Вы здесь

ЖАЛОВАТЬСЯ МЫ НЕ БУДЕМ, А БУДЕМ РАБОТАТЬ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ЖАЛОВАТЬСЯ МЫ НЕ БУДЕМ, А БУДЕМ РАБОТАТЬ
Марина Кандрашкина

У каждого человека есть своя самая заветная мечта. И у всех она разная. Одних заботит личное счастье, другие находят гармонию в вечной погоне за карьерными высотами, третьим достаточно квартиры в престижном районе и машины премиум- класса. А вот председатель колхоз-племзавода «Маныч» Апанасенковского района Сергей Фисенко хочет от жизни другого - доказать всем, что и восточные хозяйства, где из-под плуга выглядывает не чернозем, а коричневая глина, могут быть перспективными и успешными.
Хотя это даже не мечта, а цель, которую поставил перед собой бывший главный инженер, согласившись три года назад занять пост руководителя. Ведь было время, когда «Маныч» слыл сильным сельхозпредприятием. Но где-то неграмотная политика руководства, где-то финансовые трудности привели к тому, что по кусочкам, по крупицам колхоз-племзавод стал терять лидирующие позиции. Зарплаты упали, показатели снизились, люди стали забирать из хозяйства земельные паи, сдавая их тем арендаторам, кто обещал более выгодные условия.
Впрочем, новый председатель сумел быстро вернуть доверие колхозников, а вместе с ним и оторванные земельные наделы. На сегодняшний день к имеющимся в наличии 28 тысячам гектаров «Маныч» арендовал еще три тысячи у местных пайщиков и полторы тысячи в Калмыкии. Несмотря на то, что хозяйство имеет статус племзавода, растениеводство остается одним из приоритетных направлений, где основной выращиваемой культурой является пшеница. Поскольку без зерна в селе не обойтись ни людям, ни животным.
Говоря о нынешней уборке, С. Фисенко замечает, что она была не из легких:
- Погода то и дело испытывала нас на прочность. Сначала зимой на полях вымерз весь рапс, пришлось пересевать культуру. Не легче оказалась и жатва. Обычно уборка длится у нас восемь-десять дней, в этом году она затянулась чуть ли не на месяц. Дожди не позволяли ни заехать, не выехать с поля. Если в начале сорта давали до 50 центнеров с гектара, после выпавших осадков показатели упали до 27. Всего же намолотили 22 тысячи тонн зерна, что на четыре тысячи хуже прежних показателей.
Зато порадовала руководителя высокая цена на пшеницу. Жаль только, что воспользоваться ею до конца не получилось. В «Маныче» успели реализовать две тысячи тонн, как последовал запрет на вывоз. К рекомендации министра сельского хозяйства Е. Скрынник не придерживать зерно, а реализовывать животноводам, местные растениеводы относятся позитивно. Но согласны продавать излишки только по цене, устраивающей обе стороны. Пока же компромисс между покупателями и производителями не найден.
- Стоит назвать оптимальную для нас цену, как начинается крик, что мы намеренно завышаем стоимость зерна, и по вине сельхозпроизводителей дорожает хлеб, продукты питания. А то, что вчера ГСМ мы брали по льготной цене, а сегодня они стоят уже 16 рублей, что дорожают удобрения, запчасти, нужно платить людям зарплату, это никого не интересует, - делится председатель.
Вот и вынуждены сельчане хранить зерно в местных складских помещениях. От услуг элеваторов здесь отказались давно. Есть в хозяйстве и собственная переработка: мельница, пекарня, макаронный цех, продукция которого реализуется по всему краю. Работает в селе Дивном и крупяной цех, производящий из местных культур гречку, пшено, кукурузную, пшеничную крупы.
Учитывая нынешний ажиотаж на гречку, когда в Ставрополе цена за килограмм доходит до 60 рублей, я не могла не поинтересоваться, так ли на самом деле все плохо с крупами?
- Кто-то намерено поднимает бурю в стакане воды. Ажиотаж как быстро появляется, так же быстро и проходит, - уверен Сергей Павлович. - Сейчас не советские времена, когда все получали по талонам. Рынок стал более цивилизованным, предпринимателей появилось столько, что голод нам не грозит. Другой вопрос, какое будущее ждет страну, которая больше завозит, чем производит? Сегодня отечественным сельхозпроизводителям просто необходима помощь государства, тогда и соотношение производства продукции и цены на нее будет оптимальным.
Замечу, что экономия и оптимизация затрат в «Маныче» не пустой звук. Взять хотя бы местный автопарк. Все 60 машин, от легковых до грузовых, и сорок комбайнов сплошь отечественные. Вот и сейчас в планах - закупка новой хлебоуборочной техники белорусского производства, которая в работе не хуже заграничных аналогов, а стоит на порядок дешевле. То же самое и с семенным фондом.
- Я патриот, и уверен, что наши ученые ничуть не хуже заграничных. Да и как можно вывести сорт, адаптированный к нашим климатическим условиям, не держа в руках местную землю, не пробуя ее на ощупь. А что касается самого зерна, если бы качество не устраивало, вряд ли зарубежные партнеры выстраивались в очередь за ним, - объясняет свою позицию председатель. - Главное не имя, не престиж, а эффективность.
Еще одним шагом на пути к экономии стало развитие овощеводства. Ведь обеды в колхозе бесплатные, а во время уборки к ним добавляются еще и ужины. Чтобы не закупать картофель, морковь, лук, капусту втридорога, в колхозе отвели двадцать гектаров земли под эти цели. Теперь сельчане круглый год обеспечены собственными овощами. Раньше были и парники, но, учитывая перенасыщенность рынка турецкими огурцами и помидорами, руководитель решил деньги вложить в животноводство.
К тому же дел в этой отрасли предстоит немало. Африканская чума, разыгравшаяся несколько лет назад на Ставрополье, не обошла стороной и это хозяйство. Да что там не обошла, «Маныч» оказался в эпицентре происходящего. Несмотря на то, что все санитарные нормы были соблюдены, прививки сделаны, КРС и свиное поголовье пришлось уничтожить. От прежней роскоши осталось только 400 буренок красно-степной породы и крупный современный свинокомплекс на 1200 голов. Впрочем, карантин уже снят, и сегодня С. Фисенко первоочередной задачей называет восстановление утраченных резервов.
И все же визитной карточкой колхоза является овцеводство. Именно оно заставляет говорить о предприятии как о племенном заводе, делает известным по всей России. На манычских пастбищах пасутся около 20 тысяч овец и баранов породы манычский меринос. Они-то и завоевывают бесчисленные награды и призовые места на краевых и общероссийских выставках. Но, возможно, в скором времени безусловным лидерам придется потесниться. Сейчас совместно с учеными СНИКСА в «Маныче» идет разработка новой восточной породы, показатели которой не уступают ни по тонине шерсти, ни по мясным характеристикам.
Заставляют шагать в ногу со временем председателя не только амбиции, но и практическая необходимость. Парадоксально, но ни мясо, ни тонкорунная шерсть сейчас ставропольскими производителями не востребованы. Заграничному же рынку необходимы отличные качественные характеристики. Племзавод их предоставляет. Поэтому вот уже четыре года баранина экспортируется в Иорданию, а шерсть идет в Китай, Индию, Чехословакию, где готовы платить 68 рублей за килограмм немытой шерсти.
Так и живет хозяйство день за днем, неделя за неделей, восстанавливая утраченное и стремясь к новым вершинам. Говоря о достигнутых успехах, С. Фисенко отмечает, что этого не было бы без людей, работающих на манычских землях. Именно их труд, преданность своему делу помогают думать о будущем в светлых тонах, стремиться к тому, чтобы село для будущих поколений стало не только местом, где они родились и выросли, но и которым могли гордиться в дальнейшем. А колхоз ассоциировался не с черной дырой и безысходностью, а был почетным и высокооплачиваемым местом работы.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет