Вы здесь

ВОЛКИ-2

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ВОЛКИ-2
Александр ЕМЦОВ

О так называемом «Деле Геращенко» я писал трижды. В двух последних статьях «Обвинение следователей» от 25 июня прошлого года и «Волки» от 11 февраля этого рассказывал, что председатель СПК «Путь Ленина» Туркменского района Л.Геращенко стал объектом рейдерской атаки с участием силовиков. А именно: некоторых должностных лиц Туркменского РОВД и даже ГУВД края. Против Геращенко сформировали пятую колонну в самом хозяйстве, на него возбудили уголовное дело, его даже держали 18 дней под арестом в СИЗО. И все для того, чтобы не допустить перевыборы этого заслуженного человека на очередной председательский срок, а там и прибрать к рукам преуспевающее хозяйство, ежегодно собирающее по 40 тысяч тонн зерна.
Тогда коллектив хозяйства, да и большинство жителей села «Овощи», не дали своего руководителя в обиду. Собирались на сходы, писали жалобы в газеты, губернатору края и даже президенту страны. Дело стало громким. И вроде злые силы отступили. Во всяком случае, из-под стражи председателя выпустили, уголовное дело против него прекратили.
Но опыт показывает, что подобные рейдерские операции хорошо готовятся. В них используются значительные ресурсы и те, кто их затратил, так просто не отступают. «Видимо, вся эта неприглядная история с захватом сельхозпредприятия с участием силовых структур только начинается. Так что продолжение следует», - такими словами окончил я последнюю статью. К сожалению, не ошибся. Продолжение последовало.
МЕНТАМ И ПРОКУРОРАМ ГУБЕРНАТОР НЕ УКАЗ
Процитирую фрагмент выступления губернатора В. Гаевского на расширенном заседании коллегии краевой прокуратуры 12 февраля 2009 года: «Давайте вспомним, как возбуждалось уголовное дело в отношении руководителя сельхозпредприятия «Путь Ленина» Туркменского района Геращенко. Как учинили обыск у Сподина - председателя сельхозкоопратива «Кировский». Ведь все признаки махрового рейдерства. Вмешательство прокуратуры сыграло свою роль. И ваша принципиальная позиция должна убедить всех (не только «отличившихся» в кавычках милиционеров), что безосновательные накаты на бизнес не пройдут. Что экономика, несмотря на кризис, под надежной защитой. И я убедительно прошу вас, Иван Васильевич, довести эти дела до логического завершения. Это резонансные дела».
Иван Васильевич - это прокурор края Полуэктов. Добавлю, что сказал свои слова глава региона в присутствии заместителя генерального прокурора страны И. Сыдорука, также принимавшего участие в коллегии. Как говорится, куда уж выше. Все названо своими словами. Рейдерство рейдерством, накаты на бизнес именно накатами на бизнес. Казалось бы, уж после таких оценок все должно успокоиться.
Но вот у меня в руках документ, датированный тремя месяцами позже - 7 мая этого года. Коллективное письмо за 483 подписями Председателю правительства страны В. Путину. «Вынуждены обратиться к вам из-за непрекращающегося давления со стороны милиции на СПК, - пишут сельчане. - В марте мы выбрали Геращенко на должность председателя. Он получил полную поддержку - 170 голосов из 181 выборщика. Но преследование не прекратилось. На нас продолжает давить местная милиция. Доходит до того, что сотрудники БЭП Туркменского РОВД отвлекают от работы, вызывают к себе в село Летняя Ставка по 70 работников СПК в день и задают странные вопросы: действительно ли мы поддерживаем Геращенко?»
Выходит, негативная оценка губернатором действий милиции ей, как говорится, по барабану? Выходит, что так. Мало того, как показывают документы, по барабану эта оценка, а также и личная просьба губернатора и краевой прокуратуре. Во всяком
случае, заместителю прокурора края И. Гладченко и заместителю прокурора Туркменского района А. Мануйлову. Потому что, если раньше бывший на месте Гладченко В. Щербаков дела против Геращенко отменял, то его преемник, наоборот, отменяет милицейские постановления об отказе в их возбуждении. То есть прокуратура теперь поменялась с милицией ролями и сама взяла Геращенко на крючок. А может, держит этот крючок вместе с ней.
У меня в руках датированное 13 февраля постановление оперуполномоченного БЭП ОВД по Туркменскому району майора милиции А.Малиновского. Эта фамилия уже называлась в последней статье в связи с неуемной прытью ее носителя по отношению к хозяйству. Он проверил заявление неудавшегося кандидата в председатели Н. Глушенка, который получил всего пять голосов выборщиков, но упорно, будто кем-то нанятый, пытается раскачать лодку сельхозкооператива, пишет жалобы о якобы фальсификации Геращенко даты сбора подписей под заявлением о его выдвижении в председатели. Мол, собрали позже, а написали, что 30 января. Малиновский, судя по тексту постановления, фактически бездоказательно соглашается с тем, что подписи были собраны 1 февраля и задним числом зарегистрированы 30 января. Но состава преступления в этом не нашел и в возбуждении уголовного дела отказал.
Геращенко же, как следует из его объяснений, настаивает на том, что подписи были собраны до 30-го, как и положено по закону. То, что люди подписывались 1 числа, объясняет тем, что по селу в то время ходили сборщики под письмом председателю правительства и в другие инстанции. То есть председатель настаивает на том, что не было даже самого события преступления. И пеняет, что оперуполномоченный намеренно искажает показания сельчан.
2 апреля Гладченко в порядке надзора отменяет постановление Малиновского. Аргументы: «...в ходе проверки не приняты меры к установлению наличия либо отсутствия оснований к возбуждению дела».
Малиновский опять проводит проверку, и снова 29 апреля отказывает в возбуждении дела. Все по той же причине - отсутствие состава преступления. В этот же день(!) зампрокурора района Мануйлов отменяет его постановление. Аргументация та же.
Малиновский в третий раз проводит проверку и 19 мая опять отказывает. Мануйлов 29 мая снова отменяет его постановление. И снова, уже в четвертый раз, Малиновский выносит 18 июня постановление об отказе, и опять Мануйлов 24 июня его отменяет.
Надо сказать, что последние три постановления Малиновского и три Мануйлова написаны будто под копирку. Они только меняют даты и гоняют между собой одни и те же документы.
ПИНГ-ПОНГ КАК СРЕДСТВО ДАВЛЕНИЯ
Что это, ребячество людей в погонах? Постановлениями как мячиком перекидываются? Или это тот самый вариант, когда «дела» вроде еще нет, но оно вроде бы почти уже и есть? Так кошка играет с мышкой: вроде и позволяет ей чуть убежать, но тут же придавливает лапой.
Контроль над деятельностью милиции у нас в стране возложен на прокуратуру. Неужели зам. прокурора не может остановить это издевательство над здравым смыслом? Уже хотя бы после второго формального ответа принять соответствующие меры прокурорского реагирования к обнаглевшему оперу? Не принимает. Значит, в теме.
Самое поразительное во всем этом другое. Закон «О сельскохозяйственной кооперации», который как раз и регулирует порядок выборов председателя, не предусматривает того самого ограничения сроков подачи заявления о выдвижении, вокруг которого все формально и завязано. Срок 30 дней, который опера с прокурорами, смею утверждать, сами выдумали, воспринимают как святое писание и превышение которого вменяют в вину Геращенко, относится только к дополнительным вопросам повестки дня (п.7 ст. 22 закона). Выборы были в основной повестке, значит, предложения по кандидатуре могут вноситься и позднее, хоть за день до собрания.
Тут одно из двух: или оперуполномоченные с зампрокурорами сплошь неграмотные в юридических вопросах, или грамотные слишком. В том смысле, что знают, но шьют. И для этого в закон заглядывать не надо. То, чем они руководствуются, в другом месте.
Хорошо понимая, какую подлую игру затеяли с ним правоохранительные органы, Геращенко 26 июня обращается к начальнику Туркменского РОВД с заявлением. Он пишет, что «намеренное изложение сотрудником ОВД сведений, полученных от членов СПК, с искажением их содержания, а также неверное толкование Закона «О сельскохозяйственной кооперации», направлено на то, чтобы подвести мои действия под состав преступления». Просит приобщить к делу документы, взять дело на контроль и вынести справедливое решение.
Ответа на заявление Геращенко пока так и не дождался.
И ВСЕ-ТАКИ ОНО ВОЗБУЖДЕНО!
9 июля заявление Глушенка о признании недействительным решения собрания, где Геращенко избран председателем, рассматривал Туркменский райсуд. В иске было отказано. Суд, кстати, также указал, что «никаких ограничений в сроке подачи заявлений или предложений о выдвижении кандидатов в органы управления кооперативом закон не содержит». Собрание проведено в соответствии с нормами устава и закона.
Казалось бы, что еще надо? Оказывается, нашим оперуполномоченным суд, как и закон, не указ. Для них путеводная звезда, повторяю, светит из какого-то другого места. В конце июля чабана СПК Н. Каплунова вызвал на допрос повесткой Малиновский. Продержал в своем кабинете полдня. В итоге заставил подписать «показания», которые тот не давал. А именно против Геращенко. Чабана заставили расписаться на бумаге, в которой записано, что его принуждали подписать заявление «за» Геращенко. Чабан, вернувшись, направил заявление прокурору по факту давления на него сотрудника милиции. Какова судьба этого заявления, пока также неизвестно.
Зачем Малиновский собирает такие «показания», становится ясно в свете самых последних событий. Буквально несколько дней назад Туркменский РОВД возбудил-таки уголовное дело по ст.327 п.3. Дело возбуждено не против кого-то, а по факту совершения преступления - использования фальшивых документов. С юридической точки зрения возбуждение подобных дел по факту - нелепость. Имеется решение Верховного суда страны, осуждающее такую практику и прямо указывающее, что если лицо, предположительно совершившее преступление, очевидно, то надо возбуждать дело против этого лица. Причина такой позиции ВС в том, что возбуждение дела по факту нарушает право человека на защиту. Фактически против Геращенко будет собираться дело, а он даже не сможет с документами знакомиться. А может, это для того и сделано?
Понятно, что перспективы у «дела» нет никакой. Тот же Закон «О сельскохозяйственной кооперации, уже цитировавшаяся его ст. 22, п.7, тому гарантией. Знающий юрист, ознакомившись с обстоятельствами, предположил, что самое вероятное, дело возбуждено под заседание кассационной инстанции. Дело в том, что коллегия краевого суда по гражданским делам скоро будет рассматривать жалобу Глушенка на решение Туркменского суда. Возможно, те, кто затеял эту грязную историю, надеются использовать дело по факту как новое доказательство в свою пользу.
НИ ВОЛОСИНКИ С НИМБА НЕ УПАЛО
Маленькое отступление. Недавно министр внутренних дел намекнул в телевизионном эфире, что он знает тридцать субъектов, где в подведомственной ему структуре коррупция. И дал месяц на исправление. А то, мол, мало не покажется.
Что там говорить, забавные способы борьбы с коррупцией у министра. Ему бы пионерским лагерем руководить. Но ниже по его подчиненности еще забавнее. Точнее, тут никаких способов нет и не просматривается. Уже и губернатор признал, что милиционеры «отличились», уже и прокуратуру в лице высших чинов просит. Но хоть один волос с головы хотя бы названных в наших статьях «героев» упал? Разумеется, нет.
Тут самое время вернуться к ответу первого зама начальника главного следственного управления при ГУВД края Н. Кряжева. Пришел он в редакцию еще в феврале. Именно в те дни, когда губернатор встречался с коллегией прокуратуры. Так вот, в ответе перечислены все случаи расследования и возбуждения «дел» на Геращенко, случаи их отмены. В таких случаях в наших журналистских кругах принято говорить: спасибо за информацию, которую я давно и без вас знаю. С невинностью младенца в конце Кряжев пишет, цитирую: «В ходе проверки факты рейдерского захвата СПК «Путь Ленина» не подтвердились, так как во всех вышеуказанных случаях сбор проверочных материалов в отношении Геращенко осуществлялся на основании заявлений граждан членов СПК».
Напомню, что именно губернатор края говорил о рейдерстве в «Путь Ленина» как о свершившемся факте. Большие же наши милицейские чины в упор не видят в жестокой последовательности действий своих подчиненных тенденции преследования руководителя. Тенденции шиться на пустом месте «дела».
Нитки гнилые, материал расползается, иголки тупые. Но председатель должен быть посажен! Это бы упорство да на борьбу с настоящей преступностью.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет