Вы здесь

ОСТАЕТСЯ В ИСКУССТВЕ ВЕРНЫМ СЕБЕ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ОСТАЕТСЯ В ИСКУССТВЕ ВЕРНЫМ СЕБЕ
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА

Об этом не раз говорили, рассуждая о творчестве известного не только на Ставрополье, но и в стране, и за рубежом художника Евгения Саврасова, его коллеги, ученики, поклонники, которые пришли на персональную выставку мастера в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств, посвященную его 70-летию, Году учителя и Дню города Ставрополя. И совсем не случайно эта мощная экспозиция названа «Человек города». Впрочем, обо всем по порядку...
УЧИТЕЛЬ
Нынешняя персональная выставка Саврасова в изомузее вторая, первая же проходила здесь более 14 лет назад, после всех запретов и идеологического давления, свойственных советскому периоду в России. Однако Евгений Саврасов считает, что и как художники, и как педагоги они со своим однокашником по Ростовскому художественному училищу имени М.Грекова Алексеем Соколенко «родились» именно в этом старинном здании. Ведь в августе 1964 года по инициативе тогдашнего директора краевого музея изобразительных искусств Бориса Бендика на первом этаже была открыта детская городская художественная школа, первыми преподавателями которой стали Саврасов и Соколенко. «Тогда, - говорит Евгений Владимирович, - мы читали здесь Маяковского: «Радуюсь я, это мой труд вливается в труд моей республики!»
В Ставропольской художественной школе Евгений Саврасов работает уже 46-й год, причем по своей авторской методике преподавания, которая называется «Элементы художественного конструирования и первоосновы дизайна в ДХШ». Еще в 1994 году эта методическая программа представлялась в Москве и была высоко оценена экспертами. «Чем интересен рисунок растения? Или цветка? Полагаю, научившись не только видеть цветок, но и его форму, конструкцию, видеть иной реальный образ, как природа из геометрических первооснов, таких как куб, шар, цилиндр создает формообразующие элементы. Без возможностей развития фантазии конструирования ни дизайнера, ни архитектора, думаю, и художника-станковиста не может быть».
Его ученики - это, как говорится, отдельная песня, которая, слава Богу, не кончается. Как сказала на открытии выставки директор городской художественной школы Наталья Мальцева, Евгений Саврасов сотворил свою собственную школу, которую прошли уже более трехсот учеников. Привычные предметы приобретают у Саврасова новую, необычную жизнь, что помогает воспитывать у учащихся вариативное мышление. «Человек города» он потому, что его имя вписано уже в историю Ставрополя. И это тут же подтвердили в своем поэтическом коллаже об Учителе его воспитанники. «Дети правы, - отметил председатель краевого отделения Союза художников России Сергей Паршин, - говоря, что Саврасов у нас такой один. Учеников у него много, но они, что ценно, все разные». А потом в гости к Евгению Владимировичу пришли оригинальные персонажи-маски (как будто ожили и сошли с полотен образы художника), существование которых он отстаивает всю жизнь. В их роли выступили студенты Ставропольского института экономики и управления имени О. Казначеева, с которыми художник с удовольствием провел «фотосессию».
«САВРАСОВ ЭТО БРЕНД»
«У нас в крае очень много художников, - считает председатель регионального Союза дизайнеров Юрий Бударин. - Ставрополье мощно выглядит в этом плане в стране. И тем не менее Саврасов - это бренд. Его творчество знают в Москве, а его бывшие ученики всегда гордятся, что у него учились. Он зажигает огонек искусства в их душах. А главное - хотя его и считают бунтарем, он человек добрый, и дети знают, что он их любит». Сам же Маэстро называет себя экспериментатором, концептуалистом и авангардистом. За что и «получал» в советское время по полной программе. Так, в 1970 году, устав от непонимания своего творчества, он пишет заявление в правление Ставропольского отделения Союза художников РСФСР, где просит организовать обсуждение экспозиции его работ (станковых картин, монументально-декоративных панно и керамики), которая разместилась тогда в мастерской художника Евгения Биценко. «Необходимость этого обсуждения назрела давно, так как уже несколько лет ни одна из моих работ не попадала на выставки. На выставкомах, где работы показывались очень быстро и в небольшом количестве, не было возможности услышать серьезного, обоснованного разговора о них. А мне как художнику такой разговор необходим»... На внеочередном заседании правления, которое таки состоялось в ноябре 1970 года, «коллеги» высказывались просто убийственно: «В работах Саврасова утрирование, преувеличение перерастает в уродливую карикатуру... Выставка работ Саврасова воспринимается как оскорбительное явление для нас, художников, такое ощущение, как будто нас всех обворовали и унизили этим зрелищем... Впечатление о выставке угнетающее. По всему видно, что художник оторван от жизни, замкнулся в самом себе». Присутствующие на заседании искусствоведы пытались противостоять этому натиску «чиновников от живописи», говоря, что не видят в работах Саврасова отклонений от социалистического реализма, что выставка дает представление о нем как художнике с хорошим эмоциональным настроением, что его поиск ощущается в основном в цветовых решениях и в психологических состояниях. На что получили гневную отповедь членов правления: «Зря искусствоведы постарались доказать всем присутствующим здесь, что на этой выставке представлено искусство. Не повторяя справедливой оценки саврасовской «Родины-матери», можно сказать, что такую уродливую, безобразную и отталкивающую «родину» можно и поменять. Художнику есть над чем задуматься и надо по-настоящему разобраться в своих мыслях о Родине».
Невозможно себе даже представить, что все это говорилось о тех ярких, красочных, своеобразных произведениях Евгения Саврасова, которыми сейчас восхищаются посетители выставки в изомузее. И можно только преклоняться перед его мужеством, когда он заявил своим «судьям»: «Писать так, как пишут другие, я все равно не буду. Считаю, что свое «Я» художник должен выражать самостоятельно, не похоже на других». «В то время, - говорит директор краевого музея изобразительных искусств Зоя Белая, - очень сложно было оставаться в искусстве верным себе». Зоя Александровна, поддерживавшая Саврасова со времен той первой персональной его выставки, знает, о чем говорит. «Это редкий и достойный пример как можно остаться верным своим идеалам и принципам в искусстве, невзирая на исторические, политические события, на давление, непризнание, доходящее до травли. И, думается, если мы доживем до открытия в Ставрополе выставочного зала современного искусства, то первым его автором будет Евгений Саврасов. В рамках празднования Дня города его выставка под названием «Человек города» стала одним из главных событий. И сегодня даже смешно, что его в 70-х годах ругали за такое оптимистическое, радостное искусство».
ГАРМОНИЯ, МАЖОР И... КАМНИ
Поиски Мастера в разнообразных жанрах, формах и технике настолько интересны, что по ретроспективной выставке в изомузее, где представлены его 129 работ, можно ходить часами, и все равно находить что-то новое и неизведанное. Тут еще надо поблагодарить коллектив музея и особенно художника Александра Колбасникова, которые создали очень гармоничную, мажорную, праздничную экспозицию. Она открывается яркими, контрастными живописными работами в смешанной технике (холст, масло, эмаль) - «Поэт», «Девочка и гребень», «Порубили дерева на дрова», «Тополя», «Утро праздничное», «Автопортрет в шлеме», «Мотоциклист», «Проспект», «Байкер», «Осень, бабье лето»... Уже сами названия говорят о многогранных интересах автора. А дальше «Дом змеи», «Старый хутор» - это картон и масло, «Юрий Б.», «Девочка и краб» - картон, масло, эмаль, «Мать», «Автопортрет» - холст, масло, «Зима», «Старуха», «Она», «Ярило» - линогравюра, монотипия, «Сарматка», «Воин» - бумага, маркер. Еще есть книжная графика и оригинальная инсталляция, выполненная в основном в золотых тонах: объекты «Кибела I», «Кибела II», «Движение», «Смещение», «Абсолют», «Путь» (авторская техника). «Экспозиция в экспозиции» - большие фото друга Евгения Саврасова Олега Мушаилова тех монументальных работ, которые, к сожалению, не сохранились - попросту негде их было держать. Это «Горнист» (металл, сварка), «Голова из сферы» (ракушечник), «Она» (железобетон), «Торс» (ракушечник), «Равновесие сущностей» (дерево, металл, камень), «Кузнец» (металл, сварка). Мощь, архаика, мистика... И опять-таки, все в этом мире взаимосвязано.
Доктор филологических наук, профессор Ставропольского гос¬университета Клара Штайн, поздравляя юбиляра, поведала присутствующим, что ее статья о художнике «Саврасов как монолит», написанная в еще 2002 году, стала первотолчком к исследованию ставропольского камня(!). Художник рассказывал ей, что вырос, по сути дела, среди камней. Эти, как он говорит, «каменные конгломерации» для него тоже культурный код, временные напластования, едва уловимые приметы прошлого. Раньше в Ставрополе заборы и столбы для ворот строили из глыб ракушечника. Кое-где они сохранились и сейчас. Саврасов говорил, что они напоминают ему баб ставропольских - толстых, крепких, монументальных, у ворот по вечерам стоявших. В графике, керамике, утверждает художник, - те же камни. И в раннем своем творчестве он занимался скульптурой из этого самого ракушечника. Точно так же, как создавали из ракушечника большие кресты, «баб» и другие культовые фигуры наши далекие предки. Авангардист Саврасов повернулся «в сторону неолита» (его слова), в сторону скифских и сарматских времен вовсе не случайно. Человек-энциклопедия, философ, аналитик, живописец, график, керамист, дизайнер, скульптор Евгений Саврасов в состоянии изменять действительность, преломляя ее под своим углом зрения. И в то же время он русский мужик, которому физически нужно долбить, строгать, пилить, стучать - ощущать свою силу. А тот разговор с Кларой Штайн о каменных столбах Ставрополя и древнейших архаических символах, которые нередко и сейчас можно увидеть на зданиях краевого центра и городов Кавминвод, послужил началом исследований ставропольских ученых, которые «вылились» в 2008 году в солидный интереснейший труд - книгу трех авторов - К. Штайн, С.Бобылева и Д. Петренко «Небо. Солнце. Земля: Традиционная символика дома в городской среде Ставропольского края». Эту книгу профессор и подарила художнику на его персональной выставке. И добавила: «Жаль, что работы Саврасова, которые давно уже стали явлением, «уезжают» сейчас из Ставрополя в другие города и страны. Так хочется, чтобы на основе магического кристалла его творчества действительно был организован в нашем городе музей современного искусства».
А искусствовед Ольга Бендюк отметила: «То, что наследие Евгения Саврасова сохранилось в таком объеме, огромная заслуга его матери Екатерины Ивановны, жены Майи и других людей, которые его окружали, любили, верили в него. Уникальный объем работ, начиная с 60-х годов, - это редкое явление. И это гордость Юга России». С этим утверждением согласились все пришедшие на выставку Маэстро, в том числе и его друг - заслуженный художник РФ Алексей Соколенко: «Мы знакомы уже более 50-ти лет, многое пережили вместе, были «шестидесятниками», стилягами, учили детей в художественной школе. Саврасов - самостоятельная, ни на кого не похожая личность. У него природное чувство цвета, пятна. И все его картины очень эмоциональны».
Добавим, что пришедшим на выставку члена Союза художников РФ, заслуженного работника культуры России, лауреата многих конкурсов и выставок Евгения Саврасова наверняка интересно будет узнать и мнение художника о многих вещах, нас окружающих. В рамках экспозиции можно увидеть органично «вплетенные» плакаты с его высказываниями: «Город», «Человек», «Объект», «Мир», «О конструктивизме». Ну а главным подарком «Человеку города» Евгению Саврасову стал красочный миниатюрный двухтомник его жизни и творчества из серии «Художники Ставрополья», который ему преподнесли краевой музей изобразительных искусств и управление культуры администрации города Ставрополя.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 голос)