Вы здесь

БЕЗ ПОПУЛИЗМА

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

БЕЗ ПОПУЛИЗМА
Галина СЕРГУШИНА

Не сливаться в экстазе с правительством призвал коллег-депутатов председатель комитета по экономическому развитию, торговле, инвестициям и собственности краевой Думы Борис Оболенец при принятии краевого бюджета на 2010 год. За что получил упрек в стремлении попиариться на важнейшем для края законопроекте.
Принятие бюджета на очередной финансовый год никогда за все годы работы краевой Думы не проходило без споров. В этом году остроты обсуждению добавил экономический кризис. В условиях нестабильности в мире и стране правительство края решило минимизировать риски. И если три предыдущих года Ставрополье жило в условиях дефицитного бюджета, внося коррективы в различные статьи закона о бюджете в течение финансового года по мере пополнения краевой казны сверхплановыми доходами, то сейчас решили не рисковать и принять сбалансированный бюджет. Планируемые доходы и расходы исчисляются одной цифрой: 50 с небольшим миллиардов рублей.
Приоритеты бюджетной политики
Прогнозируемый объем поступления доходов в консолидированный бюджет края основывается на консервативном варианте социально-экономического развития. Главным приоритетом названо выполнение публичных социальных обязательств перед населением. Это определило структуру расходов, где социальная составляющая превышает 80 процентов.
Очевидно, что чем беднее регион, тем больше людей нуждаются в поддержке. Ставропольская же ситуация усугубляется принятием в 2007 году целого ряда затратных социальных законов, инициированных пришедшей тогда к власти партией «Справедливая Россия». В первую очередь это закон о статусе ветерана труда Ставропольского края. В этом же ряду принятый предыдущим составом Думы закон о детских пособиях. В соответствии с ним «детские» на Ставрополье выплачиваются в размере 300 рублей в месяц на ребенка, в то время как в соседнем Краснодарском крае - 80 рублей. В свое время было много споров о том, какова популистская составляющая в этих законах. Сегодня не до споров: есть законы, и их надо выполнять. В результате в различных формах государственную социальную поддержку только за счет средств краевого бюджета в нашем крае по подсчетам министерства финансов получают около 940 тысяч человек (34,7 процента жителей Ставрополья). Если в 2007 году расходы на эти цели составляли немногим более трех с половиной миллиардов рублей, в 2008 - около шести миллиардов, то по состоянию на 1 июля 2009 они уже составили более семи с половиной миллиардов рублей. На 2010 год эта цифра еще возросла в связи с увеличением числа получателей финансовой помощи.
С точки зрения социальной защиты населения, тем более в нашем крае, где средняя зарплата никак не может дотянуться до среднероссийской, это хорошо, но в результате такого «проедания» почти не остается денег на развитие. На эти цели планируется направить 12,6 процента средств. Но и это - тоже развитие социальной составляющей: строительство дорог, водопроводов, газопроводов, школ, детских садов и т.д.
В качестве позитива можно назвать кратное, по словам министра финансов Владимира Шаповалова, увеличение поддержки малого и среднего бизнеса и то, что на программы софинасирования с федеральным бюджетом, что очень выгодно для края, средства запланированы в полном объеме.
С кого сползло бюджетное одеяло?
Несмотря на то, что львиная доля средств краевой казны пойдет в 2010 году на реализацию социальных законов, именно вокруг социальных выплат и разгорелись на заседании Думы самые жаркие споры. Дело в том, что правительство в своем законопроекте не запланировало средства на индексацию этих выплат. Также не запланированы они и на повышение зарплат бюджетникам. Дискуссию вокруг этой проблемы завел Борис Оболенец. Инфляция будет расти, коммунальные тарифы тоже, в связи с этим нужно индексировать социальные выплаты незащищенным категориям населения - такой смысл выступления депутата. Направить на эти выплаты, по мнению Оболенца, можно было бы деньги, предназначенные на автоматизацию казначейского исполнения бюджетов муниципалитетов (77 миллионов рублей) и 200 миллионов, запланированные на реконструкцию гостиницы для высокопоставленных гостей края ( это бывшая резиденция крайкома партии при Горбачеве, переданная в 90-х годах детскому дому, а потом у ребятишек отобранная, в результате чего сирот расселили по другим детдомам края). Непопулярную и стыдную тему об отъеме у сирот детского дома депутаты обсуждать не стали, а по поводу планируемых ассигнований на реформирование бюджетного процесса высказались в пользу предложения правительства.
Любопытно, что в данном случае сработало правило, когда правые, находящиеся в оппозиции, левеют, в то время как левые, пришедшие к власти, правеют. Представители всех фракций высказались за отклонение поправки, предусматривающей индексацию социальных выплат. «Впервые в бюджете не предусматривается индексация социальных пособий, но в целом на социальные нужды направляется денег больше, чем в прошлом году, так как стало больше получателей», - высказался лидер партии и фракции «Справедливой России» Александр Долин и предложил вернуться к вопросу индексаций, если в бюджете 2010 года в процессе его исполнения появятся дополнительные доходы.
Руководитель краевой организации КПРФ и председатель думской фракции коммунистов Виктор Гончаров сказал, что члены фракции анализировали эту ситуацию и пытались найти источники финансирования для индексации социальных выплат, но не удалось. Речь идет о 500 миллионах рублей. Эта сумма не получится, даже если снять 200 миллионов с гостиницы и 77 с автоматизации бюджетного процесса.
«Не надо политизировать вопросы, которые носят социальный характер. Мы вынуждены говорить о невозможности индексации, и давайте будем реалистами», - высказался депутат от «Единой России» Александр Сысоев. А лидер краевой организации партии власти Юрий Гонтарь заявил, что «за ложные решения единороссы не будут голосовать».
Потом уже в перерыве заседания первый зампред правительства-министр финансов Владимир Шаповалов признался журналистам, что, конечно же, в данном случае не оправдались ожидания людей на повышение выплат, но главное, что малоимущие ставропольцы их получат, хотя и в объеме 2009 года, и что на самом деле по социальным законам в 2010 году будет выплачено на 34 миллиона рублей больше, чем в текущем, так как увеличилось число получателей. По словам министра, не надо забывать о других законах, которые тоже обеспечивают поддержку слабо защищенным слоям населения. В частности, это жилищно-коммунальные субсидии, на которые выделяется больше денег.
Вообще баталии вокруг компенсаций разгорелись настолько жаркие, что старейший и авторитетный среди всех фракций депутат Иван Богачев вынужден был одернуть коллег, заявив, что «мы решаем государственный вопрос и будьте добры набраться терпения и выслушивать друг друга».
Результатом не вполне корректной дискуссии стало принятие постановления, в котором депутаты рекомендуют правительству сверхдоходы, полученные в 2010 году, в первоочередном порядке направлять на индексацию социальных выплат и зарплат бюджетников. Но на вопрос, насколько реально получить профицит бюджета, министр финансов края признал, что это будет зависеть от того, как мы будем выходить из кризиса, и что улучшения ситуации можно ожидать не ранее второго полугодия. Здесь надо заметить, что правительство и себя обидело. Зарплаты чиновникам тоже не будут индексироваться. Не будут выделены деньги на санаторно-куротное лечение их самих и членов их семей.
Депутаты также предложили правительству при подготовке законопроектов, предусматривающих внесение изменений в основной финансовый документ, по итогам его исполнения за первое полугодие 2010 года проанализировать финасово-экономическую деятельность государственных учреждений, получающих средства из бюджета Ставрополья. Итогом этой работы должны стать ограничения сумм премий и иных поощрительных выплат стимулирующего характера их работникам за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Но очевидно, что все эти рекомендации имеют смысл, если будет профицит бюджета. Пока же мы имеем приостановку действия 20 краевых законов, на реализацию которых нет денег. Кроме 8 социальных, это целый ряд законов, направленных на поддержку сельского хозяйства. В том числе такие очень важные, как господдержка обеспечения плодородия земель в крае и финансово неустойчивых сельскохозяйственных организаций. Т.е. бюджетный поясок затягивается туго по всем направлениям. И, пожалуй, принятие такого краевого бюджета более чем что-либо другое говорит о том, что кризис еще не пройден. И всех нас ждут не самые благополучные времена, несмотря на оптимистические заверения правительства.
С осторожным оптимизмом
Над проектом бюджета края, как и в прошлые годы, работала согласительная комиссия, которая рассматривала поправки, вносимые в документ парламентариями. Эти поправки разграничены на те, которые приняты, те, которые отклонены, и те, по которым согласительная комиссия из числа депутатов и членов правительства к согласию не пришла. Это несогласие прорывалось в выступлениях депутатов. Член фракции КПРФ Евгений Бражников несколько раз обращал внимание коллег и правительства на недопустимость сокращения финансирования образовательного комплекса края. Курс на оптимизацию сети образовательных учреждений, по мнению депутата, ведет к закрытию школ и далее к умиранию этих населенных пунктов. Обращаясь к присутствовавшим на заседании членам правительства, депутат напомнил, как принятое 15 лет назад решение использовать не по назначению ведомственные детские сады аукнулось сегодня острым дефицитом мест в дошкольных учреждениях.
Большая полемика развернулась по вопросу финансирования милиции общественной безопасности. В результате было решено принять нормативный правовой акт, устанавливающий предельную численность такой милиции в составе ГУВД СК, содержание которой должно осуществляться за счет средств бюджета края. После принятия такого документа будет рассмотрен вопрос об уточнении объемов финансирования.
По итогам исполнения бюджета за первое полугодие депутаты намерены вернуться к рассмотрению вопроса о финансировании мер по созданию в 2010 году дополнительных подразделений противопожарной службы края.
Также по результатам первого полугодия будет рассмотрен вопрос о выплате субсидий сельхозорганизациям на производство молока. Эти расходы планируется финансировать за счет средств, полученных от реализации зерна из резерва правительства края.
Но все эти благие намерения упираются в надежды на профицит бюджета. Однако виды на профицит даже более проблематичны, чем виды на урожай в непогодный год. По заключению Счетной палаты края на проект закона о бюджете-2010 уровень бедности на Ставрополье прогнозируется выше среднероссийского, а валовый региональный продукт на душу населения вполовину ниже, чем в среднем по стране. При этом безвозмездные поступления сокращаются.
Почти на 10 процентов снижаются поступления на обязательное медицинское страхование, в частности будет меньше подушевой норматив на неработающее население. Правда, выступавший на этом же заседании руководитель краевого Фонда обязательного медицинского страхования Анатолий Лавриненко заверил депутатов, что все обязательства, взятые на 2009 год, будут перенесены на 2010 и выполнены в полном объеме. По словам Лавриненко, есть резервный страховой запас, двухмесячный запас медикаментов, что позволяет нормально осуществлять работу.
«Комендантский час» в финансовом ракурсе
Еще одним важным вопросом прошедшего заседания Думы стало внесение изменений в краевой закон об административных правонарушениях, вводящих санкции за нарушение закона «О некоторых мерах защиты прав и законных интересов несовершеннолетних». Этот закон ограничивает пребывание в общественных местах детей, не достигших 16 лет, с 22 до 6 часов, а в летний период (с 1 июня по 31 августа) - с 23 до 6 часов. В более позднее время ребенок должен находиться только под присмотром взрослых - родителей или лиц, их заменяющих. Также закон определяет места, где присутствие несовершеннолетних запрещено: бары, рестораны, рюмочные, где продают исключительно алкоголь, а также заведения, торгующие продукцией сексуального характера.
Устанавливая санкции за нарушение «комендантского часа» для несовершеннолетних, депутаты исходили из того, что закон затрагивает интересы большого количества жителей края. Для физических лиц определены следующие меры ответственности: предупреждение или штраф от 300 до 500 рублей. Должностные и юридические лица наказываются строже - штрафами до двух и пяти тысяч рублей соответственно. Хотя были и сторонники более жестких мер. В частности, депутаты А. Сысоев и Е. Бражников высказывались в том плане, что более строгое наказание будет способствовать большей защите прав детей. Депутат А. Долин призвал коллег подождать «обкатки» прецедентного закона, а тогда уже делать выводы.
При этом парламентарии понимают, что одними только санкциями ситуацию не исправить. Они обратились к руководителям муниципалитетов и представителям правоохранительных органов с предложением активизировать работу по реализации закона «О некоторых мерах защиты прав и законных интересов несовершеннолетних».

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет