Вы здесь

ЗДРАВСТВУЙ, ДОКТОР ЭРИУС!

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ЗДРАВСТВУЙ, ДОКТОР ЭРИУС!
Галина СЕРГУШИНА

По журналистскому любопытству, когда встречаюсь с чем-то не очень понятным, всегда задаю вопросы. Вот недавно в одном из медицинских учреждений выясняла у сотрудницы регистратуры спорный момент. Женщина затруднилась с ответом и на помощь ей пришла старшая коллега, которая толково начала мне объяснять непонятное. Чувство благодарности подвигло меня узнать фамилию знающего доктора. Только открыла рот, чтобы спросить, как взгляд упал на отворот белого халатика медработницы, на котором была нашивка «Эриус». Спрашиваю: это ваша фамилия Эриус? Доктор отвечает: да нет, это нам фирма подарила халаты. Тут я сообразила: фармфирма, распространяющая одноименное лекарство от аллергии, кстати, недешевое, халатно-подарочной акцией простимулировала медиков.
Вроде премьер-министр и министр здравсоцразвития высказались о недопустимости участия в таких акциях, заметила я. Доктор засмущалась: «Я даже не знаю, что вам ответить». Тут подошла старшая начальница, у которой «моя доктор» спросила, как отвечать на такие вопросы. Начальница пальнула в меня гневным взглядом и быстренько ушла.
С тем, когда врач, выписывая лекарство, советует приобрести его в конкретной аптеке, я думаю, сталкивались многие. С тем, когда доктора, не выписывая рецепт, просто пишут на бумажке название препарата, при этом не спрашивая у пациента, какое лекарство ему по силам приобрести: дорогое или дешевое, ведь выбор большой, тоже приходится сталкиваться. При этом обвинить врача в том, что он подрабатывает, продвигая продукцию определенного производителя, затруднительно, как докажешь? Поэтому, когда правительство или антимонопольщики грозят пальчиком и обещают, что будут наказывать медиков, вступающих в сговор с дистрибьюторами фармфирм, в общем-то, понимаешь, что это защита для нас скорее теоретическая, чем практическая.
Сегодня лекарственный бизнес по прибыльности обогнал алкогольный. Люди, особенно старшее поколение, имея грошовые пенсии, экономят на еде и на врачах, которым тоже нужно приплачивать, чтобы получить нормальное обследование или назначение, и занимаются самолечением. В любой аптеке вам продадут какой угодно препарат, включая и те, в аннотациях которых производитель указывает, что отпускаются по рецепту. В свободной продаже нет только наркосодержащих средств. Это подконтрольно. Все остальное - бери не хочу, были бы деньги.
При этом данный бизнес чутко реагирует на спрос. Это мы, жители Ставрополья, почувствовали на себе с началом эпидемии гриппа, когда аптеки взвинтили цены на популярный арбидол.
Недавно все СМИ, включая федеральные, облетела информация о том, что неизвестные вывезли на свалку в Шпаковском районе края по одним данным шесть, а по другим десять тонн просроченных лекарственных препаратов. Невольно вспоминаешь, как во времена Советского Союза наши газеты писали, что империалисты выбрасывают в море десятки тонн кофе, чтобы не снижать цены на него, когда предложение выше спроса. Не подобную ли ситуацию мы наблюдаем сейчас?
Буквально на днях территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Ставропольскому краю выявил и изъял фальсифицированные лекарственные препараты на общую сумму более 150 тысяч рублей. Реализация этих препаратов приостановлена, остатки фальсификатов уничтожены. Материалы проверки переданы в ГУВД по СК. По некоторым данным, лекарства были закуплены на одном из московских складов.
Недавно Генпрокуратура и Минздрав России инициировали проверку аптек в разных регионах страны. И почти в каждом выявлены многочисленные нарушения ценообразования на лекарства. В первую очередь - на жизненно важные препараты и противовирусные средства. По данным Генпрокуратуры, в некоторых регионах цены были завышены в два-три раза. В одной из московских аптек оперативники даже нашли письменное предписание прятать товарные накладные, чтобы скрыть, по какой цене лекарства были закуплены.
- Нарушения правил определения цен на лекарства носят масштабный и повсеместный характер, - сообщил СМИ первый заместитель генпрокурора Александр Буксман. - Такая ситуация сложилась фактически на всех этапах установления стоимости этих жизненно важных средств, начиная с нормативного регулирования цен и заканчивая грубыми нарушениями при реализации лекарств конечному потребителю.
При этом более всего нарушений в частных аптеках. И они как бы выпадают из государственного контроля. Одна надежда, что придут оперативники из милиции или прокурорские работники и схватят за руку. В ответ на жалобы жителей Ставрополья по поводу взлетевших цен на противовирусные препараты наш краевой минздрав договорился с производителем ставшего вдруг дефицитным арбидола, благо производитель российский, на еженедельную поставку 10 тысяч упаковок. Но реализовывать этот арбидол будут только через государственные аптеки, где есть возможность сдерживать цены. По крайней мере, под такое условие будут идти поставки.
Бесконтрольный лекарственный бизнес уже так достал россиян, что подавляющее большинство наших сограждан (95 процентов) признает необходимость государственного регулирования цен на лекарства в современных условиях. Такие данные в результате опроса, проведенного в 42 регионах страны, получил Всероссийский центр изучения общественного мнения. Наибольшее одобрение эта идея вызывает у 25-44-летних и у пожилых. Причем в этих категориях не только беднейшие слои населения, но и средне обеспеченные. Всего 2 процента россиян не считают нужным контролировать цены на медикаменты - чаще всего это 18-24-летние и хорошо материально обеспеченные. Что касается молодых, то здесь понятно, что они и болезней много накопить не успели, а если кто и болеет, то большей частью медицинские расходы несут родители.
В последние годы россияне очень сильно «подсели» на импортные препараты. Лекарственный дефицит советского периода, когда необходимые препараты известных мировых производителей приходилось добывать разными путями, настолько измучил людей, что разнообразие фармрынка мы приняли за большое благо. Оно и есть благо, как любая возможность выбора. Но пошел другой крен. Народ просто зомбировали этими импортными препаратами. Хотя ведь наша отечественная фармпромышленность тоже не стоит на месте, и есть много отличных препаратов, эффективность которых не уступает импортным. Взять те же противовирусные средства.
Не случайно в списке жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, разработанном Минздравом России на 2010 год, доля лекарств отечественного производства выросла до 68 процентов. Правда, в целом список сокращен по сравнению с 2009 годом на 25 процентов. Исключены из него лекарства с низким уровнем клинической эффективности, диагностические средства и дезинфекционные препараты.
Этот список должен коррелироваться со стандартами медицинской помощи в РФ. С его учетом формируются госгарантии для оказания бесплатной медицинской помощи. Список носит не обязательный, а рекомендательный характер. Т.е. больницы (а именно для них в первую очередь проводятся госзакупки лекарств) могут использовать для лечения пациентов и медикаменты, не входящие в список. Запрещены лишь препараты, не зарегистрированные в России.
Минздрав страны инициирует изменения в законодательство, по которым предельные отпускные цены производителя лекарств, входящих в список, будут объектом госрегулирования. Кроме того, предполагается ограничивать оптовые и розничные надбавки. Очевидно, что такие ограничения не могут прийтись по нраву бизнесменам фармрынка. Но уже президентом страны Дмитрием Медведевым дано поручение правительству подготовить нормативно-правовую базу для поддержки отечественных производителей лекарств.
И еще одна инициатива от президента. Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов». Предусматривается расширение перечня медицинских организаций, которым оплачиваются услуги, связанные с оказанием женщинам в период беременности, родов и послеродовом периоде медицинской помощи, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка. Фонд сможет оплачивать данные услуги не только государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения, но и оказываемые высшими медицинскими образовательными учреждениями, медицинскими научными организациями, в состав которых входят клиники, лечебно-профилактические учреждения, действующие на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности по специальности «акушерство и гинекология» и (или) «педиатрия».
В то же время есть вопросы, которые регионы должны решить сами. Один из больных для Ставрополья - нехватка медицинских кадров в сельской местности. В первую очередь в отдаленных восточных районах края. Новый министр здравоохранения края Виктор Мажаров и новый ректор Ставропольской государственной медицинской академии Валентина Муравьева взялись решать эту проблему сообща. Речь идет о возвращении к распределению выпускников, т.е. об «отработке» определенное количество лет в сельских медучреждениях для тех выпускников медакадемии, которые поступают на учебу по направлению своих районов.
Сегодня для многих сельских жителей аптекарь, успешно рекламирующий свой товар, зачастую становится альтернативой врачу. А самолечение нередко дает запущенные случаи болезней, которые вовремя не были диагностированы. Да и просто обидно Ставрополью, имеющему свои медколледж и медакадемию, испытывать дефицит медицинских кадров.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет