Вы здесь

СПАСУ НЕТ ОТ ПРОКУРОРА И СУДЬИ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

СПАСУ НЕТ ОТ ПРОКУРОРА И СУДЬИ
Александр Емцов

СПК «Красный Маныч» одно из немногих успешных хозяйств Туркменского района. Несмотря на засушливую зону, здесь ежегодно получают неплохие, свыше 20 центнеров с гектара, урожаи зерновых. Держат свыше 5 тысяч голов овец, 690 голов крупного рогатого скота высокопродуктивной калмыцкой породы. СПК - победитель многих сельскохозяйственных выставок. Дела ведутся рентабельно, ежегодная прибыль исчисляется миллионами рублей. Деньги вкладываются в укрепление материальной базы и социальную сферу. Только техники и сельхозинвентаря приобретено за последние годы на 25 миллионов рублей. Хозяйство для своего села градообразующее.
Но нынешний год в СПК явно не заладился. И дело даже не в производственных показателях. С ними все нормально: и урожайность составила 21,9 центнера с гектара, и прибыли только за девять месяцев получили больше трех миллионов рублей. Дело - в наездах, иначе это здесь не называют, районных прокуратуры и суда. Фамилии районного прокурора Д. Барабаша и судьи И. Мелихова прочно связывают именно с этим процессом.
НАЗНАЧИЛИ ВИНОВАТЫМ
Весной прокуратура вдруг заинтересовалась долгами по налогу на доходы физических лиц за прошлый год. Налог действительно своевременно не выплачивался, чему были объективные причины. Правительство страны, как мы все помним, ввело эмбарго на поставки пшеницы за рубеж, и спрос на нее резко упал. Продать, разумеется, можно было, но за копейки. Кто же на это пойдет в здравом уме? Поэтому в хозяйстве попросту не было живых денег, и оплата налогов все откладывалась до лучших времен, когда начнет продаваться зерно. Но прокуратура в лице прокурора района не хотела входить в положение. Барабаш затребовал объяснений, документы... Запахло возбуждением уголовного дела. Пришлось председателю Грищенко срочно находить покупателя, продавать, хотя и не совсем выгодно, зерно и рассчитываться с государством.
Дело вроде как закрыли. Но не успели в хозяйстве облегченно вздохнуть, как появилась новая напасть - проверки по линии пожарного надзора. Пожарные завалили «Красный Маныч» предписаниями. Шесть(!) раз возбуждалось против Грищенко административное производство о нарушении пожарной безопасности, и шесть раз один и тот же судья Мелихов выносил ему штраф.
Слава Богу, борьба за противопожарную безопасность не закончилась уголовным делом. Но зато именно возбуждением такого дела против председателя Грищенко началась новая кампания районной прокуратуры - кампания за своевременную выплату заработной платы.
Прокуратура проводит проверку в хозяйстве, выявляет недостатки и направляет материалы в следственный комитет. 25 октября следователь А.Смагин возбуждает против Грищенко уголовное дело по факту невыплаты свыше двух месяцев заработной платы двенадцати работникам СПК на сумму 61 тысяча рублей.
УКРАЛ И В ПРОКУРАТУРУ ЗА ЗАЩИТОЙ
Собственно «зарплатная» атака на Грищенко началась чуть раньше, еще в июне. Чабан Р.Багандов, у которого осенью прошлого года обнаружилась недостача овец на кругленькую сумму 168 тысяч рублей и который шесть месяцев выплачивал ее и вроде был доволен тем, что его не отдали под суд, а согласились на добровольное возмещение недостачи, вдруг обращается в прокуратуру с жалобой. Не оценил, выходит, человечность Грищенко, не отправившего его под суд. Прокуратура проводит проверку, рождается постановление Барабаша о возбуждении административного производства по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ - нарушение законодательства о труде должностным лицом, то есть председателем Грищенко. Оказывается, по мнению прокурора, председатель незаконно взыскивал недостачу путем вычетов из зарплаты. Делается, мол, это по нормам закона, регламентирующим материальную ответственность работника. То есть только через суд.
Судья Мелихов - а других судей в районе, видимо, нет, - присуждает Грищенко штраф три тысячи рублей. Тот не обжалует - платит. Но, видя такое дело, тоже начинает действовать по букве закона: направляет в суд исковое заявление о взыскании с Багандова 168 тысяч рублей. Оно, кстати, за три месяца так и не рассмотрено. Чабана, которому, разумеется, уже нет доверия, увольняют. Но не по недоверию, что было бы логично, а по сокращению штатов. Тут Грищенко опять же проявил человечность, не стал выписывать бывшему работнику волчий билет. Но тот доброту не оценил, снова пошел в прокуратуру с заявлением. Хотя злые языки говорят, что его туда повели, дали ручку и заставили писать. Жалобу о том, что при окончательном расчете ему не вернули ту самую 21 тысячу рублей, которую незаконно, как посчитал прокурор, удержали.
Сверхбдительный суперзаконник Барабаш глубокомысленно и невпопад цитирует Конституцию РФ: «Принудительный труд в РФ запрещен». Опять видит тут нарушение трудового законодательства, аналогичное первому. 7 декабря этого года принимает новое постановление об административном правонарушении, уже по ч. 2 ст. 5.27 КоАП. Оно предусматривает более серьезное наказание в виде дисквалификации на срок от одного до трех лет. То есть у нашей сладкой прокурорско-судейской парочки появляется облаченная в законную форму возможность отстранить от руководства хозяйством человека, почти единогласно избранного на эту должность всем кооперативом. Что и требовалось доказать?
Суд - а дело, мы предсказываем, опять попадет к Мелихову, пока его не рассматривал.
«ДОЛГИ ПО ЗАРПЛАТЕ» СКРЕБЛИ ПО СУСЕКАМ
История с Багандовым, возможно, и не стоила бы столь подробного описания, если бы не стала, собственно, поводом для той самой прокурорской проверки, в ходе которой и выявились факты несвоевременной выдачи зарплаты. Но «несвоевременной» ли? Это вопрос.
Поводом для возбуждения уголовного дела явилось, повторяем, то, что председатель якобы не выплачивал с 1 июля по 20 сентября зарплату двенадцати работникам на сумму 61 тысяча рублей. Это показали итоги прокурорской проверки.
Сумма на первый взгляд громкая. Но и только. Следует только внимательно изучить ведомости по зарплате, чтобы убедиться: обвинения буквально высосаны из пальца. И должников явно выскребали по колхозным сусекам. Чтобы натянуть на уголовное преступление.
Во-первых, долги эти очень трудно назвать собственно долгами. В СПК работает 232 человека, а должно хозяйство оказалось только 12-ти. Да и то по большому счету копейки. Посудите сами: А.Байрамовой СПК на момент проверки задолжал ... аж 103 рубля 15 копеек(!), М. Багандову - 1487 рублей 25 копеек, А. Алиевой - 2168 рублей 40 копеек, Г. Григорьеву - 2505 рублей 15 копеек, А. Алиеву - 3203 рубля 6 копеек... А ведь средняя зарплата здесь - 5100 рублей. Только трем работникам из двенадцати были должны по шесть тысяч рублей, одному - четырнадцать тысяч. Невооруженным глазом видно, что люди получали зарплату, хотя и не всю. Почему? Ларчик просто открывается: колхозники выбирают зарплату продуктами, поэтому бухгалтерия не спешит выдавать ее деньгами. Тут просто так давно сложилось.
Неужели этого не понимает прокурор Барабаш? Понимает, не может не понимать. Потому что не с Луны прилетел, живет в районе и наверняка знает его специфику. Тем более, не мог не видеть, раз изъял всю документацию, что в этот же период хозяйство потратило на зарплату, пособия, выплату алиментов 5,6 миллиона рублей. Неужели не сообразил, что 61 тысяча на этом фоне - капля в море, и вряд ли здесь злостная невыплата. Скорее, что-то другое. Не захотел сообразить. Или его соображалка, скорее всего, работала совсем в другом направлении. Думала, за что же все-таки прищучить председателя?
Во-вторых, ни в какие ворота не лезет аргументация прокуратуры и следствия, что председатель имел возможность выплатить зарплату, но не сделал это. И в качестве убедительного, как кажется людям в погонах, довода приводится, что за проверяемый период на расчетные счета хозяйства поступило аж 30 с хвостиком миллионов рублей, но пошли они якобы на другие, и совсем не первоочередные, цели, какой и является зарплата.
Представленная бухгалтерией предприятия распечатка показывает, что два с половиной миллиона из этих денег были попросту сняты с расчетного счета помимо воли председателя требованием налоговой инспекции - как недоимки по налогам. 22,6 миллиона опять же были списаны со счета в безакцепт¬ном порядке банками в погашение кредиторской задолженности по полученным целевым кредитам. Такое условие содержится в кредитных договорах с «Россельхозбанком», Сбербанком РФ. То есть зимой и весной они дают деньги на покупку ГСМ, минеральных удобрений, запчастей и материалов, а сразу после уборки забирают их со счета. Обычная практика. Свободных денег, то есть таких, которыми мог распоряжаться сам председатель, в хозяйстве, увы, было не так уж и много. Это как раз и есть те самые 5,6 миллиона, которые и пошли на зарплату.
Кстати, если бы председатель каким-нибудь образом воспрепятствовал погашению кредиторской задолженности банкам, его тоже ждало бы уголовное дело. Ведь «Красный Маныч» участвует в федеральной программе развития АПК и кредиты получает льготные. И невозвращение средств - покушение на государственный бюджет со всеми вытекающими последствиями. Тот самый случай, когда направо пойдешь - голову потеряешь, налево пойдешь - коня потеряешь... Так что надо еще удивляться, что Грищенко сравнительно благополучно миновал этот коварный перекресток: и кредиты вовремя банкам отдал, и почти всю зарплату коллективу. Человека похвалить надо, а ему уголовку за мелочь шьют.
В-третьих, позиция прокуратуры и постановление следователя абсолютно не мотивированы. То есть из него не видно, какие признаки состава преступления послужили основанием для возбуждения уголовного дела.
Закон действительно устанавливает уголовную ответственность за невыплату свыше двух месяцев заработной платы. Но - за невыплату, совершенную физическим лицом, работодателем из корыстной или иной личной заинтересованности. То есть для возбуждения дела одного факта невыплаты недостаточно. А вот в чем прослеживается личная заинтересованность Грищенко в том, что зарплату задержали - в постановлении ни слова. Брал себе деньги? Наоборот, он и себе зарплату в последние месяцы платил не вовремя. Направлял на какие-то другие свои нужды? Об этом в постановлении также ни слова. Так чем же виноват человек? Уж не тем ли, что кому-то хочется его «скушать»?
Грищенко обжаловал постановление о возбуждении против него уголовного дела. Мы не сомневаемся, что жалобу примет опять же персональный для председателя судья Мелихов.
ТУРКМЕНСКОЕ ДЕЖА ВЮ
- При знакомстве с документами складывается ощущение, что «Красный Маныч» попал под постоянный, причем очень пристрастный, пресс районной прокуратуры, действующей в связке с районным судом. В своей практике нам приходилось сталкиваться с ситуациями, когда пытаются на пустом месте возбудить против руководителя дело, отстранить его на этом основании от власти и под шумок прибрать к рукам сладкий пирог, каким, безусловно, является любое успевающее хозяйство. Будем надеяться, что здесь не тот случай, - говорит С.Феронов, заместитель генерального директора юридического агентства «СРВ», взявшегося защищать Грищенко в суде.
С подобными случаями приходится сталкиваться и нам, журналистам. Последний, по странному совпадению, произошел в том же Туркменском районе. И «герои» здесь те же - Барабаш и Мелихов, прямо или косвенно участвующие в преследовании СПК «Путь Ленина» и его председателя Л. Геращенко. Ну прямо туркменское дежа вю - от французского «уже видел». Прокурор в геращенковской истории без всякого стеснения демонстрировал свое благоволение работающей против председателя «пятой колонне», а судья принимал заведомо неправосудные решения, выдавал исполнительные листы, которые противоречили тексту судебного решения и были направлены на отстранение выбранного большинством руководителя от власти. Слава Богу, краевой суд отменил решение и вернул ситуацию в законное русло. Как развивается ситуация вокруг хозяйства сейчас - читайте на странице 6 этого номера газеты.
Нам известно, что краевая прокуратура проводила проверку законности действий Барабаша в конфликте вокруг Геращенко. Мелиховым же вроде грозилась заняться квалификационная коллегия судей края. Но время идет, а об итогах этих расследований как редакции газеты, так и общественности района ничего не известно. Зато хорошо известно, что и Барабаш, и Мелихов продолжают занимать свои рабочие места, продолжают делать то, что только по форме похоже на правосудие и законность.
А по содержанию - прессование очередной жертвы.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет