Вы здесь

НАСРЕДДИН ОТДЫХАЕТ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

НАСРЕДДИН ОТДЫХАЕТ
Марина КАНДРАШКИНА

МНИМАЯ ХОЗЯЙКА
Эта история началась 18 лет назад, когда 13 ноября 1992 года у части домовладения по улице Герцена, 102 (позже постановлением главы администрации г. Ставрополя номер дома изменится на 104 «В»), появилась новая владелица. Обладательницей 2/3 дома стала Ирина Коротенко. Не знаю, что сыграло свою роль, то ли тихий уголок пришелся женщине по вкусу, то ли помня совет Марка Твена «покупай землю, ее больше не производят», но 31 июля 1996 года с администрацией города Ставрополя гражданкой Коротенко был заключен «договор аренды земельного участка по улице Герцена, 102, для индивидуального жилищного строительства».
Шло время, новая застройка так и не начиналась, зато имеющиеся в наличии квадратные метры реконструировались и превращались в восемь жилых помещений, которые было решено продать за сумму чуть больше семи миллионов рублей. Только вот одно «но». Согласно договору купли-продажи от седьмого июля 2008 года объектом сделки между продавцом и покупателями становится не часть домовладения, как было ранее, а восьмикомнатная квартира. Каким образом Ирине Коротенко удалось сделать так, чтобы под одной крышей помещались и дом, и квартира, не знаю.
Это для нас, обывателей, нет никакой разницы в статусе жилья. Зато, если заглянуть далеко в будущее, проблемы могут возникнуть с прилегающей землей. Владельцы дома смогут оформить этот участок под еще одно жилье, а владельцам квартиры вряд ли отдадут землю под ИЖС. Да и статус квартиры не предполагает реконструкции с возведением пристроек, мол, что купили, тем и довольствуйтесь.
- Смена статуса жилья - вопрос не одного дня и тем более не одного документа, - говорит юрист Татьяна Басканова. - Нужно изменить разрешенное целевое назначение земельного участка, что делается постановлением администрации, причем через предварительные публичные слушания.
Как говорят люди, ничего этого не было. Но, так или иначе, квартира оказалась продана. Правда, как позже выяснилось, сюрпризы в купленном помещении на этом не закончились.
- Не было техусловий на газ, воду. Крыша находилась тоже в неприглядном состоянии, - рассказывает Ирина Задорожная. - Чуть задождит, и вся вода в наших квартирах.
Тогда-то и зашел разговор о мансарде. Правда, здраво рассудив, собственники решили несколько усложнить задачу и возвести не только мезонин, но и добавить пристройку. А почему бы и нет? Понятно, что семь миллионов сразу не заплатишь, поэтому, войдя в положение семей, И. Коротенко разрешила сумму отдавать частями. Дополнительные квадратные метры означали не только появление новых жильцов, но и, следовательно, освобождение от долгового ярма на шее. Надо ли говорить, что идея понравилась всем, оставалось дождаться только решения хозяйки необходимого земельного участка.
- Миллион восемьсот, - последовал ответ.
Вскоре был внесен задаток, получена расписка, что «Я, Коротенко И.В., настоящим свидетельствую, что получила денежные средства в размере 147 тысяч рублей за земельный участок по улице Герцена, 102», потом еще одна на 140 тысяч рублей. Жильцы, объединившись, нашли дольщиков, и по договору простого товарищества принялись за строительство.
ЧТО МОЖНО И ЧТО НЕЛЬЗЯ
А теперь, читатель, попрошу прощения за небольшое нравоучительное отступление. Без которого, боюсь, никак не обойтись, дабы другим неповадно было. Знаете ли вы, с чего начинается любое строительство? Как для верующих, вначале всего было слово, так строители резонно считают началом всех начал разрешение на застройку участка.
Для этого необходимо обратиться в местное управление архитектуры и градостроительства, предоставить проект, копии лицензии на проектирование жилых домов, план участка, ксерокопии правоустанавливающих документов и оплатить пошлину. Кроме того, появление дома на участке должен одобрить еще один ряд согласующих инстанций: СЭС, пожарные, энергетики, Водоканал.
В общем, дело хлопотное и, как гласит молва, затягивается бумажная волокита не на один месяц. Поэтому большинство людей начиная строительство не имеют на него соответствующего разрешения и оформляют его уже в процессе возведения фундамента, стен, а то и крыши. Очень дурная практика. Последствия таких экспериментов могут быть весьма плачевны - вплоть до сноса строения. Но многие ли из нас думают о завтрашнем дне? А вдруг потоп или очередной конец света? Так хоть день пожить в отстроенном доме и не быть погребенным под кипами чиновничьих отписок!
Не стали «заморачиваться» и наши герои.
- Ведя строительные работы, мы попутно собирали и все документы, - рассказывает Ирина Задорожная. - Получили градостроительный план, инженерно-геологическое заключение, техусловия на свет, газ, потом обратились в Водоканал.
И вот тут-то, как в последнем акте выстреливает висящее на стенке ружье, так и люди узнали, что земля, которую они вроде как покупают у Ирины Коротенко, на самом деле не ее, а муниципальная. Все строительство, если говорить юридическим языком, сплошное нарушение статьи 7.1. КоАП РФ, то есть «самовольное занятие земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю». А чисто по-человечески это значило, что по своей же глупости и неосмотрительности купили воздух и деньги потратили впустую.
Впрочем, по словам жильцов дома, будучи сама действующим нотариусом Предгорного района, Ирина Коротенко убедила, что все это лишь формальности. Да, срок аренды истекает, но можно оформить заново, а потом выкупить землю. Для пущей убедительности 18 марта 2009 года она выдает доверенность на имя Ирины Задорожной с правом «Быть моим законным представителем во всех организациях и учреждениях города Ставрополя по вопросу подготовки необходимых документов для возведения индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу Герцена, 104 «В»; а также с правом приобретения на мое имя земельного участка на Герцена 104 «В», и оформлением всех документов на жилой дом и земельный участок». Кроме того, 7 июня 2009 года был подписан договор, в котором говорится, что «гражданка И. Коротенко обязуется продать недвижимость, расположенную по адресу Герцена, 104 В, находящуюся на земельном участке, предоставленном ей в аренду».
- Мы были уверены, что все эти проблемы решаемы, - говорит одна из участниц строительства Ольга Баширова. - И. Коротенко работает нотариусом, значит, знает законы. У нас не было оснований не верить ей.
КАК ПОССОРИЛАСЬ ИРИНА ВИКТОРОВНА С ИРИНОЙ ВИКТОРОВНОЙ
В известной притче Ходжа Насреддин получил от эмира деньги и пообещал ему за 20 лет научить ишака богословию. Мудрец справедливо рассудил, что к концу этого срока умрет либо ишак, либо эмир, либо он сам. Наверное, так и И.Коротенко рассчитывала, что у жильцов либо не хватит денег, либо перессорятся, и стройка сама собой сойдет на нет. Но время шло, и вскоре пристройка стала обретать законченный вид. Была подключена вода, проведены все коммуникации, найдены жильцы.
А, следовательно, появился повод для нового витка событий. Правда, причины конфликта поссорившиеся называют разные. Версия застройщиков: «Когда здание было готово, И. Коротенко решила увеличить стоимость земли и назначила новую сумму - четыре миллиона. Естественно, мы отказались платить такие деньги, потому как договор заключен на меньшую сумму». Версия И. Коротенко: «По договору, заключенному с Ириной Задорожной, я намеревалась после оформления соответствующих документов и выкупа части земельного участка, находящегося в аренде, продать ей это имущество, а она - оплатить его до 30.09.2009 г. в размере 1 миллион 800 тысяч рублей. В доказательство своих намерений приобрести вышеуказанную недвижимость И. Задорожная передала мне аванс в сумме 147 тысяч рублей. 29 сентября она сообщила, что не станет ничего покупать и никаких денег платить не будет, так как строения строила она, а земельный участок мне не принадлежит».
- Но я полностью отдала всю первоначально оговоренную в договоре сумму, - говорит Задорожная. - Другое дело, что не получила расписки. Ирина ссылалась на занятость, что спешит куда-то, а потом и вовсе сказала, что пока мы не заплатим четыре миллиона рублей о расписках можем забыть.
Ссора - ссорой, но 14 октября 2009 года последовала кульминация событий. И. Коротенко подала исковое заявление в Промышленный районный суд города Ставрополя о сносе самовольных строений, возведенных на чужом участке. «И. Задорожная строит на моем участке строения не только самовольно, без соответствующих разрешений, но и с грубым нарушением градостроительных, строительных норм и правил. На основании изложенного и руководствуясь статьей 222 ГК РФ прошу обязать И. Задорожную снести все самовольные постройки, расположенные по улице Герцена, 104 «В», - мотивировала свою позицию И. Коротенко.
Напомню, что в соответствии с пунктами 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
И если говорить начистоту, положение у людей не самое завидное: участок, где велось строительство, принадлежит не им. Но, с другой стороны, и срок его аренды у И. Коротенко давно истек. А, опять же ссылаясь на статью 222 ГК РФ, иск о сносе самовольных строений может подать лицо, чьи права и интересы, охраняемые законом, нарушены данной постройкой.
Земля муниципальная, к И.Коротенко не имеет никакого отношения. Поэтому было бы куда понятнее, если с подобным иском выступили городские власти. Но, может, нарушаются ее права как соседки и данное строение создает угрозу здоровью и жизни? Опять же нет. Две трети домовладения проданы, оставшаяся часть принадлежит не ей, соседские дома тоже не собственность Коротенко. Так какие же права нарушены? Может, неоправданные надежды на сорвавшийся куш разрушены?
21 октября 2009 года состоялось рассмотрение данного дела. Судья С. Санеев определил «наложить арест на недвижимое имущество, возведенное на земельном участке, и на земельный участок по адресу г. Ставрополь, Герцена, 104 «В». И сейчас 16 семей находятся в подвешенном состоянии, без денег, без жилья. Фактически они одной ногой в списке обманутых дольщиков. Со всеми вытекающими последствиями.
Что будет дальше? Пока неизвестно. Редакция обязательно проследит за тем, как будут развиваться события. Но, положа руку на сердце, в этой истории нет правых, одни виноватые. Жильцы в том, что допустили поразительную беспечность, поверив на слово Коротенко. А не вчитались в Гражданский и Строительный кодексы. И. Коротенко виновата в том, что так же понадеялась на последующее законное оформление сделок. Это даже если не становиться на точку зрения ее оппонентов, обвиняющих в том, что она воспользовалась их доверием, и, по сути, обманула покупателей.
То ли путаница, то ли ложь, сразу и не разберешь... Но пострадали от нее обычные люди. 16 семей, кто купил квартиры, вложился в строительство, насчитывают почти сто человек. Которые просто хотели решить свой квартирный вопрос.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет