Вы здесь

НА СЦЕНЕ - ЦЫГАНСКИЙ ТАБОР

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

НА СЦЕНЕ - ЦЫГАНСКИЙ ТАБОР
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА

Ставропольская государственная краевая филармония, завершая свой 108-й концертный сезон, преподнесла меломанам и профессиональным музыкантам краевого центра неожиданный и замечательный подарок - три дня на сцене старинного зала филармонии можно было увидеть и услышать знаменитую одноактную оперу Сергея Рахманинова «Алеко». И каждый вечер зал был переполнен восторженной публикой, которая в финале оперы вставала в едином порыве и бурно аплодировала артистам.
Оперный спектакль, впервые поставленный коллективом краевой филармонии, имеет свою немалую историю. Дело в том, что уже несколько поколений ставропольских профессиональных музыкантов (а их в нашем городе, надо сказать, немало) мечтают об открытии в краевом центре оперного театра. Есть у нас и отличные вокалисты, и оркестранты, хористы и танцоры, есть театральные художники, дирижеры, хормейстеры и балетмейстеры. Есть и такая мощная духовно объединяющая сила, как выпускница ГИТИСа, много лет жизни отдавшая академическому театру драмы, а ныне директор филармонии Валентина Куникина. Нет только, как всегда, финансовой поддержки культуре края - вспомним бедственное положение того же краевого театра кукол.
Мечты об оперном театре пока остаются мечтами, а вот постановка оперы, задуманная директором Куникиной и художественным руководителем и главным дирижером Юрием Каспаровым еще пять лет назад, наконец, осуществилась. Для
первого опыта был выбран шедевр двух русских гениев - Пушкина и Рахманинова - опера «Алеко», которая впервые прозвучала на сцене Большого театра 117 лет назад. Тогда дипломная работа 19-летнего выпускника Московской консерватории Сергея Рахманинова, с благословения великого Чайковского, тоже два вечера восхищала искушенных московских зрителей. У нас же созданию оперного спектакля много чего предшествовало: это и капитальный ремонт филармонии, и постройка оркестровой ямы, и формирование и развитие таких творческих коллективов, как симфонический оркестр, камерный хор, вокально-хореографический ансамбль «Слобода». Это и поиски режиссера-постановщика, способного поднять коллектив на новую, уже оперную ступень мастерства. Теперь, после замечательной премьеры, можно совершенно определенно сказать (и без всякого преувеличения): Валентина Викторовна Куникина совершила настоящий подвиг, справившись со всеми препятствиями на пути к опере, объединив большой коллектив, найдя единомышленников за пределами края и пригласив их для совместной, очень непростой работы. А для всего этого нужно было прежде всего увлечь людей своей идеей. И она увлекла. За постановку «Алеко» взялся главный режиссер Волгоградского государственного театра «Царицынская опера», заведующий кафедрой актерского мастерства ВГИКа, заслуженный деятель искусств РФ Михаил Ковальчик. На плечи главного дирижера Юрия Каспарова легло руководство оркестром, хором, солистами, кордебалетом. В этой работе ему помогали главный хормейстер Татьяна Середа и балетмейстер-постановщик Людмила Панина. Колоритные декорации, реквизит и костюмы подготовил известный театральный художник Леонид Черный.
И вот, наконец, вечер премьеры. Сказать, что весь сплоченный коллектив краевой филармонии волновался и нервничал, это не сказать ничего. Но это творческое волнение подняло эмоциональный тонус артистов, а их вдохновение каким-то чудом передалось зрителям. И цыганский табор на сцене уже воспринимается как нечто романтическое и вполне естественное. И переживаешь вместе с народным артистом России Борисом Брусневым любовную драму его героя Алеко. Сочувствуешь печальным воспоминаниям Старого цыгана (Александр Вечеркин) о его любви к неверной жене Мариуле - матери Земфиры. Хороша в своей роли своенравной гибкой красавицы-цыганки Земфиры солистка краевого театра оперетты (г. Пятигорск) Наталья Виноградова. Ее дуэты - любовный, лирический с Молодым цыганом (солист Саратовского академического театра оперы и балета Павел Корчагин) и драматический «Старый муж, грозный муж... Ненавижу тебя, презираю тебя...» с Алеко, - полны подлинных чувств и неподдельной страсти. И все это происходит на фоне зажигательных танцев цыганок с кастаньетами, лихой мужской пляски, хоровой сцены, которая завершается общей вихревой музыкальной картиной. Что интересно, совершенно невозможно понять, кто на сцене - артисты хора или хореографического ансамбля - настолько прекрасно все двигаются и настолько они едины в действии. Очень ярок в характеристике главного героя Борис Бруснев: известная каватина «Весь табор спит...» превращается в его исполнении в трагически обреченный монолог-размышление. Тщетно пытается Алеко вернуть любовь Земфиры. Обуреваемый ревностью, он убивает и жену, и ее любовника. Появившиеся на месте трагедии цыгане в хоровом каноне требуют, чтобы убийца покинул их табор. Алеко: «О горе! О тоска! Опять один!» Скорбно звучит в оркестре лейтмотив цыган, обрамляющий оперу. Недаром же Сергея Рахманинова современники называли вдохновенным поэтом звуков. Опера «Алеко», поставленная на сцене Ставропольской краевой филармонии, еще раз это подтвердила.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет