Вы здесь

Большая ошибка паркетных аналитиков

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Большая ошибка паркетных аналитиков
Галина Сергушина

Русские щи-борщи и гурьевская каша давно уже вошли в кулинарные энциклопедии всего мира. Потому что по рецептуре готовятся из натуральных продуктов, которыми всегда так славилась Россия. Из глубины веков идет крестьянская поговорка: щи да каша - пища наша. Да чтобы щи с хорошим куском мяса, а каша - на натуральном молоке. И не надо никаких заморских диет для здоровья. Только вот незадача: поговорка-то дошла, а сварить щи да кашу с натуральными мясом и молоком - уже сейчас проблема.
Едим колбасу из импортного мяса глубокой заморозки, заготовленного «за бугром» десятки лет назад для мобилизационных нужд, вылежавшего свой срок и проданного по дешевке в Россию. Оттуда же, из-за границы, везут к нам «долгоиграющие», якобы молочные, продукты с разными наполнителями, где натурального молока кот наплакал. А продукты из натурального молока тоже, в основном, «долгоиграющие», с длительными сроками хранения, что, само собой, предполагает наличие консервантов, старательно поставляют соседи-кубанцы.
Неслучайно на недавней коллегии министерства сельского хозяйства края, где акцент был сделан на проблемах развития отрасли животноводства, председатель комитета по аграрным вопросам и продовольствию Думы края Александр Шиянов высказал опасение, что при такой ситуации мы в перспективе вообще можем перейти на молочную продукцию преимущественно из Краснодарского края.
Крепко подсели мы на чужую продовольственную иглу. Особенно по части продуктов животноводства. Во всем мире оно хорошо дотируется государством, и зарубежные «крестьяне» стараются. А избытки перепроизводства, причем далеко не лучшие, сбывают нам.
Когда-то «паркетные» аналитики объявили отечественное сельское хозяйство «черной дырой», в которой якобы пропадают все государственные вложения, и сделали вывод, что, чем поддерживать свой аграрный сектор, дешевле купить продукты на Западе. Теперь западного «наелись», хватились, а своего-то мало осталось. Да и с западными поставками можно ждать проблем, учитывая возросшие потребности в продовольствии стран Африки и Юго-Восточной Азии.
Сейчас государство вроде поворачивается лицом к отечественному сельскому хозяйству, возросли меры господдержки по разным направлениям, но слишком многое утрачено. Теперь важно сохранить то, что есть.
Сразу скажу, что пример Краснодарского края, где переработка развита не в пример лучше, чем на Ставрополье, для нашего края не может служить укором. Это «шлейф» из советских времен, когда в развитие перерабатывающей промышленности Кубани вкладывались баснословные бюджетные капиталы. А в Ставропольском крае в те времена активно развивали химическую и оборонную промышленность.
Спору нет, эти отрасли помогли создать инфраструктуру в местах их дислокации, оборудовать десятки тысяч рабочих мест, форсировать жилищное строительство. Но затем оборонка «сдулась» в связи с отсутствием государственного заказа, а бывшие мощности военно-промышленного комплекса перепрофилировались, преимущественно методом дробления на мелкие предприятия. Химическая промышленность осталась и развивается. Но развивается на тех же территориях, где была создана в советское время. Новых заводов в новых географических точках не строится.
Зато во весь рост встал вопрос, что в богатейшей сырьевой зоне, какой является Ставропольский край, население не обеспечивается в полной мере основными продуктами питания собственного производства. Да, ряд крупных сельхозпредприятий продолжают сохранять созданную в начале 90-ых минипереработку, которая давала и дает «живые деньги». Но «мини», она и продукции производит минимум. Если посмотреть на прилавки наших магазинов, то понятно, что колбасу мы едим преимущественно московскую, волгоградскую. Причем большая часть этих колбас вкусовыми качествами явно не блещет.
Уже не первый год краевое правительство говорит о продовольственной безопасности Ставрополья. Чего у нас сегодня в достатке и даже в избытке? Зерна. Ставрополье по-прежнему удерживает высокий статус житницы России. И в прошлом году край порадовал страну рекордным урожаем. Но крестьянам, кроме морального удовлетворения, этот урожай не принес ощутимых материальных благ. Недобор зерна в других регионах России заставил правительство страны в целях обеспечения продовольственной безопасности объявить эмбарго на вывоз зерна за рубеж. Хозяйства «сидят» на хлебе прошлогоднего урожая, когда надо освобождать хранилища и готовить их к новой жатве.
Активизировались перекупщики, которые, пользуясь ситуацией, предлагают за тонну пшеницы 4500 рублей, в то время как на мировом рынке эту тонну можно продать за 300 долларов. И, можно предположить, что когда эмбарго будет отменено, те же перекупщики наживутся на крестьянском труде. А хозяйства получат вдвое меньше прибыли, чем могли бы, продай они свое зерно по мировым ценам.
Да и население Ставрополья от рекордного урожая ничего не поимело. Недавно хлебозавод №3 краевого центра, продукция которого, по данным Ставропольстата, занимает более половины рынка хлеба в краевом центре, на два рубля повысил отпускную оптовую цену на стандартную буханку «кирпичик». По словам руководства завода, повышение цен на хлеб - мера вынужденная и давно назревшая. В условиях подорожания энергоресурсов больше невозможно сдерживать цены на социально значимую продукцию, доля которой в объемах производства предприятия составляет 75 процентов.
Рост тарифов на электроэнергию сдерживает и развитие животноводства, как молочного, так и откорм бычков на мясо. Ведь в производстве животноводческой продукции до 60 процентов себестоимости занимают корма. А хороший урожай кормовых в нашей зоне рискованного земледелия, где часты засухи и суховеи, можно получить только на орошении. Когда-то край славился развитием мелиорации. Сегодня она сохранилась далеко не у всех сельхозпредприятий. Причина - дороговизна энергии и изношенность фондов, которые не на что обновлять.
Продолжающийся диспаритет цен между производством сельхозпродукции и тарифами на электроэнергию, стоимостью ГСМ, минеральных удобрений и т.д. не только тормозит развитие аграрного сектора, но и ставит многие сельхозпредприятия на грань выживания. Понятно, что в этих условиях ставка делается на производство быстроокупаемой продукции.
Быстроокупаемым все последние годы считалось зерно. Однако события последнего года, связанные с его недобором в стране и запретом на вывоз за рубеж, поставили эту «быстроокупаемость» под сомнение.
Сейчас в полный голос заговорили о диверсификации аграрного производства. Хозяйства взялись за пересмотр посевных площадей в пользу увеличения их под техническими культурами, востребованными на рынке.
Отраслью, которая всегда давала «живые деньги» в копилку сельхозпредприятий, издавна было животноводство. Но оно, к сожалению, в последние годы на Ставрополье сдало свои позиции. Сегодня только 18 процентов молока производится в сельхозпредприятиях, остальное - в частном секторе. Но если сельхозпредприятия имеют возможность это молоко охлаждать, готовить перед сдачей его на переработку, то из личных подсобных хозяйств переработчики берут то, что есть. Неразвитость потребкооперации, где в былые годы были пункты по первичной обработке молока, вынуждает частников терять деньги за счет низкой цены приемки неподготовленного молока. Хотя справедливости ради надо сказать, что бюджет края и в этом году выделил субсидии на закупку молока в частном секторе. А вот сельхозпредприятия лишены их полностью. Не удовлетворяясь ценой, которую предлагают местные переработчики, сдатчики молока продают его за пределы края.
На недавнем заседании комитета Думы края по аграрным вопросам и продовольствию было отмечено, что на прилавках ставропольских магазинов преобладает количество ввозимой продукции. При этом ее качество и безопасность вызывают большие сомнения. По мнению участников заседания, чтобы в полной мере обеспечить ставропольцев свежими, качественными, безопасными продуктами питания, краю необходимо развивать собственную переработку.
Но, по данным министерства сельского хозяйства, за последние годы объемы производства на предприятиях по переработке сельхозпродукции сильно сократились. Все больше местного сырья стало вывозиться за пределы края. Основными причинами такого положения дел специалисты считают отсутствие механизмов экономической заинтересованности переработчиков и сельхозпроизводителей и слабо развитый рынок сбыта.
По мнению депутатов, изменить ситуацию в лучшую сторону позволит целевая программа «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, обеспечение качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья населения Ставропольского края на 2012-2015 годы». Аналогичная программа уже принималась в 2008 году, однако не была реализована, говорят, что в связи с экономическим кризисом.
Недостатка в программах в последнее время нет. Минсельхоз края разработал проект ведомственной целевой программы «Развитие овощеводства Ставропольского края на период 2012-2014 годы». Планируется получить значительный прирост производства овощей при соответствующей государственной поддержке.
Заметьте, что действие обеих программ планируется с 2012 года. Значит, в текущем, 2011-ом, будем иметь то, что имеем. А что имеем? На экономической конференции краевого министерства сельского хозяйства, состоявшейся в марте этого года, куратор аграрной отрасли, первый заместитель председателя краевого правительства Юрий Белый заявил, что когда картошка стоит 45 рублей за килограмм, это ненормально.
«Ненормальность» фруктово-овощной ситуации в крае отметил и первый вице-премьер правительства РФ Виктор Зубков, проводивший в начале апреля в Ессентуках совещание по весенне-полевым работам в Северо-Кавказском федеральном округе. Он был неприятно удивлен «витаминным меню», которое предлагал покупателям курортный супермаркет. Подивившись на израильскую морковку, египетскую картошку, турецкие яблоки, Зубков заметил, что при 300 солнечных днях в году странно потреблять привозную витаминную продукцию, когда можно выращивать свою.
Мы в нашем виноградном крае даже солнечные ягоды едим чужие. Правда, в последнее время правительство и Дума края находят возможность выделять деньги на поддержку отрасли виноградарства. Но похоже, что до сих пор аукается пресловутая, объявленная в годы правления нашего земляка Горбачева, борьба с пьянством, когда повсеместно вырубались виноградники. На то, чтобы вырастить новые, нужны годы. К сожалению, потеряли мы и знаменитые яблочные, абрикосовые и вишневые сады. Поэтому едим турецкие и аргентинские яблоки, пьем соки Кубани и Дона, хотя в свое время имели хороший завод по переработке овощей и фруктов в Изобильненском районе. Теперь, чтобы восполнить все это, надо строить заново. Или продолжать потреблять завозное.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет