Вы здесь

ХОЧЕШЬ СТАТЬ МИЛЛИОНЕРОМ - ИДИ В ПТУ!

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ХОЧЕШЬ СТАТЬ МИЛЛИОНЕРОМ - ИДИ В ПТУ!
Ольга ТЫШЛЯР

Популярность, которой неизменно пользуются ярмарки вакансий, газеты объявлений, очереди в службе занятости, подтверждает и без того известный факт - очень многие выпускники сегодня не могут устроиться по специальности. При этом вакансий множество, руководители предприятий строительной, сельскохозяйственной, дорожной отраслей постоянно жалуются на нехватку квалифицированных кадров.
Система подготовки рабочих, успешно действовавшая в советское время и отвечавшая его идеологии и потребностям, сегодня не работает. Да, остались техникумы, колледжи, но подготовка специалистов в них не отвечает ни потребностям времени, ни уровню профессиональной подготовки: не хватает денег, технического оснащения, квалифицированных преподавателей. Да и много ли школьников сегодня мечтают стать сварщиками? Демографический кризис конца прошлого века сделал количество бюджетных мест в высших учебных заведениях практически равным числу абитуриентов.
Проблема средних специальных учебных заведений достигла той точки, когда властям стало невозможно ее игнорировать. Стало понятно, что скоро нынешние специалисты-рабочие, особенно высшей квалификации, уйдут на пенсию и заменить их станет некем. Это отрицательно скажется на развитии промышленности, экономики. Уже идут парламентские слушания нового проекта закона «Об образовании», который должен учесть современные требования к кадрам, упорядочить деятельность учреждений среднего и высшего образования, дать гарантию выпускнику, что учить его будут именно будущей профессии, а не отвлеченным вещам, которые на производстве никак не пригодятся.
- Основная задача образовательного учреждения в современном мире, - рассказывает первый заместитель министра образования Ставропольского края Василий Лямин, - подготовка востребованного специалиста. Это проблема, которую мы начинаем сегодня решать. Прежде всего, необходимо привлечь работодателя в процесс обучения кадров. Сейчас в лучшем случае директор предприятия приходит на выпускной экзамен, чтобы подобрать кандидата на вакантную должность. Если же работодатель начнет принимать участие в подготовке специалиста с момента его поступления в учебное заведение, то на выходе он получит работника с набором конкретных необходимых компетенций.
По новому проекту закона работодатель будет участвовать в составлении учебного плана, пособий, давать рекомендации в процессе обучения. В идеале представитель предприятия должен выступать в роли заказчика: озвучить конкретное требование в специалисте, обладающем определенными компетенциями, умеющем работать на определенной технике, принять участие в подготовке этого специалиста и на выходе обеспечить его работой. Здесь актуализируется еще одна проблема: материальная база и уровень мастерства педагога должны отвечать требованиям современной инновационной экономики.
В Ставропольском крае действует система непрерывного профобразования. Преподаватели постоянно проходят курсы повышения квалификации. Три победителя нацпоекта получили возможность повысить уровень профессионального мастерства в Москве.
В настоящее время в крае успешно функционируют профильные ресурсные центры. Они созданы на базе ведущих краевых учреждений начального и среднего профессионального образования. В их стенах не только готовятся рабочие специалисты, но и повышают квалификацию мастера производственного обучения. Они знакомятся с новым оборудованием, отрабатывают необходимые навыки. Здесь же ведется методическое сопровождение новых технологий обучения. Каждый профильный ресурсный центр, как ясно из названия, отвечает за определенное направление промышленного комплекса. Сегодня в крае существуют четыре ресурсных центра: в Ставрополе, Георгиевске, Курсавке и в Лермонтово. Завершается создание центра с профилем «Гостинично-курортный и ресторанный сервис и туризм» в Кисловодске.
Сблизить сферу образования с рынком труда призваны и новые образовательные стандарты, которые будут введены в обязательном порядке с сентября 2011 года. По ним основной упор делается на требования к результатам обучения. Закрепляется привлечение к процессу подготовки преподавателей-практиков. Изменяются требования к материальной базе: учащиеся будут иметь возможность использовать информационные технологии, электронные библиотечные системы, самое современное оборудование. Главное же, что должно сделать студента в будущем востребованным специалистом - это перераспределение учебного времени с учетом запросов регионального рынка. В учреждениях начального профобразования 20% времени будет отводиться на вариативную часть, среднего - 30%.
- Вариативная часть будет разрабатываться, - объясняет В. Лямин, - на основе предложений работодателей. Это укрепит социальное партнерство производственной сферы и учебного заведения. Введение федеральных государственных образовательных стандартов закрепит внедрение практико-ориентированных форм обучения.
В будущем, с принятием нового закона «Об образовании», работодатель сможет принимать участие во всем процессе подготовки специалиста.
Проект нового закона еще на стадии его подготовки, кроме одобрения части положений вызывает и недоумение общественности по поводу прочитанного в нем «уничтожения» начального профессионального образования.
- Формально, - комментирует В.Лямин, - действительно, мы не видим уровня начальной профподготовки. Но остается звено среднего профобразования, в рамках которого будет осуществляться подготовка рабочих кадров.
Сегодня еще начальное профобразование можно получить в профучилищах и лицеях, среднее - в техникумах и колледжах. По проекту нового закона мы станем, как на Западе, за корочкой о высшем образовании идти в колледж. Его планируют включить в систему высшего образования как начальную ступень системы «колледж - институт - университет». Соответственно, в стенах колледжа можно будет получить диплом бакалавра.
Сразу встает вопрос, а смогут ли сегодняшние колледжи, которые в свое время были переименованы из техникумов, потянуть подготовку по стандартам высшей школы? Второй вопрос - есть ли смысл в колледжах, когда сегодня не все вузы набирают достаточное количество студентов?
- Скорее всего, колледжи станут называться техникумами. В их стенах будут готовить специалистов среднего звена и рабочих. Меньшинство данных видов учреждений сможет быть включено в систему высшего образования и давать степень бакалавра, - говорит В.Лямин. - На сегодняшний день, поскольку закон только в разработке, еще нет положений, детализирующих его. Поэтому точно сказать, учебным заведением какого уровня станут сегодняшние колледжи, трудно.
Для будущих абитуриентов немаловажно обычно и на каком финансировании находится их будущая альма-матер. От этого часто зависит уровень материального обеспечения студентов. В крае сейчас одиннадцать учреждений федерального подчинения. Но их планируют со временем перевести на краевой уровень. Сюрпризы для студентов на этом не заканчиваются.
Наверное, самое неоднозначное нововведение, закрепленное федеральными государственными образовательными стандартами, - это система модульного обучения, которой пользуются все западные вузы. Студент самостоятельно выбирает из предложенного перечня предметы, которые желает изучить. За каждый он набирает определенное количество так называемых зачетных единиц. По их совокупности и выдается в итоге обучения диплом. Подобная система апробируется уже в Лермонтовском региональном многопрофильном колледже. О результатах судить еще рано. Эта же система в скором времени будет обязательной не только для средних учебных заведений, но и для вузов. Предполагаемые плюсы: студенты по программам обмена между вузами смогут легко получать образование в европейских и американских учебных заведениях, не теряя при этом семестров на родине. Возможность самостоятельного планирования времени также выгодна для студентов, которые вынуждены подрабатывать.
Кажется, законодатели делают все, чтобы у нас заработала подготовка специалистов среднего звена, чтобы их дипломы были востребованы и котировались в мире. Однако для успеха необходимы не только законодательные инициативы, но и изменения в общественном сознании.
В Советском Союзе успешно работала система шефских предприятий, отвечавшая духу времени. Сегодня в рамках рыночной экономики все возможно лишь на условиях взаимовыгоды. Работодатель должен быть заинтересован в подготовке специалиста.
- В России лишь крупные предприятия-монополисты вкладывают средства и участвуют в обучении необходимых им кадров, - рассказывает Василий Лямин. - Средний и мелкий бизнес самоустраняется. Директора считают, что нужный специалист и так найдется, придет. Все дело в недостаточном развитии гражданского общества, социального партнерства.
И учебные заведения, и работодатели должны быть заинтересованы в независимой оценке подготовки кадров. Сегодня речь идет о создании центров по сертификации профессиональной квалификации. Они должны действовать на основе объединений работодателей различных отраслей и отслеживать уровень подготовки специалистов. В Европе эти задачи выполняет система рекомендательных писем. У нас в стране пока лучше всего действует только одна система - «по знакомству». Именно гражданская ответственность, инициативность бизнеса должны сделать систему подготовки кадров в России отвечающей духу времени.
- Необходимо учитывать и то, - добавляет замминистра образования края, - что подготовка востребованных специалистов - это системный процесс, в котором должен участвовать ряд министерств. Прежде всего, он длится не один год. Разработка программ, закупка учебников, подготовка преподавателей и лишь потом обучение студентов - все это занимает минимум пять лет. Поэтому нам просто необходим точный экономический прогноз от министерства экономического развития: какие отрасли будут развиваться, какие конкретно специалисты потребуются.
От министерства труда требуются данные о количестве и качестве трудовых ресурсов. Сколько специалистов через несколько лет выйдут на пенсию, сколько кадров какой квалификации существует сегодня и будет нужно в будущем.
Как видим, все сферы современного общества оказываются так или иначе вовлеченными в процесс образования. Возможно, именно поэтому проект нового закона «Об образовании» вызвал такую шумиху в обществе. Остается надеяться, что те, кого он больше всех касается, будущие выпускники школ - увидят в нем главное: выбирать необходимо именно востребованную специальность. А учитывая сегодняшнее количество выпускников этой специальности, мало кто из них вообще устроится на работу. Сварщики же высокой квалификации востребованы как никогда. И зарплату им предлагают значительно выше средней. На октябрь 2010 года из более чем 25 тысяч выпускников очной формы обучения в средних профессиональных учреждениях лишь 8,6% не определились с трудоустройством.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет