Вы здесь

ЗАВТРА В РОССИИ ПРАЗДНУЮТ ДЕНЬ КРЕЩЕНИЯ РУСИ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ЗАВТРА В РОССИИ ПРАЗДНУЮТ ДЕНЬ КРЕЩЕНИЯ РУСИ
Наталья Макагонова

28 июля в России второй раз отмечается памятная дата - День крещения Руси. Она появилась в календаре после того, как 1 июня 2010 года президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России».
С предложением придать государственный статус Дню крещения Руси выступала Русская православная церковь. В этот день церковь чтит память равноапостольного князя Владимира (960-1015). Крещение Руси, которое произошло в 988 году и связано с именем святого князя Владимира, которого историки назвали Великим, церковь - святым равноапостольным, народ же прозвал Владимиром Красное Солнышко.
Ставрополье также готовится отпраздновать памятную дату. Праздник отмечается во второй раз, и по традиции в этот день произойдет массовое крещение жителей краевого центра и всех, кто ради совершения этого таинства приедет из соседних городов и сел.
Мероприятие пройдет под открытым небом - на Холодных родниках в Таманском лесу.
В преддверии праздника администрация Ставрополя взялась за наведение чистоты на территории Холодных родников: здесь проведена очистка, хлорирование бассейнов и наполнение их свежей водой, а сегодня в Таманском лесу пройдет общерайонный субботник. В прошлом году таинство совершили более трехсот человек.
В день крещения власти краевого центра будут следить за безопасностью и охраной общественного порядка. Рядом будет дежурить машина скорой помощи.
Немного истории: Князь Владимир был внуком великой княгини Ольги и сыном князя Святослава и «вещей девы» Малуши, ставшей христианкой вместе с княгиней Ольгой в Константинополе. Править самостоятельно он начал с 17 лет и первые шесть лет провел в походах. Предание рисует в эти годы князя настоящим язычником, любимцем дружины, любителем чувственных наслаждений, военных походов и шумных пиров.
В 983 году, после удачного похода, Владимир решил принести человеческую жертву своим языческим богам. Было решено выбрать жертву при помощи жребия, который пал на юношу Иоанна. Отец юноши Феодор, который был христианином, не хотел отдавать сына и начал осуждать языческих идолов и славить христианскую веру. Обозленная толпа язычников убила Феодора и его сына. Это были первые мученики-христиане на Руси; память святых мучеников Феодора и сына его Иоанна празднуется 25 (по ст. ст. 12) июля.
Этот случай публичного осуждения языческих богов заставил князя Владимира задуматься над истинностью его языческой веры.
Летописное повествование о «вборе вер» Владимиром носит легендарный характер. Как повествуют летописи, к князю в Киев в 986 году приходили посольства от разных народов, призывавшие Русь обратиться в их веру.
Последним прибыл проповедник, присланный из Византии. Он стал рассказывать Владимиру о православии, и Владимир слушал его с большим вниманием. Под конец грек показал князю полотнище, на котором было изображено судилище Господне. Справа стояли праведники, идущие в рай, а слева - грешники, идущие на мучение. Владимир, вздохнув, сказал: «Хорошо тем, кто справа, и плохо тем, кто слева». «Если хочешь с праведными справа стать, то крестись», - сказал грек.
Но Владимир отвечал: «Подожду еще немного», желая разузнать подробнее о всех верах.
Предание гласит, что князь Владимир, чтобы испытать на месте, чья вера лучше, отправил девять посланников. Когда русские послы были в Константинополе, то великолепие Софийского храма, стройное пение певчих, торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души. Они потом говорили князю Владимиру: «Мы не знали, на земле мы стояли или на небе». Слушающее это бояре сказали: «Если бы вера греческая не была лучше других вер, то не приняла бы ее бабка твоя Ольга - мудрейшая из людей».
Однако Владимир не сразу принял христианство. В 988 году он захватил Корсунь и потребовал в жены сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, братья прислали в Корсунь Анну. Там же Владимир с дружинниками принял крещение, после чего совершил церемонию бракосочетания. В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II.
Возвратившись в Киев, в сопровождении корсунских и греческих священников, Владимир прежде всего крестил своих двенадцать сыновей. Все они крестились в одном источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре.
А в назначенный день произошло массовое крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны. Летописи гласят: «На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, малые дети же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте...» Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, в 988 году.
Крещение Руси объясняется целым рядом исторических причин. Во-первых, интересы развивавшегося государства требовали отказа от многобожия с его племенными богами и введения монотеистической религии по принципу: единое государство, один великий князь, один всемогущий Бог. Во-вторых, этого требовали международные условия. Весь европейский мир принял христианство, и Русь более не могла оставаться языческой окраиной. В-третьих, христианство с его новыми нравственными нормами требовало гуманного отношения к человеку вообще, к женщине, матери и детям в частности; оно укрепляло семью - основную ячейку общества. В-четвертых, приобщение к христианству давало сильный толчок в развитии культуры, письменности, духовной жизни страны.
Владимир способствовал распространению на Руси христианского просвещения, строил новые города, возводил в них церкви. Вслед за Киевом постепенно христианство пришло в другие города Киевской Руси: Чернигов, Волынский, Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создавались епархии. Новая вера распространялась преимущественно около Киева и по великому водному пути от Киева до Новгорода; вправо и влево от этой линии, где жили племена, мало подчиненные киевскому князю, она распространялась слабо. Далеко не так успешно и быстро распространялось христианство на севере Руси.
Крещение Руси в целом затянулось на несколько столетий, например, в 1024 году Ярослав Мудрый подавил восстание волхвов во Владимиро-Суздальской земле (аналогичное восстание повторилось в 1071 году; тогда же в Новгороде волхвы противостояли князю Глебу), Ростов был крещен только в конце XI века, а в Муроме сопротивление язычников новой вере продолжалось до XII века.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет