Вы здесь

ПРИВЕТ ИЗ ИНОГО МИРА

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ПРИВЕТ ИЗ ИНОГО МИРА
Александр Емцов

Эту статью я мог бы начать с сенсационного сообщения о том, что в 1851 году, через десять лет после своей смерти, великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов приезжал в Ставрополь и лечился в госпитале.
Чушь? Не может человек лечиться после смерти? А вот и может! Приезжал в госпиталь? Приезжал, это исторический факт. И он легко доказывается. Где находился госпиталь? По улице Торговой (ныне Булкина), 13а. А когда было построено это здание? В 1851 году! До того там был пустырь. А раз так, то и приезжал не раньше этого года, спустя десятилетие после гибели на дуэли в 1841 году.
Конечно, это все чушь. Историки выяснили, что поэт лечился в Ставрополе в 1837 году в частном доме и проживал не по Торговой улице, а по Острожной. Сейчас здесь проходит улица Маршала Жукова, и часть реконструированного впоследствии дома, теперь он под номером 14, сохранилась, там располагается кафе. Но именно плохое знание отцами города своей истории сыграло в свое время с домом 13а по улице Булкина злую шутку. В 1995 году решением главы администрации Ставропольского края он занесен в перечень памятников истории и культуры регионального и федерального значения как бывший военный госпиталь. И прежде всего на том основании, что в нем лечился Лермонтов.
Здание жутко неказистое, что хорошо видно на снимке. Да и понятно почему: ведь это торговый амбар. В книге «Град креста» известный своими дотошными исследованиями краевед Герман Беликов так описывает его происхождение: «В конце сегодняшней улицы Советской на юг к площади Ленина отходит небольшая улочка, в прошлом Торговая, сегодня - Ивана Булкина. Рождение ее относится к возникновению здесь Верхнего базара в 1851 году. Именно в тот год здесь, на большом пустыре, было устроено четыре корпуса лавок каменных, одноэтажных...».
Сохранившийся сейчас тринадцатый дом «а» и есть остаток одной из этих торговых лавок. В нем живут десять семей. Когда зданию полтора века - это не шутка. Тот случай, когда все сгнило и все удобства - во дворе. Люди все властные пороги обили, пытаясь узнать, когда же, наконец, их снесут и застройщик предоставит новые квартиры, как это сегодня делается сплошь и рядом. Или хотя бы городские власти капитально отремонтируют здание. Ответ неутешительный - никогда. Потому что здание является памятником истории и культуры и реконструкции, тем более сносу, не подлежит. Более того, ремонт подобных памятников в соответствии с законодательством должны делать те, кто в нем находится. Значит - жильцы.
Положа руку на сердце, давайте признаемся, что в Ставрополе нет сколь-либо значимых памятников истории и культуры. Хотя бы из-за возраста города, которому чуть больше двухсот лет. По меркам городов - это детство. У нас та же проблема, что и в США: сколько эта страна ни пыжится, она не может предъявить миру культурный слой. Потому что молода. Наш город еще моложе. Но в свое время, а именно в 1981 году, нам захотелось солидности. Люди, работавшие в то время в исполнительной власти, рассказывают, как вообще появился перечень памятников истории и культуры. Вроде прошел слушок, что на их реставрацию центральные власти дадут денег. А мы что, рыжие? Перечень и составили. Потом его расширяли, как в 1995-м, когда вносили туда наш госпиталь. Кстати, не один, подобных «памятников» в том перечне полно. Давали ли когда-нибудь на реставрацию деньги - не знаю. Скорее всего, нет, потому что здание того же госпиталя, по словам жильцов, на их памяти не ремонтировалось. Разве что фасад чуть подмазывали.
В наше время громкое звание памятника ничего, кроме головной боли, ни жильцам, ни городу не дает. Памятники ведь по закону ни сносить, ни реконструировать нельзя, их можно только реставрировать. Переоборудованный в жилье торговый сарай, ничего ни в историческом, ни в архитектурном плане из себя не представляющий, интересен может быть теперь как курьез, своеобразное напоминание о том, как жили мы в том непростом времени, когда ради финансирования меняли статус зданий. Это своего рода привет из иного мира.
Наше время, кстати, тоже дает пример такого целевого финансирования ремонтов ветхих зданий. Например, действующая сейчас программа федерального финансирования ремонта ветхого жилья. Мы получаем в ее рамках огромные деньги. Но включить туда здание по Булкина, 13а, не можем - памятник.
Сколько еще он будет стоять? Этот вопрос в очередной раз задали жильцы в своем обращении в редакцию. Оказывается, внести здание в перечень памятников регионального и федерального значения проще, чем вычеркнуть его оттуда. Делается это только постановлением Правительства Российской Федерации. А оно принимает такой документ только на основании соответствующего обращения краевой власти.
Краевой же власти, судя по всему, недосуг замахнуться на «памятник». Хотя и стоит он в самом центре города, что называется, центрее некуда, в полсотне метров от здания краевого правительства, от резиденции губернатора. Мимо него чуть ли не ежедневно проезжает первое лицо края, члены правительства. То самое место, которое, без всякого преувеличения, составляет лицо краевого центра. И на этом лице, как бельмо в глазу: маленький, обшарпанный, покосившийся дом на улице, где уже и одноэтажных домов больше не осталось.
Тот самый случай, когда надо перестать делать вид, что ничего не происходит. И дать жильцам ответ, когда же они будут жить в подобающих двадцать первому веку условиях.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет