Вы здесь

КАК ДЕШЕВО ВЫРАСТИТЬ И ВЫГОДНО ПРОДАТЬ?

КАК ДЕШЕВО ВЫРАСТИТЬ И ВЫГОДНО ПРОДАТЬ?
Марина Кандрашкина

- Производство зерна должно стать выгодным, а иначе какой смысл заниматься этим бизнесом? Пока же в России этого не происходит, - утверждает президент национального Союза зернопроизводителей России Павел Скурихин.
И вот, чтобы мечты ставропольских сельхозпроизводителей стали явью, на прошлой неделе он пожаловал к нам в гости. Отметим сразу, что это был не просто дружественный визит. Данное объединение при поддержке президента РФ Д. Медведева начало работу чуть больше года назад. Сегодня в него входит 3 тысячи хозяйств из 15 субъектов России, и вот теперь черед добрался и до Ставрополья.
- Для нас это очень важный регион. Край стабильно входит в пятерку основных зернопроизводящих субъектов России, при этом удерживая лидерские позиции по качеству продукции, - заметил П. Скурихин.
Сегодня Союзу есть, что предложить местным аграриям. Например, организация может стать своеобразным рупором для диалога с органами власти, чтобы наверху была слышна позиция не только трейдеров, кто экспортирует зерно, но и тех, кто, собственно, его производит. Кроме того, есть у Союза и практические достижения. По словам П. Скурихина, они одни из первых, кто ратовал о снятии эмбарго с первого июля, просил о льготах для крестьян по ГСМ.
Между тем данную организацию поддерживает и Правительство Ставропольского края. Учитывая, что до уборки остались считанные дни, - как заметил присутствующий на встрече первый заместитель председателя правительства Ставропольского края Юрий Белый, - местные власти «тоже беспокоят те процессы, которые идут в ценообразовании зернового рынка. Создание такого органа позволило бы лучше работать на нем». Пока же в длинной цепочке «зерно - уборка - буханка хлеба в магазине» в убыток себе работают только земледельцы.
Хотя все шансы сделать бизнес рентабельным у нас есть. Ведь, как заметил П. Скурихин, объем потребления зерна в мире к 2050 году увеличится как минимум вдвое, и причин тому несколько: рост народонаселения, сокращение количества пашен и изменение структуры потребления, когда происходит переориентация кулинарных предпочтений жителей стран азиатского сектора. Если раньше основным продуктом питания там были рис и соя, то сейчас - больше мясные блюда. А животнодство - один из основных и стабильных потребителей зернопродукции. Только в России на его нужды уходит около 44 млн тонн. Между тем количество ферм, подворий стабильно увеличивается.
Впрочем, даже если не заглядывать в столь далекое будущее, не менее благоприятным оно выглядит и в нынешнем году для ставропольских зернопроизводителей. Засухи, ливни на Поволжье и в средней полосе России привели к тому, что сдвинулись сроки посева озимых, а это негативно сказалось как на качестве, так и количестве зерна. Следовательно, максимальный каравай, на который следует рассчитывать россиянам в эту страду, - 85 миллионов тонн зерна. Поэтому Союз зернопроизводителей предлагает своим членам не продавать товар за копейки, а объединиться и договориться о цене, как поступают сегодня производители ГСМ, удобрений и другие монополисты.
- Основная задача, которую мы ставим перед собой, - переход от максимального количества зерна любой ценой к производству, которое может быть продано с прибылью, - замечает П. Скурихин.
Между тем, помимо целей, есть у руководителя и видение того, как воплотить их в жизнь. И первым в этом ряду стоит продуманная региональная специализация, понимание того, чего и сколько нужно производить в конкретном районе.
- В целом по стране мы производим от 45-60 млн тонн пшеницы в год, при потреблении 16 млн тонн продовольственной и шести миллионов на семена, профицит колеблется от 20-40 млн тонн. Для кого мы ее выращиваем? Понятно, что есть международные рынки. Например, Италия импортирует 4,5 млн тонн в год, и одно Ставрополье могло бы обеспечить их нужды. Однако у нас возникают вопросы с качеством зерна, там иные требования к продукту, и их нужно учитывать, чем мы пренебрегаем. Поэтому чему удивляться, что пшеница с высоким содержанием протеинов продается по низким ценам? - говорит докладчик.
Еще один немаловажный аспект, который приводит Союз зернопроизводителей - производство должно быть адресным, когда каждый поставщик знает своего потребителя в лицо и планирует, сколько ему нужно произвести продукции. Пока же, по их мнению, мы все время гадаем и на год отстаем от реальных потребностей рынка.
С данным тезисом сложно не согласиться. Взять, к примеру, тот же самый ячмень, когда года три назад цена на него была 2200 рублей за тонну, потому как было огромное количество производителей и предложения превышали спрос. В 2010 году все предприятия сократили посевы, понадеявшись друг на друга, и... цена стала 9 тысяч за тонну. Такая же ситуация и с рожью - при потребности 2 миллиона - производим 3,5. А вот с кукурузой у нас, наоборот, недобор. При потребности 6-8 миллионов тонн в год мы производим 3,5.
Как же в этом случае поступить, чтобы не было дефицита или перепроизводства?
- Нам нужно создавать сводный заказ от потребителей, - считает П. Скурихин, - в котором обе стороны обсудили бы все условия производства и поставки товара: количество, стоимость и качество. Причем цена на то же самое зерно была бы фиксированной, и производители были бы обязаны продать товар именно по той цене, которая указана в договоре, вне зависимости от того, что происходит на данный момент на рынке, падает она или повышается. То же самое и потребители. Общая договоренность и дисциплина стали бы гарантом будущего надежного партнерства и избавили бы нас от бесплодных гаданий, что сеять и в каком количестве.
Начать же такую практику в Союзе предлагают с ячменя, ржи, кукурузы. Кроме того, в ближайших планах организации и решение вопросов закредитованности хозяйств, агрострахования, мелиорации и т.д.
Заметим, что все поступившие предложения пришлись по душе присутствующим на совещании аграриям. В ответном слове многие из производителей выразили желание вступить в Союз, замечая, что необходимость в объединении возникла давно, и теперь главное - начать работу на деле, а не на словах. Как заметил руководитель одного из сельхозпредприятий Буденновского района, пора и земледельцам уже «показывать зубы», защищать свои права, особенно на рынке, диктовать условия игры. Возглавит же региональное отделение руководитель ЗАО «Совхоз имени Кирова» Труновского района Михаил Чернов.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет