Вы здесь

В ДОЛЕ С АНГЕЛАМИ!

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В ДОЛЕ С АНГЕЛАМИ!
Марина Кандрашкина

Все тоньше и тоньше становится нить, связывающая современную жизнь с культурой и традицией наших предков. Куда подевались простые навыки плетения лаптей? Где профессионалы-ложкари, где кузнецы, молодцы-бочкари и вязальщики пенькового каната? Где искусство письма по бересте? А кто из нас сможет запрячь лошадей?
Конечно, объясняя свое неумение всего вышеперечисленного, мы можем сослаться на то, что использование народных ремесел безнадежно устарело и сейчас они совсем не нужны человеку. Но ведь древняя культура определяет развитие общества. И с каждым потерянным умельцем, тем же самым дубильщиком шкур или сапожником, беднее становимся, прежде всего, мы с вами.
Есть в Адыгее небольшая станица Курджибская, где три года назад открыл свое предприятие по производству дубовых заливных бочек для вино-коньячных материалов Анварбек Аликбедов. Как признается сам руководитель, идея возникла совершенно случайно. Как-то в разговоре с друзьями он услышал, что бочки в их погребах довольно старые, купить же новые негде. Изучив рынок, учтя спрос и практически полное отсутствие предложений, здесь подумали «А почему бы и нет?» - и решили заняться бондарством.
К тому же все предпосылки для этого были созданы изначально: родители жены - бондари во втором поколении. В эпоху Советского Союза их имена гремели, а производимые буты и чаны были гарантом долговечности и качества. К сожалению, многих из мастеров уже нет в живых. Поэтому Анвару пришлось немало поколесить по нашей родине и странам СНГ, чтобы набраться опыта у старых профессионалов, узнать все аспекты и нюансы этого непростого ремесла, секреты мастерства. Помог молодому руководителю и Интернет, научные труды по бондарству и виноделию зарубежных и российских ученых. Ведь традиции - традициями, но и технический прогресс с наукой не стоят на месте.
Что касается рабочего материала, то с ним тоже проблем не предвиделось - поселение буквально окружено лесом, в котором растут многовековые дубы. А наряду с канадским и французским лесом, кавказский горный дуб считается одним из самых лучших для бондарского ремесла.
Впрочем, как говорит А. Аликбедов, бочки можно делать и из других пород деревьев. Это только вино и коньяк требуют именно дубовой составляющей, поскольку приобретают в ней свойственную им окраску, вкус и букет:
- Еще с петровских времен повелось хранить напитки в бочках, да и сейчас во всех цивилизованных странах для коньяка предполагается именно такая тара. Недавно я был в Венгрии, так там ни один уважающий себя винодел не держит вино в эмалированной таре. У нас же все основано на экономии, во вред самим напиткам.
Замечу, что сегодня предприятие в большей степени ориентировано на крупных производителей, выпуская дубовые тары объемом от 200 до 600 литров. Но, тем не менее, помимо винных и коньячных предприятий из Азейрбаджана, Дагестана, Кизляра, Армении и Молдавии адыгейской продукцией заинтересовались и частники. В сезон солений склад с небольшими кадками, которые тоже производят местные умельцы, опустошается напрочь. Да оно и понятно, лишь вспомните, какой замечательный вкус у огурчиков из бочки, как пахнут моченые яблочки и квашеная капуста, разве могут с ними сравниться соления в стеклянных банках?
- Вам бы летом к нам в гости приехать, - со свойственной кавказской гостеприимностью приглашал А. Аликбедов. - Когда все склады завалены бочками, а за обработанными досками и забора не видно. Какой аромат дерева здесь стоит! Тогда бы было на что посмотреть. Сегодня же все обязательства перед партнерами выполнены, и мы собираем заказы уже на следующий год, формируем заявку на дерево.
Однако тут руководитель явно скромничал. Даже учитывая неполный ассортимент представленной нашему вниманию продукции, мы не уставали ею восхищаться. Взять хотя бы пузатые бочонки российского класса и европейский вариант, чем-то напоминающий прямоугольник, аккуратненькие кадки для солений и остоги под будущие емкости. Подумать только, какой глазомер должен быть у мастера, чтобы так соединить клепки, дабы впоследствии бочка не протекала!
- Это только кажется, что сделать бочку - проще простого: взял клепки, соединил обручем, и готово. На самом деле бондарство - целая наука. Мало знать формулу, чтобы выпилить остог, важно правильно рассчитать и время спила дерева, из которого делается деревянная тара, - рассказывает Анварбек. - Лучше это делать зимой, когда в дереве заканчивается сокодвижение и увеличивается плотность тканей, тогда бочка не будет пропускать жидкость.
Конечно, можно было бы сослаться на то, что испарившаяся часть это и есть та самая доля ангелов. Мол, дуб пористый, дышит, следовательно, вино или коньяк живут в сосуде и испаряются. Вот только винзаводы, терпящие убытки, такое объяснение вряд ли устроит. Поэтому адыгейские умельцы стараются сделать так, чтобы небесная доля была как можно меньше!
Замечу, что хозяйственная жилка руководителя проявляется не только в конечном продукте, но и в самом бондарском производстве. Не секрет, что на изготовление дубовой бочки уходит лишь нижняя часть дерева, излишки же слишком дороги, чтобы их выбрасывать. Поэтому здесь быстро нашли выход, куда приспособить дорогостоящие остатки. Помимо бочек и кадушек местные мастера делают под заказ и купели из дуба, паркет, а опилки реализуют фермерским хозяйствам.
Всего же на предприятии трудится двенадцать бондарей, выпускающих в месяц до двухсот емкостей. Можно было бы и больше, но, несмотря на наступление всевозможных современных технологий, настоящие бочки местные умельцы делают только вручную. Видели бы вы их руки - все в мозолях! Как уверяет самый опытный из мастеров дядя Лева, есть процессы, которые категорически нельзя механизировать:
- Разве может робот и техника сделать так, чтобы бочка не потекла и служила вечно? У нас такое производство, что если душу не вложишь - ничего не получится.
Хотя не обходится производство и без автоматики. По местному бондарскому оборудованию можно изучать географию мира! Советские пилорамы, турецкие станки, боришпольский аппарат для изготовления скоб 1968 года выпуска. Как признается сам руководитель предприятия, ему пришлось немало поколесить по свету, чтобы достать всю эту технику:
- Раньше в СССР в каждом райисполкоме и на винзаводах были свои бочарни. Но в эпоху перемен многие из них разорились и перестали существовать, оборудование тоже просто висело мертвым грузом и пылилось без дела. Вот мы и решили, зачем покупать современные аналоги с такими же функциями за миллионы рублей, если можно реанимировать советские станки.
И теперь раритет составляет удачный тандем с современной техникой, без которой тоже невозможно представить данное предприятие. Взять хотя бы сушильный цех, где все процессы компьютеризированы и автоматизированы. Есть своя система орошения, вентиляции, охлаждения.
- Классически французы сушат древесину на улице в течение трех лет. С нашим оборудованием мы делаем это за три месяца. Причем, сравнивая конечные показатели, разницы нет никакой. Так зачем ждать три года, чтобы потом увеличить в разы стоимость бочки? - делится Анвар. - Наша же ценовая политика направлена на то, чтобы изделия устраивали клиентов не только по качеству, но и стоимости.
Есть еще одно отличие, о котором не сказал руководитель, но видное даже невооруженным глазом. Бочки здесь готовятся без лаков, клеев, красок, химических соединений и примесей. Обычный классический вариант, который так любили наши предки и который снова возвращается к нам. Ведь пройдет мода на завитушки, выгравированные забавные надписи, а классика - на то она и показатель хорошего вкуса, что останется на века и будет радовать глаз и вкус прекрасным вином и выдержанным коньяком высшего качества.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет