Вы здесь

БИТВА ЗА ЗЕМЛЮ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

БИТВА ЗА ЗЕМЛЮ
Нина ЕВТУШЕНКО

Внешне в с. Журавском Новоселицкого района все спокойно, но о конфликте знает и стар, и млад. Из села идут обращения в органы власти, правоохранительные и судебные органы, сюда приезжали проверяющие. Последнее послание адресовано губернатору СК В. Гаевскому, в нем члены кооператива просят помочь им выйти из трудной и запутанной ситуации. А начинается обращение такой фразой: «СПК колхоз им. 1-го Мая - крепкое, рентабельное и успешно развивающееся хозяйство, которое платит налоги и обеспечивает рабочими местами многих жителей села и района, может быть разрушено и раздроблено, и множество семей могут лишиться единственного дохода».
Так по поводу чего разгорелся здесь сыр-бор?
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ВЫРАЗИЛИ НЕДОВЕРИЕ
Хозяйство всегда было на хорошем счету. Долгие годы им руководил неплохой организатор И. Фахиров. Но потом у коллектива возникли к нему претензии, и в мае 2007 года на общем собрании его переизбрали. Председательское кресло занял
А. Ермоленко, до этого работавший здесь же главным агрономом. Человек он молодой, ему, как говорится, и карты в руки.
Поначалу все шло обычным курсом. Но правильно говорят: хочешь узнать человека - сделай его начальником. Уже через несколько месяцев, по словам членов коллектива, Александр Николаевич перестал считаться с правлением и стал демонстрировать авторитарный стиль руководства. К тем, кто не выполнял его требования, применял метод нажима. Особенно это проявилось осенью прошлого года, когда шло оформление переданной хозяйству в аренду земли. От имени пайщиков право подписи договора было возложено на юриста О. Селютину, имевшую на это доверенность.
- По мнению коллектива, земля не может быть передана в залог и в субаренду, - говорит Ольга Владимировна, - и это должно быть отражено в договоре. Но председатель пытался протолкнуть свой договор, где такое требование отсутствовало. А это давало арендатору право распоряжаться землей по собственному усмотрению, скажем, заложить ее под кредит.
Когда юрист категорически отказалась ставить на документе свою подпись, руководитель пытался выжить ее из коллектива. У нее забрали ключ от кабинета, чтобы не допустить до рабочего места. Приходила и сидела в приемной, чтобы не уволили за прогулы.
А в это время А. Ермоленко начал активно «обрабатывать» пайщиков - уговаривал их дать ему доверенность на право пользования и распоряжения их земельными долями. Последствия могли быть непредсказуемыми. Пришлось вмешаться группе специалистов, чтобы прекратить нечестную игру.
Но больше всего людей не устраивало то, что председатель, нарушая ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» и устав СПК, не согласовывая вопрос с правлением колхоза, осуществлял крупные сделки по купле-продаже. Деньги стали быстро уходить со счета, на котором при его вступлении на должность было 40 миллионов рублей. На какую сумму куплено запчастей и химикатов, сколько продано зерна и сколько осталось на складах? - все оставалось для коллектива тайной за семью печатями.
- Председатель уверял, что в хранилищах лежат пять тысяч тонн зерна урожая 2008 года, а заведующие складами сообщали, что зерна фактически уже нет, - говорит нынешний заместитель председателя В. Лазарев. - Созданная в хозяйстве инициативная группа обратилась в наблюдательный совет, чтобы тот сделал проверку. Но руководитель совета С. Воронцов, работающий в хозяйстве главным агрономом, во всем поддерживал А. Ермоленко, поэтому истины мы так и не узнали. Не получили люди достоверной информации от руководителя и на ежегодном отчетном собрании, которое состоялось в марте этого года. Ответы на вопросы были уклончивые, они не развеяли наши сомнения...
После этого инициативная группа провела собственную проверку. Оказалось, что зерна на складах - всего тысяча тонн, а на продажу - только 500. В документации по движению зерна были обнаружены искажения. Узнали и о том, что у СПК 54 миллиона рублей дебиторской задолженности. А как можно было спокойно отнестись к тому, что еще осенью прошлого года пайщики стали забирать землю и уходить к местному фермеру? Хозяйство потеряло 300 гектаров угодий...
И тогда инициативная группа, собрав более ста подписей, выступила за проведение 4 июня внеочередного собрания членов кооператива с вопросом о недоверии председателю колхоза. Большинство высказалось «за». Досрочно были прекращены полномочия руководителя и членов правления. Вот что по этому поводу сказал водитель А. Белогорцев:
- Я в числе других голосовал за освобождение от должности А. Ермоленко. Хозяйство получало хороший урожай зерновых, а оказалось без денег. Куда же они подевались? Не хочу делать обобщения, но придется. Мы с сыном 9 лет дом строим, не можем денег собрать, хотя оба работаем, а председатель за два года себе такое ранчо в селе Новоселицком возвел, что никому не снилось.
ВСЕ МЕТОДЫ ХОРОШИ?
На том же собрании 4 июня из двух кандидатур новым председателем СПК колхоза им. 1-го Мая был избран 31-летний Максим Иванович Дубейко, который ранее работал главным инженером и возглавлял инициативную группу. Он сразу же энергично взялся за новое дело. Но через месяц ему и другим членам кооператива пришлось заняться другим - участвовать в судебных заседаниях. После смещения прежнего руководителя 26 человек, в основном пенсионеры, обратившись с иском в районный суд, стали добиваться признания второго собрания недействительным. Говорили, что на собрании якобы не было кворума, хотя он был, что нарушалась процедура его проведения и т.д. Самого Ермоленко среди истцов не было, но в коллективе считают, что без его подачи не обошлось.
Разобравшись по существу, суд вынес решение об отказе в исковых требованиях в полном объеме. Не последнюю роль в этом сыграли заключение Ставропольского краевого ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов «РБНА-Агроревсоюз» и видеозапись самого собрания.
Теперь дело будет рассматриваться в краевом суде, куда истцы подали кассационную жалобу. Заседание намечалось на 11 августа, но было перенесено на сентябрь. Якобы по телеграмме двух членов группы, которые не смогли в этот день приехать в Ставрополь. Но, как потом выяснилось, один из них свою подпись под телеграммой не ставил.
- С самой кассационной жалобой, - говорят представители стороны ответчика, - тоже неразбериха: восемь человек заявили, что они свои подписи не ставили. А некоторые вообще не знали, под чем они расписывались. Им говорили: «У вас хотят забрать землю», вот они и подписывали разные бумаги.
Любой конфликт - это противостояние сторон. Но оно может быть цивилизованным, не выходящим за правовые рамки, а может доходить до явного криминала. В тихом селе Журавском случилось последнее. В. Лазареву, когда он был заведующим гаражом, на зерноскладе кто-то поджег личный автотранспорт. А на нынешнего главного инженера С. Шаманаева на «нейтральной полосе» напали неизвестные ему мужчины. Сначала угрожали, а потом пустили в ход кулаки. С сотрясением мозга Сергей Владимирович попал в больницу, месяц был на бюллетене.
Случайными происшествия не назовешь, скорее всего, это спланированные действия со стороны противников нового руководства колхоза. Оба - и Лазарев, и Шаманаев - участвовали в проверках, открыто поддерживают смену власти, вот кто-то и решил их припугнуть. По факту избиения возбуждено уголовное дело, проведено дознание, материалы переданы в суд.
Но этим все не ограничилось - в августе в хозяйство нагрянула милицейская группа, которая с санкции судьи краевого суда Ю. Юрасова провела оперативно-розыскное мероприятие. Основанием стала оперативная информация (кто, интересно, ее подал?) о том, что М. Дубейко является организатором преступной группы, которая обогащается на реализации нефтепродуктов. Смешно сказать, дома у нового председателя искали ... 2000 тонн не проданных ГСМ. Никто даже не задумался о том, что это целый железнодорожный состав, который невозможно спрятать. Это больше, чем годовая потребность всего хозяйства.
Естественно, ничего не нашли, но тень на руководителя уже брошена, по «сарафанному радио» поползли всякого рода слухи и домыслы. Люди взбудоражены - остаться в СПК или забрать свою земельную долю?
По этой же оперативной «наводке» проверялась работа нефтебазы, и хотя больших нарушений не обнаружено, в отношении заведующего заведено уголовное дело. Виновен он или не виновен - еще надо доказать, а разговоры на эту тему уже закрутились.
- По поводу финансовых нарушений при Ермоленко мы обращались в Генеральную прокуратуру и в Администрацию президента, - говорят члены кооператива, - но оттуда все спускалось в местные правоохранительные органы, а они никаких действий не приняли. Зато быстро среагировали на жалобу в наш адрес. И как это надо понимать?
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
В день нашего приезда в колхоз СПК им. 1-го Мая М. Дубейко торопился в Ставрополь, чтобы решить ряд вопросов по предстоящему рассмотрению дела в краевом суде.
- Работы на полях сейчас очень много - заготовка кормов, подготовка к осеннему севу, а мы по судам ездим, - заметил председатель.
- На экономике хозяйства конфликтная ситуация как-то отразилась?
- У нас настоящие чудеса произошли. Сразу же после переизбрания председателя больше десятка специалистов - сторонников Ермоленко - заболели какой-то странной болезнью. Третий месяц на бюллетене главный бухгалтер, главный агроном, главный энергетик, инженер по технике безопасности - всех перечислять не буду. Как ни в чем не бывало, приносят листы нетрудоспособности, получают деньги...
Накануне жатвы они поставили хозяйство в трудное положение. Но мы выдержали, получили неплохой урожай, заняли третье место в районе. А наши уборочные агрегаты занимали первые места.
Рассчитались с задолженностью по кредитам, оплатили долги, накопленные при Ермоленко, провели аудиторскую проверку, инвентаризацию. Одним словом, работаем.
- Люди не забирают землю, чтобы перейти в другое хозяйство?
- Сейчас нет, наоборот, пишут заявления о передаче нам земельных долей. Но они испытывают большое давление со стороны бывшего председателя и некоторых его сторонников, которые образовали ООО СПК им. 1-го Мая. Насколько я знаю, там всего несколько человек, но они ведут усиленную агитацию среди жителей села.
Может случиться то, чего мы особенно боимся, - хозяйство будет раздроблено, а в таком состоянии коллективу легко попасть в капкан к инвестору. Но, думаю, что люди все-таки разберутся и примут правильное решение.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет