается решить квартирный вопрос своей семьи. Ее дом пострадал в результате оползня, процесс разрушения его продолжается и сегодня, а потому жить там с каждым днем становится все опасней - в любой момент стены могут рухнуть, оставив погребенными под собой две семьи. Хождения жильцов по инстанциям не дали никакого результата. Отчаявшись, женщина решила искать правду в федеральном центре. Однако результат получился не тот, который ожидался. Получив из Москвы многочисленные запросы по поводу ее жилья, в Ставрополе решили подавить бунт на корню простым, но довольно эффективным способом - отключить в доме газ, и это на пороге отопительного сезона. Но обо всем по порядку.
Когда Наталья Викторовна пришла в «Ведомости», я и представить не могла, насколько серьезная у нее ситуация. Но, побывав в ее доме на ул. Подгорной, №57а, поняла, что это действительно так. Более того, подобного за все годы работы мне не довелось увидеть ни разу.
Если посмотреть на домовладение издалека, может показаться, что это вполне нормальное жилое здание. Однако всякие иллюзии исчезают, едва только подойдешь поближе - на фасаде видны многочисленные трещины. Жильцы с ними пытаются бороться - замазывают раствором. Однако, как грибы после дождя, появляются новые дыры. Штукатурка на уровне чуть больше метра от земли по всему периметру строения поднялась, что говорит о том, что на этом месте в любой момент может произойти разлом.
Неблагополучно и в самом помещении. На стенах, под потолком, в углах комнат все те же трещины. Причем в некоторых местах стены отошли друг от друга на 10-15 сантиметров. Но хуже всего полы. Мало того что их повело и ходить просто страшно, так в двух комнатах, чтобы дойти от дверей до стен, нужно спуститься в яму. Расхождение составляет до двадцати сантиметров. Понятное дело, что никто, будучи в здравом уме, так строить бы не стал. И полы в комнатах были ровными, а деформировались они опять-таки под воздействием оползня.
На мой вопрос, как же здесь может ходить ребенок (в доме растет трехлетняя девчушка, внучка Натальи Викторовны), пенсионерка отвечает:
- А как ходила моя мама? Когда она постарела, нам пришлось установить поручни во всех комнатах, чтобы она могла передвигаться и не падать. Ведь это она в свое время стала собирать документы и писать во все инстанции. Однако ее уже нет, а вопрос так и не решен. Так вот.
В общем, жить в доме №57а на ул. Подгорной просто страшно.
- Все время приходилось решать проблему - куда поставить кровати детей, чтобы они были в безопасности, - говорит Наталья Кодаш. - Сейчас дети уже выросли, но лучше не стало. Мы прислушиваемся к каждому шороху. И достаточно часто в тишине раздается треск - значит, по стене пошла новая трещина. Любая минута может стать для меня и членов моей семьи последней. Но тяжелей всего осознавать, что изменить ты в принципе ничего не можешь.
А сделать это живущие в доме люди пытались неоднократно, начиная с 1990 года, когда по результатам обследования специально созданной комиссией, в составе городских чиновников, инженера БТИ и представителя санэпидстанции, строение было признано непригодным для проживания.
- Дом находится под угрозой разрушения, и вероятность негативных последствий достаточно велика, - отмечали тогда эксперты.
Жильцов поставили на очередь - под номерами 1824 и 1825. Это по спискам Октябрьского района. Впоследствии в Ставрополе образовалась единая очередь из людей, состоявших на учете во всех трех районах города. По состоянию на 1 апреля этого года, Н. Кодаш и ее соседи числились в ней под номерами 2754 и 2753.
Но время шло, а дело не двигалось. На все обращения Натальи Викторовны в администрацию района и города ответы были одинаковы. Да, дом находится в аварийном состоянии, техническое состояние его ухудшается. Но город не располагает жилым фондом для переселения граждан из аварийных домов, и поделать с этим ничего нельзя. В 1999 году мелькнул луч надежды. В очередном ответе главы Октябрьского района В. Карлова значилось, что вопрос о предоставлении очередникам жилых помещений может быть рассмотрен по окончании строительства дома по ул. Чапаева. Но дальше обещаний дело не пошло.
Между тем восемь лет назад дом №57а по ул. Подгорной был включен в Перечень деформированных на территории г. Ставрополя за период с 10.08.1961 г. по 30.03.2003 г. Соответствующее заключение сделало ГУП «Ставропольский Центр государственного мониторинга природных ресурсов» МПР РФ. Согласно ему, строение находится в зоне 4-ой степени оползневого риска. Без проведения мероприятий инженерной защиты такие территории для строительства не пригодны. Для объектов, уже существующих на подобных участках, требуется оценка целесообразности проведения мероприятий защиты. Часто наиболее оптимальным вариантом является вынос их из опасной зоны.
В общем, у людей, проживающих в подобных местах, есть только один выход - куда-либо переселиться. Так как без помощи властей решить этот вопрос Н. Кодаш с семьей и ее соседи не могли, то они продолжали стучаться в закрытые двери.
Новый виток этой истории относится уже к нашему времени. В апреле этого года пенсионерка получила очередной ответ-отказ из Жилищного управления администрации города, а также аналогичный ему документ, за подписью первого зама главы А. Зайцева. В них говорилось, что в настоящее время на территории г. Ставрополя действует несколько программ по переселению граждан из аварийного жилья. Но в них могут быть включены только многоквартирные дома, подлежащие сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Переселение граждан из индивидуальных жилых домов, пострадавших в результате воздействия природных факторов, не предусмотрено. В связи с этим дом №57а по ул. Подгорной не может быть включен ни в одну из действующих программ.
Изменить ситуацию администрация города пыталась, направив обращение в адрес губернатора с просьбой обратить внимание на эту проблему. Однако комитет ЖКХ края ответил, что в настоящий момент такой возможности нет.
Возмущенная женщина в поисках защиты обратилась к уполномоченному по правам человека в Ставропольском крае А. Селюкову. Он признал, что формально городские власти, может быть, и правы. Ответ их соответствует существующим законодательным нормам в той его части, что переселение граждан из индивидуальных жилых домов, пострадавших в результате воздействия природных факторов, не предусмотрено. Однако, по мнению краевого омбудсмена, справедливым его назвать нельзя, так как изначально местными органами власти была допущена ошибка. Дом №57а по ул. Подгорной построен с разрешения власти, которая для этого выделила земельный участок. Представители ее знали или должны были знать, что он находится в зоне высокого оползневого риска и вести какое-либо строительство там нельзя. При такой ситуации ответственность, на взгляд уполномоченного по правам человека, должна возлагаться на органы власти, выдавшие разрешение. Кроме того, оставлено без внимания то, что земельный участок, где построен дом, находится в муниципальной собственности.
Но так как попытки добиться справедливости на месте были тщетны, Наталья Викторовна отправилась со всеми своими документами в Москву. Там она побывала в Управлении по делам президента, в Госдуме РФ, Фонде содействия реформированию ЖКХ, в Министерстве регионального развития РФ. Понятное дело, везде женщина сдавала документы. И в край полетели запросы по поводу ее ситуации. Ответы стала получать и она сама. Все они, как и прежде, были однотипные. В них перечислялись действующие в крае программы переселения граждан из аварийного жилья и объяснялось, почему жители дома не могут попасть в них.
Правда, в ответе из Фонда содействия реформированию ЖКХ значилось, что дом по ул. Подгорной №57а - многоквартирный. Оно и понятно, ведь таковым считается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Но так как он не был включен в региональную адресную программу, средства на переселение людей из него не выделялись.
И все-таки определенного результата Н. Кодаш добиться удалось - во второй половине августа этого года в ее доме побывала комиссия из краевого комитета ЖКХ. Посмотрев его, проверяющие спросили, как вообще там можно жить и пользоваться газом? Тогда Наталья Викторовна порадовалась, может, дело все-таки сдвинется с мертвой точки.
Однако новый поворот этой истории ввел саму пенсионерку, ее близких и соседей в ступор. 15 сентября жильцы дома получили предписание от Службы технического обслуживания внутридомового газового оборудования ОАО «Ставропольгоргаз». В нем было написано, что в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, надежной и безопасной эксплуатации газового оборудования и исключения аварийных ситуаций, жильцы дома в течение трех дней обязаны предоставить работникам службы доступ для отключения газового оборудования. Все проживающие в доме были в шоке. С одной стороны, заключение газовиков - очередное подтверждение аварийного состояния строения. Но отключать голубое топливо на пороге зимы, зная, что в доме живут восемь человек, не предоставив им какое-либо иное помещение взамен, разве это нормально?
- Я пенсионерка, - говорит, - Н. Кодаш, страдаю язвой. Мой сын болен бронхиальной астмой, с нами живут его жена и дочка, а также мой муж. Во второй квартире - три человека, в том числе инвалид 2-ой группы с бронхиальной астмой и молодой человек с серьезным заболеванием почек. Кстати, у моей соседки после получения этой новости начались проблемы со здоровьем. Она даже была вынуждена обратиться в больницу.
Примечательно, что предписание жители дома получили спустя пару месяцев после очередного технического обслуживания газовых приборов. Тогда представитель «Горгаза» не нашел ничего страшного и подписал разрешительные документы, а теперь получается, что все настолько плохо, что газ надо экстренно отключить.
Три дня жильцы дома жили с мыслью, что делать, если это произойдет на самом деле. Газовики все не шли, и тогда Наталья Викторовна решила обратиться в аппарат уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае и прокуратуру. Пока она ждет ответа на свои запросы.
Один из вопросов, который волнует женщину, почему голубое топливо не отключают во всех аварийных домах г. Ставрополя, а предписание получили только они. Сама пенсионерка думает, что возникшая ситуация связана с ее настойчивостью и стремлением добиться справедливости. Вполне вероятно, что это так.
Но вот только кто и что от этого выиграет? Допустим, запугают людей, они перестанут добиваться решения своего вопроса, а потом как-нибудь во время очередного сильного ливня дом возьмет да и рухнет. Шума будет немало. Не замедлят тогда найти и виновных. Подобные истории у нас не редкость. Но даже если кого-то накажут в итоге, судьбы людей все равно будут искалечены.
Больше двух десятилетий жильцы пытаются добиться решения своего вопроса. Однако чиновники помогать им не спешат. В ход идут отписки и отговорки. В подобной ситуации находится не только обратившаяся к нам в газету женщина, а многие жители края. А вот если б тех, кто решает все эти вопросы, обязать пожить в условиях, в каких живут Н. Кодаш и ее близкие, хотя бы на недельку, решение, как мне кажется, было бы найдено намного быстрее.
И еще один момент, когда людям, проживавшим в аварийных домах, все-таки удается получить новое жилье, по непонятным причинам в их старых домах появляются новые хозяева. И если уж власти в свое время не додумались наложить запрет на строительство в подобных местах, это надо сделать теперь во избежание возникновения подобных ситуаций, а дом, который расселили, незамедлительно сносить. Иначе из этого порочного круга не вырваться.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет