Вы здесь

ЛУЧШИМИ ПРИЗНАНЫ 23 УЧИТЕЛЯ СТАВРОПОЛЬЯ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ЛУЧШИМИ ПРИЗНАНЫ 23 УЧИТЕЛЯ СТАВРОПОЛЬЯ
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА

На Ставрополье завершился ежегодный краевой конкурс «Поощрение лучших учителей», который проходит в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Из 134 заявок, поданных в 2011 году на участие в конкурсе, в список победителей конкурса - лучших учителей образовательных учреждений Ставропольского края, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, на получение денежного поощрения за высокие достижения в педагогической деятельности, - вошли 23 человека. Этот список был одобрен на заседании совета при губернаторе Ставропольского края по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.
Краевой конкурс «Поощрение лучших учителей» проводится в рамках приоритетного национального проекта «Образование» с 2006 года. За это время лучшими были признаны 927 учителей. Из них 892 педагога получили возна-граждение в размере 100 тысяч рублей, а 35 - победители прошлого года - по 200 тысяч рублей. В 2011 году размер субсидий федерального бюджета для выплаты денежного поощрения 23 лучшим учителям Ставропольского края составит 4 миллиона 600 тысяч рублей. Каждый из них, как и в 2010 году, получит по 200 тысяч рублей. Чествование и награждение победителей состоится в канун Дня учителя в октябре нынешнего года.
Конкурсный отбор лучших учителей 2011 года проводился с 15 по 30 апреля специальной комиссией, в состав которой вошли представители министерства образования края, образовательных учреждений, общественных экспертных организаций. На участие в конкурсе имели право учителя со стажем педагогической работы не менее трех лет (кроме победителей конкурса 2010 года). Возможность вновь победить в этом престижном состязании была и у лучших учителей со всего края, которые в рамках конкурсов 2006-2009 годов уже получили вознаграждение в размере 100 тысяч рублей. Главными же критериями оценки лучших учителей стали высокие результаты достижений их учеников как в учебе, так и во внеклассной деятельности, наличие собственной методической системы, апробированной в профессиональном сообществе, и многие другие.
Как сообщили нам в министерстве образования Ставропольского края, в 2011 году на конкурс было подано 134 заявки, что на семь заявок меньше, нежели в 2010 году. Есть и еще одно отличие: если в прошлом году в числе участников было 13 преподавателей школьных предметов учреждений профессионального образования края, то в этом году в конкурсе участвовали только учителя общеобразовательных учебных заведений. Из них 31 учитель (23%) уже был победителем конкурса прошлых лет, а треть (10 человек) подтвердила статус лучшего учителя и в 2011 году. По статистике конкурсного отбора, в котором приняли участие учителя практически всех школьных предметов, наибольшее количество конкурсантов приходится на учителей начальных классов, истории и обществознания (17%), русского языка и литературы, химии, биологии, математики и информатики (13%), наименьшее - среди учителей технологии, музыки и ИЗО (1%). А среди победителей больше всего учителей русского языка и литературы, химии и биологии, истории и обществознания. Интересно и то, что в число победителей вошли трое мужчин (из 11 принимавших участие в конкурсе).
Самую высокую оценку экспертов получил опыт работы учителя начальных классов средней школы №16 станицы Георгиевской Георгиевского района Светланы Шипиловой, учителя истории и обществознания средней школы №34 города Ставрополя Татьяны Борисенко, учителя английского языка средней школы №1 города Изобильного Александра Шипицина, учителя русского языка и литературы средней школы №6 города Пятигорска Елены Черемской. Как отметила министр образования Ставропольского края Алла Золотухина, конкурс «Поощрение лучших учителей» приоритетного национального проекта «Образование» позволил поднять и активизировать на Ставрополье довольно широкий пласт инновационного педагогического опыта и транслировать его через курсы повышения квалификации учителей, мастер-классы, семинары для молодых учителей на все педагогическое сообщество края. В число победителей конкурса вошли лауреаты краевого этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2011»: учитель русского языка и литературы гимназии №10 «ЛИК» города Невинномысска Элина Герман (I место), учитель гимназии №25 города Ставрополя Наталья Малахова (II место), а также четыре призера краевого этапа этого же конкурса 2007-2010 годов и два заслуженных учителя Российской Федерации.
Сегодня у нас в гостях двое из победителей ежегодного конкурса «Поощрение лучших учителей» в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Это заместитель директора по учебной и воспитательной работе Ставропольской гимназии №25, учитель русского языка и литературы Наталья Михайловна Малахова и заслуженный учитель РФ, учитель биологии лицея №14 города Ставрополя Наталья Николаевна Детюк. Мы попросили их ответить на несколько вопросов. Итак:
- По каким критериям идет отбор учителей на престижный конкурс? И какие направления работы представили конкретно вы?
Наталья Малахова: «Отбор идет по разным направлениям. Это учебная и методическая работа, профессиональное самосовершенствование, внеклассная работа по предмету. У меня это в основном конкурсы чтецов в нашей гимназии №25, участие наших учеников в городском конкурсе, краевом «Души прекрасные порывы». Есть уже и победители этих конкурсов. Это и научно-исследовательская работа, в частности, в нашей школе одаренных детей «Эрудит». К слову, в ней работают более 30 процентов учителей гимназии по различным направлениям. Я работаю индивидуально по своей программе углубленного изучения литературы для старшеклассников. В этом году двое моих учеников стали победителями городской олимпиады по литературе, а 11-классница Ирина Шиянова стала призером (II место) в краевой олимпиаде».
Наталья Детюк: «Критериев очень много, и всем им соответствовать просто невозможно. Считаю, что главный мой показатель - это результаты, показываемые моими учениками на российских олимпиадах. С 1995 года практически каждый год у меня есть победители (I место) и призеры (II и III места). Дети за свои успехи получают неплохие денежные премии: победитель - 60 тысяч рублей, призеры - по 30 тысяч рублей.
- А учителя, подготовившие их к олимпиаде?
- Учителя получают почетные грамоты. Но продолжим о направлениях работы. Я бессменный классный руководитель - пять выпусков (с 5 по 11 классы). У нас в лицее на очень высоком уровне поставлена воспитательная работа. Проводятся всевозможные конкурсы, работают, помимо разных кружков и студий, такие движения, как «Милосердие», «Экология», «Юные помощники инспекторов дорожного движения» и другие. Поэтому детям скучать некогда, они постоянно заняты. Большие наши помощники - родители учеников. К примеру, с нынешним 6 «А» классом мы в этом учебном году дважды совершили туристско-познавательные поездки в Лаго-Наки. Связь лицея с родителями неформальная и, конечно, дает положительные результаты. Горжусь тем, что все 22 ученика последнего моего выпуска (2010 год) окончили школу без троек, по ЕГЭ трое получили по 100 баллов, 19 человек поступили на бюджетные отделения вузов, а 10 из них учатся в Москве и Санкт-Петербурге. Приятно и то, что бывшие выпускники нередко приходят на каникулах в лицей и благодарят учителей за те базовые знания, которые они здесь получили».
- Сколько лет вы работаете в школе?
Наталья Малахова: «Всего 17 лет, а в 25-й гимназии 13 лет, три с половиной года из них - заместителем директора по учебной и воспитательной работе».
Наталья Детюк: «Общий стаж уже 27 лет, а в лицее №14 - 20 лет».
- Впервые ли участвуете в конкурсе?
Наталья Малахова: «Это второй мой глобальный конкурс. В феврале нынешнего года я стала победителем городского этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2011». На краевом этапе этого конкурса заняла второе место. А до этого с 2003 года я занималась подготовкой наших учителей к участию в профессиональных конкурсах».
Наталья Детюк: «Второй раз стала победителем краевого конкурса «Поощрение лучших учителей», который проходит в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Была победителем городского этапа Всероссийского конкурса «Учитель года - 1992». Трижды мне вручалось денежное поощрение Фонда Сороса. История этой премии такова. В 1994-99 годах знаменитый американец Сорос опрашивал первокурсников российских, в основном столичных, вузов, задавая им такой вопрос: «Кто из учителей дал вам знания, определившие ваш выбор профессии?» Имелись в виду предметы естественного цикла - математика, физика, химия, биология. Если называлось несколько раз имя одного и того же учителя, то Сорос ему вручал денежную премию. Это было объективное мнение детей».
- Способствуют ли такие конкурсы профессиональному росту, более высокому уровню преподавания?
Наталья Малахова: «Бесспорно. Все то, что было наработано за десятки лет, подвергается систематизации. Один из самых сложных этапов конкурса так и называется - «Защита опыта работы». Я акцентировала внимание на приемах интенсивного обучения на уроках литературы.
- Верно ли утверждение, что дети сейчас читают гораздо меньше, чем раньше?
- Конечно, меньше. А потому приходится постоянно доказывать, что литература и сейчас предмет крайне необходимый для культурного, интеллектуального развития современного человека. Традиция советской школы - внеклассное чтение, особенно на каникулах, продолжается, и, что интересно, детей это не тяготит. Молодцы и родители, которые дарят своим детям красиво оформленные книги лучших российских и зарубежных авторов».
Наталья Детюк: «Конечно, способствуют. Они заставляют много читать, думать, выбирать. И ты постоянно профессионально совершенствуешься».
- Как вы считаете, сама современная школа идет ли «вверх по ступенькам» в своем развитии? Если «да», то могут ли помочь в этом как раз такие конкурсы?
Наталья Малахова: «Благодаря этим конкурсам меняются и сами учителя, и сама школа. Почему в городе да и в крае всегда славилась наша гимназия? Потому что самое здесь главное - высококвалифицированный, работоспособный, дружный коллектив. Участие в таких конкурсах - это не только признание, но и большое поощрение, а значит, и стимул для учителей по внедрению новых методик, дальнейшему профессиональному росту.
- А к участию в конкурсе вас кто-то «подтолкнул», или это полностью ваша собственная инициатива?
- Это всегда инициатива самого учителя. Но и роль администрации школы очень велика (в поддержке педагога) и, конечно, специалистов министерства образования края, которые всегда объективны в своих оценках и очень ответственно относятся к проведению таких больших конкурсов».
Наталья Детюк: «Школа меняется, но не только благодаря различным конкурсам. Сейчас ведь идет реформа. За годы моей работы педагогом это уже третье кардинальное изменение всей системы преподавания. Первое - когда создавались профильные учебные классы, второе - когда мы перешли на концентрическую программу (учителя знают, что это такое), и третье - когда был введен ЕГЭ. По этому поводу сейчас идет очень много негатива. Но я считаю, что если ученик подготовлен по предмету, то он его сдаст хорошо».
- Отметили вас, а значит, и ваших учеников. Расскажите немного о них.
Наталья Малахова: «Я горжусь своими учениками. Сейчас работаю в среднем звене - в моем будущем 7 «Б» классе 35 учеников, и 30 из них знают русский язык и литературу на «хорошо» и «отлично». Они активно участвуют в краевых и российских конкурсах, пишут стихи, песни и сами их исполняют. А в прошлом году я выпустила два одиннадцатых класса, ученики которых показали очень высокий балл по ЕГЭ: двое из них получили по 100 баллов. Каждый год мои ученики старших классов занимают призовые места в городских и краевых этапах Всероссийской олимпиады школьников. И главное, что все они идут дальше - поступают в вузы города и страны».
Наталья Детюк: «Три года подряд - с 2007 по 2009 - мой ученик Дмитрий Приходько (ныне он студент факультета фундаментальной медицины МГУ) становился победителем Российской олимпиады по биологии. Асият Байчорова, завоевавшая первое место по биологии на Российской олимпиаде в 2009 году, сейчас учится на третьем курсе Ставропольской государственной медакадемии. Ученица 11 класса Анна Гвоздева - дважды победительница (в 2010 и 2011 годах) Российской олимпиады по биологии. Я ими очень горжусь. А до этого было еще шестеро победителей Российской олимпиады, один из которых - Михаил Примайченко - занял также первое место на Международной олимпиаде в Турции. Он уже окончил Ставропольскую медакадемию и работает хирургом.
Хочу добавить, что в нашем лицее №14 очень дружный педагогический коллектив, где все помогают друг другу. А потому и мой успех (вернее, моих учеников) - это успех всего нашего коллектива».

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет