Вы здесь

Сергей Пьянов: «НЕЛЬЗЯ ЗАЩИЩАТЬ ПОТРЕБИТЕЛЯ, НАСТУПАЯ НА ПРОИЗВОДИТЕЛЯ»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Сергей Пьянов: «НЕЛЬЗЯ ЗАЩИЩАТЬ ПОТРЕБИТЕЛЯ, НАСТУПАЯ НА ПРОИЗВОДИТЕЛЯ»
Александр ЕМЦОВ

В последнее время у нас в стране резко возрос интерес к продоволь-ственному рынку. О ценах на хлеб, молоко и другие продукты не говорят разве что сидящие на вечной диете модели. Поводом стала засуха, природные пожары и последовавший за ними значительный рост цен на продукты питания. Руководство страны на самом высоком уровне пытается минимизировать последствия природных аномалий. Вводятся ограничительные меры на вывоз продовольствия и на торговые наценки, в лексиконе политиков появилось забытое словечко «спекулянт»...

- Каковы результаты работы на селе, какова точка зрения на все эти процессы тех, кто стоит в самом начале продовольственной цепочки, - производителей продовольствия?
Эти и другие вопросы мы задали руководителю одного из самых крупных в крае хозяйств, председателю правления СПК «Племколхоз «Россия» Новоалександровского района С. Пьянову.
- Сергей Викторович, прошла уборка зерновых. Да и уборка других культур близится к концу. Сельскохозяйственный год близок к завершению. Результаты работы вашего хозяйства дают основание к беспокойству?
- Особых оснований для беспокойства нет. По большинству культур, кроме, пожалуй, сахарной свеклы, результаты или на уровне, или даже лучше прошлогодних. Собрано 57 300 тонн зерна - по 63 центнера с гектара. Это очень хороший показатель. Намолочено свыше пяти тысяч тонн семян подсолнечника - урожайность 32,1 центнера с гектара. Сахарную свеклу уже вовсю убираем, пока урожайность ниже прошлогодней - 450 центнеров, но и это по нынешним погодным условиям неплохой результат. Коллектив поработал прекрасно, уборка, как всегда у нас бывает, прошла быстро, эффективно и обеспечила запас прочности на год вперед. Правление колхоза благодарно труженикам за это.
- Вся нынешняя суета вокруг цен на продовольствие вам, его производителям, на руку? На первый взгляд, это должно привести к росту закупочных цен, а значит и к улучшению финансового положения хозяйств...
- Если формально подходить, то да, именно такие последствия и можно ожидать. Мы ведь вроде работаем в рыночных условиях, сокращение предложения товара на рынке ведет к его удорожанию. Но это - если формально. Если же реально смотреть на вещи, то я не вижу поводов для оптимизма. Рыночные механизмы у нас работают плохо, более того - зачастую подменяются политическими решениями. Мне кажется, в сложившихся условиях надо не столько собранное зерно пересчитывать, сколько озаботиться отработкой механизма хозяйствования, рыночного механизма на селе. Думать над тем, чтобы и он минимизировал последствия природных аномалий.
- Что вы имеете в виду?
- Да хотя бы то же решение правительства страны на введение эмбарго на вывоз зерна за границу. Испугались, что недобираем зерна, и закрыли границу. Но не подумали о том, что такое решение экономически, финансово подкосит, если еще не подкосило, сотни наших хозяйств, опять поставит их на грань выживания.
Хочу напомнить, что два года подряд цены на зерно в стране, да и во всем мире не было. Случилось элементарное перепроизводство зерновых, и государство абсолютно ничего не делало, чтобы в этих условиях обеспечить гарантированные закупки и поддержать производителя. Мы выживали как могли, надеялись на лучшие времена. У нас положение было еще ничего, а вот другие, насколько мне известно, экономили на всем: заморозили зарплату, работали на старом запасе удобрений и гербицидов, не спешили обновлять технику. Да и власть предержащие нас успокаивали: потерпите, придет ваш час, цена на зерно будет достойной.
И вот этот час пришел, на международном рынке зерно сейчас в переводе на рубли где-то девять тысяч за тонну. Будь как в прошлом году, хозяйства края за счет продажи на экспорт получили бы по самым скромным подсчетам дополнительно миллионы и миллионы рублей. Смогли бы поднять зарплату, обновить технику и технологии, закупить более высокоурожайные семена, сделать запас удобрений, гербицидов, горючего. То есть сделать заметный шаг к модернизации, куда нас и призывает президент страны. Да и в краевой бюджет за счет больших налогов внесли бы заметную прибавку, в бюджеты сел и станиц. Но нас сегодня на международный рынок не выпускают, объявили на вывоз зерна запрет и предлагают продавать только внутри страны. А здесь цена - не больше 4 500 рублей за тонну. Разница ощутимая. У нас себестоимость его производства - 3 200 рублей. А в некоторых хозяйствах и того больше. В то же время, чтобы вести расширенное воспроизводство, рентабельность должна быть не меньше 45 - 50 процентов. Вот и посчитайте. На планах финансового оздоровления хозяйств многие руководители, особенно те, где ориентированы на зерновое производство, поставят жирный крест.
То есть мы опять будем выезжать не на возросшем благосостоянии, а на сознательности крестьянства, его стремлении сохранить родной колхоз, на том, что ему деваться из села некуда, на извечном затягивании поясов. Сколько же можно? Сколько можно бездарно тратить свои возможности и обрекать свое будущее и будущее своих детей на неопределенность?
- Но ведь и руководство страны понять нужно: оно заботится о своем народе, старается сдержать цены, чтобы ему лучше жилось. В этом, в конце концов, и состоит задача правительства...
- Нельзя защищать потребителя, наступая на производителя. А то получается, что его спасают за наш счет. Защищайте, но - путем развертывания социальных программ, нацеленных именно на помощь потребителю. Через компенсацию из бюджета части стоимости продуктов, поддержку малоимущих слоев. Тут столько уже придумано механизмов, новых изобретать не надо. Не такие это большие для огромной страны деньги. Но не трогайте производителя, не пытайтесь въехать в рай за его счет. В конце концов, именно успешный, экономически устойчивый производитель даст в бюджет через налоги те самые средства, которые будут выплачены потребителю. А то мы зарежем курицу, а потом ждем, когда же нам из-под нее выкатится золотое яйцо. Не выкатится. Курица уже не живая.
- Вы, Сергей Викторович, так горячо ратуете за снятие эмбарго, будто ваше хозяйство целиком работает на экспорт. Насколько я знаю, не работает, а если и продаете на экспорт, то совсем немного. У вас одно из немногих в крае хозяйств, где очень высокое внутреннее потребление зерновых культур. Да и кроме зерна выращивается много других культур. У вас хорошо развитый животноводческий сектор...
- Я не о себе, я отстаиваю правила игры. Если мы провозгласили рынок, то давайте ему следовать. Давайте рыночными механизмами поддерживать своего производителя, а не душить его. Ведь дело не только в зерне. Такие же ситуации возникают вокруг животноводческой продукции. Это хорошо, что сейчас, например, закупочная цена на молоко 16 рублей за килограмм. А ведь была еще год назад 6 - 7 рублей. Впору было впадать в отчаяние. Ведь мы в «России» за последние пять лет огромные деньги - больше ста пятидесяти миллионов рублей вложили в животноводство. Только в прошлом году - 72 миллиона, в позапрошлом - 60 миллионов... И все в основном пошло на модернизацию молочного животноводства. Перестроили с учетом современных требований к содержанию животных все фермы, полностью сменили поголовье, причем закупки нетелей делали в Венгрии, закупили современные доильные установки, емкости по хранению и охлаждению молока...Сейчас доим по тринадцать тонн молока в сутки, в лучшие периоды - по пятнадцать тонн. Надои одни из самых высоких в крае. Слава Богу, дождались приемлемой закупочной цены. Теперь будем и дальше смотреть вперед с оптимизмом.
- Во время поездки по хозяйству мне показывали, как вы перестроили старые коровники. Прозрачные крыши, современные окна, блистающие кафелем и, соответственно, чистотой доильные отделения. Показали и бычков на откорме. Значит ли это, что вы будете заниматься и товарным производством говядины?
- И все, заметьте, сделано без привлечения сторонних подрядчиков, руками своих строительных бригад. А потому и значительно дешевле. Просто молодцы! Последние объекты - нетелиный комплекс и корпус для выращивания бычков. Было время, мы их всех продавали населению. Сейчас начинаем сами выращивать.
Все в наших руках. Было бы желание, а возможности появятся. Мы очень серьезно занимаемся развитием производства кормов. В этом году, например, уже заготовили 1800 тонн сена, 5 000 тонн сенажа, 13 000 тонн силоса. Вообще, животноводство - это не пшеница и ячмень, как это, может быть, кому-то кажется. Это кукуруза и соя. А также грубые корма. На это же у нас никто не обращает внимания. Толком даже нет программы развития производства этих высокоэффективных культур в стране. Спохватились, что чуть ли не повсеместно уничтожены мелиоративные системы, что даже трубы из земли повытаскивали. Но ведь это - следствие. Причина - отсутствие перспектив их использования ввиду сокращения производства кормов. А те перестали выращивать, так как животноводческую продукцию отечественную никто не берет, все подсели на импортную. Круг замкнулся.
Да и у нас, если закупочная цена на мясо не поднимется, выращивание тех же бычков будет в убыток. Но мы попробуем, в расчете на лучшие времена.
Только потому, что на мясо так и нет цены, мы, племенное свиноводческое хозяйство, не рискуем модернизировать свою свиноводческую отрасль, увеличить откорм, хотя, казалось бы, сам Бог велел. Нам нужны гарантии или хотя бы знак того, что поддерживается свой производитель. А таких знаков пока не видно.
- Что вы имеете в виду под знаками? Кроме закупочных цен, о которых вы уже говорили.
- Хотя бы повышение уровня дотирования сельхозпродукции. В европейских странах объем дотаций достигает тридцати процентов от всего объема доходов сельхозпроизводителя. А у нас по итогам прошлого года, например, аж три процента! Больше мороки с оформлением. Та же ситуация с кредитными ресурсами. Сколько обещаний по поводу их ожидаемой дешевизны и упрощения оформления мы слышали? Но абсолютно ничего не меняется. Банки дерут три шкуры, оформить кредиты крайне сложно. Если же оформляешь, то отдаешь в залог чуть ли не половину хозяйства. Да и себя в придачу.
- Будем надеяться, Сергей Викторович, что нынешний продовольственный кризис заставит руководство страны выстроить систему этих знаков. Успехов вам. Спасибо за интервью.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет