Вы здесь

ВИВАТ «СВЯТОМУ» ВАЛЕНТИНУ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ВИВАТ «СВЯТОМУ» ВАЛЕНТИНУ
Наталья МАКАГОНОВА

7 марта в Ставропольском академическом театре им. М.Ю. Лермонтова чествовали юбиляра.
Заслуженный деятель искусств России режиссер Валентин Бирюков отмечал 60-летие со дня рождения. Но, как оказалось, это не единственный повод для празднования. Нынешний год для Валентина Валентиновича особенный: 40 лет творческой деятельности и 25 лет - серебряный юбилей - его работы на Кавказе, в нашем театре.
- В Ставрополь в первый раз я приехал по приглашению Евгения Ивановича Луганского. Встретились и познакомились мы с ним в Москве, в ГИТИСе, - вспоминает В. Бирюков. - Я приехал, поставил детскую сказку и уехал в Липецк, где работал тогда. А через некоторое время руководство театра предложило мне переехать в качестве штатного постановщика. И вот уже четверть века я служу ставропольской сцене - театру, которому я отдал лучшие свои годы, в котором я вырос как режиссер, как человек, как профессионал.
У меня были идеи, и нужно было работать, но прежде всего устанавливать контакт с актерами. В этом - самая главная задача нового режиссера, который приходит в театр. Именно от режиссера зависит, в какой обстановке будет создаваться спектакль. На весь период работы труппа становится твоей второй семьей. И вот если тебе удалось создать атмосферу, добиться расположения актеров и единого понимания литературного материала, значит, что называется, ты прошел.
Первой «штатной» работой В. Бирюкова на ставропольской сцене был спектакль-эксперимент, спектакль-прорыв, рок-драма К. Сергиенко «Собаки!», в котором актеры сами пели под аккомпанемент живого оркестра. С бешеным успехом пьеса шла несколько сезонов, так же, как и другие бирюковские постановки. А детский спектакль «Сестра моя - Русалочка»: без преувеличения можно сказать, что на этой сказке выросло не одно поколение ставропольских зрителей - с небольшим перерывом постановка не сходит с афиш уже 25 лет.
А потом были спектакли «Звоните, я согласна», «Мы едем смотреть Чапаева», «Ребенок к ноябрю, «Чума на оба ваши дома», «Венецианские близнецы», «Укрощение строптивой», «Шут Балакирев», «Женщины без границ», «Свидание по средам», «Моя дорогая Памела», «Девичник», «Проделки Ханумы», «Мужчины по выходным» и многие-многие другие постановки, которые всегда собирали полный зал зрителей. В этом театральном сезоне Валентин Валентинович представил на суд зрителей спектакли «Необыкновенные приключения в отеле Мирандолины» К. Гольдони и «Одноклассники» Ю. Полякова - две совершенно разные постановки.
Музыкальная комедия «Необыкновенные приключения в отеле Мирандолины» - яркий, праздничный костюмный спектакль, легкий и смешной - в его, бирюковском, стиле.
«Одноклассники» - это, несмотря на десятки смешных фраз, жесткая пьеса о нравственном выборе, о людях, которые пережили эпоху Афгана, лихие 90-е годы, о поколении сорокалетних - о тех, кто оказался на гребне перелома. Это спектакль о нас с вами, о том, что в жизни что бы мы ни совершали, все имеет определенные последствия, за все рано или поздно приходится отвечать либо нам самим, либо нашим детям.
- Мне хочется, чтобы в каждой моей работе зритель нашел что-то созвучное своим переживаниям и вспомнил что-то очень для себя дорогое... - говорит В. Бирюков.
Сегодня сложно вообразить, что, поступив в Ленинградский институт культуры, выдержав огромный конкурс на актерский факультет, студент Бирюков с трудом представлял, кто такой К. Станиславский.
- Я родился в маленьком городке под Ровно в Западной Белоруссии. Никакого театра там и в помине не было. Но всегда я с удовольствием смотрел на постановки гастролирующих трупп, которые изредка наведывались и к нам. До сих пор удивляюсь, как мне удалось поступить в институт. И учиться мне пришлось нелегко: в то время, когда мои одноклассники вели обычную студенческую жизнь, мне приходилось наверстывать упущенное.
Закончив вуз, молодой актер пришел в труппу театра в г. Кирове (ныне Вятка), затем была работа в Липецком театре. Но еще студентом В. Бирюков понял, что быть просто актером ему мало, его призвание в другом - в режиссуре. И, отработав 12 лет в театрах, попробовав себя в качестве постановщика, поступил на режиссерский факультет, причем в два вуза одновременно. А выбрал высшее театральное училище им. Щукина, где в тот год набирали экспериментальный курс. Слушатели должны были иметь профильное образование, опыт работы в театре и режиссерские работы.
Вообще, научиться режиссуре нельзя - это эксклюзивная, «штучная» профессия, и только спустя время можно увидеть, кто состоялся, а кто не сумел. Можно обучить режиссерским приемам, технологиям сценического действия, выучить систему Станиславского, но если у тебя нет склонности фантазировать, не развито воображение, если ты не можешь глубоко погружаться в творческий материал, то эту профессию ты не освоишь. Валентин Бирюков давно доказал, что он - настоящий творец, который может поставить все, а из человека, как Страдивари делал скрипки из дерева, он может сделать настоящего актера.
Его постоянно приглашают для постановки в другие театры. За это время он поставил более 30 спектаклей в разных городах.
- С одной стороны, конечно тяжело. С другой - это хорошо: новые люди, поиски, требования, новые победы или провалы, постоянный тонус. В каждом театре, где довелось поработать, есть хорошие артисты - где-то их больше, где-то меньше. Как правило, у меня есть одна неделя, чтобы найти контакт с труппой, иначе ничего хорошего не получится, - говорит режиссер. - Дома работается, что называется, «с закрытыми глазами»: труппа своя, родная. К счастью, я не потерял способность удивляться актерам, которых знаю 25 лет. Есть команда артистов, которым не нужно час объяснять задачу, с которыми разговариваешь взглядом. Они понимают меня по выражению лица, по тому, как я молчу. Тогда легче создать нужную атмосферу. Я любуюсь мастерством, с каким они выполняют задачи, и всячески стараюсь подогревать их творческий запал. Любимым драматургом Бирюкова был и остается Григорий Горин. В свое время в театре шли спектакли этого автора. «Шут Балакирев» и «Чума на оба ваши дома» - театралы хорошо помнят эти постановки.
- Я мечтаю поставить «Поминальную молитву», и вообще пьесы Горина со счетов не сброшены. Просто репертуар театра - это как книжная полка - каждый выбирает что-то на свой вкус. Нужно угадать момент, попасть в яблочко, чтобы пьеса была востребована зрителем, нашла отклик в его душе. Я стараюсь не размениваться - не ставить случайных, проходных спектаклей. Для меня важно, чтобы в материале была какая-то фраза или просто слово, чтобы оно «зацепило». Тогда, мгновенно, я вижу спектакль практически целиком и понимаю - надо ставить. Я очень долго и мучительно делаю распределение ролей. Для меня это крайне важный момент постановки спектакля. Ведь если актер не тянет, виноват я сам, так как ответственен за него, за его судьбу в этом спектакле. Во время постановочной работы нашими невольными соавторами становятся и артисты. «За столом» спектакль не придумаешь, живой исполнитель приносит на площадку собственные идеи, свежий взгляд, очень интересные мысли, интонацию, которую ни авторы, ни режиссер не подразумевали.
Бенефис, который подготовили актеры Ставропольского театра, наверное, неслучайно прошел под названием «Театральные романы «святого» Валентина».
- Сделали из меня дамского угодника, - смеется юбиляр (но было видно, что ему приятно). - Хотя, конечно, я много сделал спектаклей для женщин и о женщинах.
Да и сам бенефис прошел в канун 8 марта - такой подарок Валентин Бирюков и театр сделали жительницам Ставрополья и всем поклонникам театра.
А зритель откликнулся безмерной любовью и уважением, которые читались в глазах всех пришедших - они в этот вечер светились по-особенному.
АКТЕРЫ О РЕЖИССЕРЕ
Александр Ростов, заслуженный артист России:
С Валентином Валентиновичем мы в театр пришли одновременно. Я играл в первом его спектакле «Собаки». Тогда и обнаружились главный стиль и главное направление режиссера. Он из любого прозаичного серого материала делает зрелище, умеет приподнять материал над прозой жизни.
Он режиссер моей жизни. В нашем театре Валентин Бирюков поставил более 50 спектаклей, я играл в 30, в 20 из них - главные роли. Нужна невероятная искренность и затратность, чтобы ему соответствовать, чтобы его не подвести. Валентин Валентинович в рассвете, в апогее своего творческого пути, у него немало интересных задумок. Он волшебник, изобретатель, пронзительный и современный режиссер, владеющий всей палитрой постановочного искусства.
Светлана Колганова, заслуженная артистка России:
Когда-то мы вместе с Валентином Бирюковым начинали делать первые шаги на ставропольской сцене и вот уже много лет идем вместе, рука об руку.
Я ему очень благодарна, что он мне, молодой актрисе, доверил серьезные роли и в детских, и во взрослых спектаклях. До сих пор каждый театральный сезон я играю хотя бы в одной из его постановок. В его спектаклях всегда много пластики, хореографии, а так как я умею и люблю танцевать, он мне дал шуточное прозвище «Коряка». Прошло много лет, а я так и осталась для него Корякой. С ним очень интересно работать. Он неистощимый источник фантазии. Никогда не знаешь, что Валентин Бирюков тебе предложит сделать в следующий момент. Мне кажется, что мы очень близки. Нас связывает молодость, поиск, задор. Но, не скрою, я немножко ревную: его творческий взгляд все чаще останавливается на молодых актрисах.
Владимир Зоря, артист:
Валентина Валентиновича я считаю своим крестным отцом. Он увидел меня в Саратове в дипломных спектаклях и пригласил работать в Ставропольский театр. Вот уже двадцать сезонов я играю во всех его постановках. Мы работаем в одной связке. Валентин Валентинович - режиссер-соратник, который не только предлагает свое, но слушает и наше актерское мнение, дает возможность стать участником творческого процесса и принести что-то свое. Вот тогда, поверьте, спектакль становиться родным. Тогда актер относится к нему бережно и внимательно. В его спектаклях всегда просматривается боль за человека, за его судьбу. За человека, у которого могло все получиться, но что-то не «срослось». И он старается дать надежду, хотя бы одному зрителю, что все может измениться, наладиться.
Ни у кого я не видел такого отношения к актеру. Он ценит нас, мы для него всегда выше, всегда талантливее, чем он сам. Перед премьерой он нам всегда говорит: «Ребята, вы сделали все на 120 процентов. И если спектакль не примет зритель, если недовольна будет критика, то это только моя вина». Не побоюсь этих слов, он для нас отец родной.
Александр Жуков, заслуженный артист России:
Валентин Валентинович - мастер чудес и превращений, умеющий так закружить пружину сюжета, что зал будет смеяться до слез и не заметит, что настало время финала.
В его спектаклях всегда много музыки, шуток, курьезов и забавных недоразумений.
Его спектакли помогают людям верить в лучшее, заставляют смеяться и шутить назло трудностям. Его работы всегда утверждают вечные ценности - любовь и дружбу, самое главное что есть в жизни. Моя маленькая дочка Маша называет его дедушка-сказочник. Ведь детские спектакли Валентина Валентиновича настолько красивы и волшебны, что напоминают ожившие иллюстрации из любимых сказок.
Ирина Баранникова, артистка:
Валентин Валентинович подарил мне много хороших и ярких ролей. Он работает с актером на доверии, позволяет придумывать, приносить в спектакль что-то свое. Это очень интересный, многогранный человек с неуемной фантазией и желанием жить, развиваться и творить, а самое главное, это желание он вселяет и в других. Работа с ним всегда идет весело, увлеченно, и спектакли получаются такими же. Ведь если во время постановки мучиться, то и зрителю потом радости не будет... А вообще, 60 лет для мужчины - не возраст. Хочется пожелать ему цели и смелости в ее достижении.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 голос)