Вы здесь

РАРИТЕТ - ЭТАЛОН ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РОДНОГО КРАЯ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

РАРИТЕТ - ЭТАЛОН ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РОДНОГО КРАЯ
Владимир ИВАНОВСКИЙ, апрель 2009 года

«Изучение родины - долг и обязанность каждого доброго гражданина. Не знать своей страны, места, где жили наши отцы, где родились, живем, учимся и работаем мы, не знать прошлого и настоящего своего родного края по меньшей мере предосудительно». «Завидую, что не мне принадлежат эти слова, - так обратился к читателям в 1911 году автор первого в Ставропольской губернии регионального учебника «Родной край» Евгений Яхонтов».
В горниле революций и гражданской войны чудом уцелел школьный учебник дореволюционных лет. Но и здесь загадка. Яхонтов - это скорее всего псевдоним. Среди ученых людей Ставропольской губернии такой фамилии не обнаружено. А поскольку книжка написана зрелой рукой специалиста, владеющего не только предметом повествования, но и мастерством писателя, то приходится предположить, что кто-то из маститых авторов не посчитал нужным ставить свое имя на титульном листе школьной брошюры.
В конце XIX века, по мере хозяйственного освоения Ставропольской губернии Российской империей, наш край исследовали и описывали экспедиции Российской Академии наук. Наряду с ними активно трудились и рядовые участники зарождавшегося краеведческого музея, и многие любители родной природы. Они собрали обширные коллекции, которые вместе с удачно купленными за рубежом экспонатами составили костяк Ставропольского краеведческого музея. В начале же XX века назрела необходимость описать заселенную Ставропольскую землю целиком, собрать воедино имеющиеся материалы. Это было поручено сделать инспектору народных училищ Антону Твалчрелидзе. С помощью местной интеллигенции он блестяще справился со сложной задачей. Врачи, учителя, служилые люди помогли ему завершить выдающийся труд. Так появилась энциклопедия - коллективный труд, в котором была представлена Ставропольская губерния в границах того времени.
Из объемистой книги (743 страницы) можно было почерпнуть массу сведений. В большинстве случаев точно указано время возникновения населенных пунктов. Указаны расстояния между ними, их обеспеченность водой. Есть в книге и исторические данные о чрезвычайных происшествиях, стихийных бедствиях (нашествиях саранчи, засухах, наводнениях). Отмечены были места и сроки проведения ярмарок, что было тогда жизненно необходимо для обывателей. Не была обойдена вниманием материальная и нематериальная составляющие инфраструктуры, хотя это слово еще не было в ходу. На базе имеющихся материалов и был создан учебник для детей. То есть школьный учебный предмет «Родной край», который был и остается родиноведением, а не «физической», «экономической» и другими географиями. А за фамилией Яхонтов скорее всего все-таки «спрятался» Прозрителев. Краевед, исследователь Северного Кавказа, Почетный гражданин города Ставрополя, директор и почетный председатель музея Кавказа, ученый, возглавлявший «Ставропольское общество грамотности», «Общество содействия воспитанию и защиты детей» и другие общественно-просветительские организации.
Сопоставление старых и новых школьных учебных пособий по родному краю привело меня к некоторым открытиям. Во-первых, школьный учебный курс официально именовался «Родной край. Ставропольская губерния» (Краткое описание для учащихся в средних и начальных учебных заведениях Ставропольской губернии). Первые крупные слова на обложке, и это было официальное название первой региональной школьной учебной дисциплины, - «РОДНОЙ КРАЙ». Лучше и не придумаешь! Отпечатали книгу в Типолитографии Т. Тимофеева (угол Театральной и Александровской). В книжке 55 страничек. Количество разделов, посвященных природе и хозяйству, примерно одинаковое. Теперь обратимся к нашему времени. Странно, но названия многих современных региональных школьных учебных курсов, посвященных родному краю, начинается с магического слова «география»: «Физическая география Ставропольского края», «Экономическая и социальная география Ставропольского края». А еще есть и «Экология Ставропольского края». Многое из числа того, что должны знать выпускники школ, выходящее за рамки так называемой географии, остается вне поля зрения авторов этих учебников. Для материальной и особенно духовной сфер инфраструктуры непременной составляющей нашего общества места в региональных школьных учебниках не нашлось. Тем не менее много повторов, а ведь «настоящую географию» дети уже изучили (всю землю, по сферам) в начальном курсе географии (землеведение).
На Ставрополье родиноведение испытало многое. После того, как в Москве стали изучать «МОСКВОВЕДЕНИЕ», некоторые ставропольские ученые приняли на воору-жение «СТАВРОПОЛЬЕВЕДЕНИЕ». Для самой интересной школьной дисциплины в наши дни пытаются внедрить такое труднопроизносимое словосочетание. В отличие от раритета «Родной край», который доставляет удовольствие не только забытыми фактами, но и изящным стилем изложения. Было время, когда для тех, кто хотел знать о крае больше, в школе создавали факультативы. Для них писали программы и учебники. С конца прошлого века судьба этой эксклюзивной учебной дисциплины в нашем крае стала сиротской. В иной школе дадут часы на ее изучение, в другой - учитель сам урывает время отовсюду. Сам статус этой дисциплины в крае так и не определен. А ведь в небольшом объеме иметь знания о крае должны иметь все выпускники школ. И обязательно сдавать экзамен. Краевому начальству хорошо бы последовать примеру Твалчрелидзе и дать четкие алгоритмы для описания каждого района. А МОСК дать указания подчиненным разработать стандарты для таких описаний. Стыдоба! До сих пор лишь около трети районов имеют свои описания. И это при огромном потенциале авторов в Ставропольском госуниверситете - кандидатов и докторов наук, академиков разных академий, в том числе и оккультных (эниологических) наук. А то ведь за иную книжку и браться не хочется - сплошные панегирики современным руководителям района, а сам район в тени фигур на постаментах.
Ставропольские ученые (и не только они) стали «уходить» от родного края, каждый в меру своих амбиций. Три коллектива разных кафедр СГУ выпустили свои «географии», в который псевдонаучный стиль обращен не к ребенку, а к студенту. И ведь МОСК одобрило эти книги в качестве школьных учебников. А «Ставропольеведение» - это вообще фантом из нескольких учебников разных авторов с разными названиями на разных обложках, который вместе составляет несколько сотен страниц! Судя по краевой прессе, в школах края внедряются «здоровьесберегающие технологии». Вероятно, ответственные лица на первый план поставили заботу только о физическом здоровье детей. Умственное берегут «на потом» - программ написано и рекомендовано много, а часов на их изучение не выделяют. Давно известно, что добрая половина взрослых людей цивилизованного мира получила бы на экзамене по географии «неуд». А ведь начинается все со школы.
Как человек, много лет занимающийся подготовкой учителей географии для городских и сельских школ Ставропольского края в качестве методиста-географа в двух вузах - СГПИ и СГУ, не раз поднимал вопросы написания учебника для детей, в котором научность органично сочеталась бы с доступностью, название соответствовало содержанию, а иллюстрации отражали существенные черты родного края. Конструктивная критика предполагает конкретные предложения. Вот они.
1. Применительно к малой родине исключить слово «география», как несоответствующее реалиям содержания учебной дисциплины. Дать этому региональному опусу имя «Родной край».
2. Создать при МОСК РФ (и других субъектах Федерации) комиссии по созданию именно школьного учебника под рабочим названием «Родной край» (у нас «Родной край Ставрополье»).
3. Для работы над единым пособием взять за основу признанный большинством учителей лучший образец печатного издания для детей о крае. 4. Пригласить в комиссию по созданию учебника учителей-практиков, а в качестве консультантов для решения конкретных вопросов - ведущих ученых Ставрополья.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет