Вы здесь

УСКОРЕНИЕ ДЛЯ «СКОРОЙ ПОМОЩИ»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

УСКОРЕНИЕ ДЛЯ «СКОРОЙ ПОМОЩИ»
Нина ЕВТУШЕНКО

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ с 1 октября с.г. вступили в силу изменения в Порядок оказания скорой медицинской помощи. По мнению разработчиков, новые нормы направлены на спасение жизни людей и соответствуют международному опыту развитых стран.
Требования больных к «скорой» общеизвестны: чтобы карета примчалась как можно быстрее, а помощь была оказана достаточная и квалифицированная. Чтобы врачи и медсестры хорошо знали свое дело, и в их медицинской сумке находились все необходимые лекарственные препараты. Сбой на каком-то участке может отразиться не только на здоровье, но и жизни человека.
А если «тяжелого» пациента приходится везти в стационар, то большую роль играет не только время доставки и поступления больного в приемное отделение, а и быстрое обследование, мгновенное начало лечения. Но разве редки случаи, когда привезенный в клинику пациент часами ждет, когда им начнет заниматься врач соответствующего профиля? То этого доктора в данный момент нет, то он на операции... В результате теряется поистине драгоценное для лечения время. Порой его уже невозможно бывает вернуть...
Что предусматривают изменения в Порядок оказания скорой помощи? Отвечая журналистам одной из центральных газет, Ольга Кривонос - руководитель департамента Минздравсоцразвития РФ сказала, что теперь экстренная помощь пациентам будет оказываться на несколько часов быстрее. И, прежде всего, за счет того, что первое лечение будет проводить именно тот доктор, который принял больного по вызову. Сейчас врач «скорой помощи» отвечает за пациента лишь до той поры, пока его везут в машине, а позже он передает больного коллегам медицинского учреждения. Теперь же сотрудники «скорых» будут продолжать им заниматься и проводить диагностику. Поэтому пациенту не придется ждать, когда специалист стационара вернется из операционной и назначит обследование, лечение.
Узнав о введенных с 1 октября изменениях, «Ведомости» обратились за комментарием к руководителям ставропольских медицинских учреждений. То, что говорит Москва, - это одно, но как все будет на краевом уровне? Заместитель главного врача станции «Скорой помощи» г. Ставрополя Наталья Згинник откровенно сказала, что по новому министерскому приказу коллектив не работает, механизм его реализации не совсем понятен. Документ сделан в основном под Москву, Санкт-Петербург и другие крупные города. Там в больницах вместо приемных отделений создаются отделения экстренной или скорой помощи. Именно врачи этих отделений принимают эстафетную палочку от «карет» скорой помощи или сами выезжают на вызовы, а, доставив пациентов в клинику, сразу же проводят обследования, назначают лечение, в том числе и оперативное. У нас же, в отличие от столицы, станции «Скорой помощи» работают отдельно, а больницы отдельно.
- Министерство рекомендует создавать такие отделения в стационарах, где количество коек не меньше 400, при этом ежедневное круглосуточное поступление больных должно быть порядка 50 человек, - говорит Наталья Дмитриевна. - У нас в режиме скорой помощи работает только четвертая городская больница. Но даже она специализируется только на некоторых профилях заболеваний. Поэтому «скорая» часто везет тяжело больного пациента в ближайшее медицинское учреждение, а не в профильное...
Не все понятно и с кадрами для отделений скорой помощи в стационарах. Кто там будет работать? Если туда перейдут врачи со станций, то они должны пройти специальную подготовку, поскольку не имеют знаний по функциональной диагностике, лабораторным, рентгенологическим обследованиям. Должна быть программа подготовки специалистов, тем более, что врачей не хватает. Ставропольская станция «Скорой помощи» укомплектована ими только на 60 процентов.
В четырех регионах страны - Чувашии, Татарстане, Санкт-Петербурге и Ростовской области уже действуют пилотные проекты по изменениям порядка оказания скорой медицинской помощи.
- Я думаю, у нас будет возможность познакомиться с практикой наших соседей, посмотрим, как у них организована работа, что-то позаимствуем, - заметила Н. Згинник.
А главный врач станции «Скорой помощи» г. Ставрополя Александр Михайловский дал понять, что в данное время его больше беспокоит комплектация лекарствами медицинских сумок для выездных бригад. Дело в том, что специалисты оказывают населению краевого центра как скорую, так и неотложную помощь. Скорая - при тяжелых заболеваниях, при необходимости госпитализации, а неотложная - когда нет серьезной угрозы здоровью, но пациенту надо, к примеру, сделать обезболивающий укол при артрозе коленного сустава, снизить артериальное давление и т.д. Собственно, этим должны заниматься врачи поликлиник, но их функции пока приходится выполнять выездным бригадам.
Существует перечень обязательных препаратов, которыми должна быть наполнена сумка-укладка. Для скорой помощи есть все необходимое, а для «неотложки» список медикаментов по приказу (другому) российского Минздрава сокращен. Скажем, не вошли в него популярные у больных пожилого возраста папаверин, анальгин, диклофенак, дибазол.
- Представьте себе: врач приезжает ночью к бабушке, которая не находит места от болей в суставах. Она просит ввести диклофенак, потому что он ей всегда помогает, а его в сумке нет. Это приведет к жалобам, от которых наши специалисты уже отвыкли, - делится своими опасениями А. Михайловский. - Поэтому по неотложной медицинской помощи мы хотим войти в программу медицинского страхования, собираемся привлечь к этому вопросу и внимание городской администрации...
Но вернемся к министерскому приказу. Тем более, что он вносит изменения не только в работу скорой помощи, а и наркологической службы. Если сейчас сотрудники милиции, увидев на улице человека в состоянии опьянения и утратившего способность ориентироваться, прямым ходом везут его в вытрезвитель, то будут везти в наркодиспансеры или наркологические отделения больниц. В Минздравсоцразвития считают, что это снизит риск смерти от алкогольного и токсического отравления.
Правда, в Ставропольском краевом наркологическом диспансере говорят, что оказывать медицинскую помощь такого рода пациентам врачи могут только с их согласия. Не желает - никто не вправе заставить. К тому же учреждение не располагает лишними койками: в краевом диспансере их всего 70, а по краю - 130. Перспектива забить их алкоголиками и токсикоманами, естественно, никого не устраивает...
Одним словом, здесь тоже есть проблемы.
Новый документ российского Минздрава пока не носит обязательный характер. Будет изучаться наработанная практика по пилотным проектам, будет проводиться реструктуризация больниц с целью создания отделений экстренной медицинской помощи и др. Но то, что в этой сфере здравоохранения давно назрели перемены, ни у кого не вызывает сомнения.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет