Вы здесь

ЛУННЫЙ КОТ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ЛУННЫЙ КОТ
Александр ЕМЦОВ
В небольшой пристройке к многоквартирному жилому дому по улице Доваторцев, 29, в Ставрополе с давних пор располагалось кафе «Луна». Плохонькое такое, старенькое. В последнее время оно вообще было закрыто.
Как вдруг в мае прошлого года сюда пришли строители, понаехала техника. Вырыли вокруг котлован, прибавили фундамент, возвели на нем стены. Площадь кафе из пятисот с небольшим «квадратов» выросла до двух тысяч. Стройка стала развиваться как одна из самых ударных и особо важных в городе. Строители действовали уверенно и бесцеремонно, без оглядки на окружающих. Понятно, что сопровождалась их деятельность уничтожением привычного газона под окнами, пылью, грязью, грохотом техники и даже трещинами в соседних квартирах. Естественно, что все это не могло понравиться их жильцам. И они начали жаловаться.
Избранные места из переписки
«Пристройка производится без разрешения на строительство. Не известно, сделано ли проектное обоснование. Строительство влияет на безопасность жилья, экологическую обстановку и уменьшает рыночную стоимость квартир. Пристройка не вписывается в систему квартала, нарушает структуру подъезда. Наши квартиры приватизированы, а, следовательно, и придомовая территория (не менее пяти метров от дома) по закону является собственностью жильцов. А значит, необходимо было согласие всех нас без исключения. Подписи же с жителей на разрешение строительства собрали не со всех, к тому же те, кто подписал бумаги, были введены в заблуждение, что пристройка одноэтажная. Реально же она вышла в двух уровнях, а с торца - в трех, и крыша располагается на уровне окон второго этажа, уменьшая их естественную освещенность и обзор. Зимой снег лежит прямо у окон, летом крыша превращается в раскаленную сковородку со специфическим канцерогенным запахом, который проникает опять же в окна. Предлагаем как один из вариантов устранения нарушения наших прав демонтаж крыши до уровня первого этажа и ограничение доступа к окнам наших квартир выдвижными решетками».
Это и подобные ему письма рассылались во все инстанции. Реакция была... Да, собственно, не было никакой реакции. Отписки да отмазки. В лучшем случае - полупризнание нарушений без всякого намека на их устранение. Чувствовалось, что люди уперлись в некую стену.
Молва знает все. Вот и в этом случае стали поговаривать, что хозяин столь динамично растущей пристройки - новый министр имущественных отношений Ставропольского края И. Бестужий. Досужие разговоры вскоре подтвердились официально. Начальник РОВД по Промышленному району Н. Рогачев в ответе на жалобу жильцов прямо написал: «Помещение кафе «Луна» было выкуплено Бестужий А.И. и Бестужий И.А. (орфография сохранена - А.Е.) и начата реконструкция под административно-офисные помещения». И далее: «Реконструкция согласована с жильцами и ТСЖ дома. План реконструкции согласован с главным архитектором».
Вранье всегда задевает. Вранье сановное, за которым явное стремление увести от предмета спора и закрыть тему, - задевает тем более. Тем более, что новая власть - что краевая, что городская, - много чего обещала по части борьбы с незаконной застройкой. И тут на тебе - сама ее зачинщик. Люди не на шутку возмутились. Их что, за дураков держат? Какие согласования и с кем? И взялись за перо снова. Их тревога возросла тем более, что уже с октября прошлого года Бестужий был назначен вице-мэром Ставрополя и должен в силу своих служебных обязанностей курировать службы, призванные как раз и бороться со всякого рода незаконной застройкой, навести в этом вопросе порядок в городе. Что же это получается? Козла в огород пустили? Наверняка у такого человека не будет проблем узаконить незаконное строительство, размышляли жильцы. И тогда - пиши пропало.
Рождается еще жалоба. Потом еще и еще. Пустой номер. Наконец люди дошли до Промышленного районного суда.
Ответ судьи Шевелева из тех, что по форме - правильно, а по сути - издевательство: «Данное обращение не соответствует ст. ст. 131, 132 ГПК РФ. Суд не может принять дело к производству. Жалобу необходимо возвратить». Обращаю внимание - не «уточнить», не «доработать», что вполне соответствовало бы процессуальным требованиям, да и, по большому счету, человеческим нормам. Ведь не юристы жалуются, а рядовые жильцы, не искушенные в юридических тонкостях. А именно - «возвратить». Что равносильно: «Больше сюда не пишите».
Самое забавное, что ни одна из инстанций в своих ответах имя Бестужего не упоминает. За исключением уже процитированного начальника Промышленного РОВД. Мало того, подчиненные самого вице-мэра не только деликатничают, но и делают все, чтобы направить гнев жильцов по ложному адресу, прикрыть своего патрона. Здесь стоит процитировать ответ за подписью непосредственного подчиненного вице-мэра заместителя главы администрации города, директора комитета градостроительства В. Еличева: «В ходе рассмотрения вашего обращения установлено, что строительные работы по сооружению пристройки производятся самовольно, в нарушение ст.51 Градостроительного кодекса РФ, по которому для строительства, реконструкции, капитального ремонта необходимо разрешение органа местного самоуправления. На момент проверки такое разрешение у застройщика отсутствовало, равно как и документы об отводе земельного участка. Застройщику направлено предписание о приостановке работ до получения разрешительных документов. Одновременно направлены обращения в УВД по Промышленному району и Министерство строительства и архитектуры края о применении мер административного воздействия к застройщику». И далее: «Инспекцией госстройнадзора министерства строительства и архитектуры края в отношении застройщика Хачко И.А. составлен протокол о возбуждении дела об административном правонарушении».
Вот так. Застройщик у нас, оказывается, и не Бестужий вовсе, а совсем никому не известный гражданин Хачко. Не иначе, фамилия высосана из пальца. Дальше мы это подтвердим устами прокурора. Не потому ли такое легкое и полное признание всего букета нарушений? Из ответа получается, что кроме непосредственно городской администрации в процесс увода вице-мэра от ответственности включилось и министерство краевого правительства.
Так делаются состояния и заметаются следы
Уже к весне этого года, практически за полгода, невзрачная, облезлая пристройка кафе и увеличилась в размерах, и похорошела несказанно. Теперь у нее великолепный, из бронзовых металлических листов, сияющий зеркальными окнами фасад. Впечатление абсолютно готового к сдаче шикарного объекта. В который вложено никак не меньше десяти, а то и больше миллионов рублей. Такие роскошные витрины сейчас только у банков или преуспевающих торговых домов. Кажется, еще чуть-чуть, и здесь закипит богатая офисная жизнь. Рыночная цена офисных помещений в этой части города сейчас от 30 до 40 тысяч рублей за квадратный метр. Умножьте на две тысячи. Забегая вперед, скажу, что купил он кафе за 3 миллиона 800 тысяч рублей. Наш вице-мэр меньше чем за год сделал целое состояние.
Видя, что их самодеятельные потуги никакого результата не дают, жильцы обратились к депутату городской думы Г.Тищенко. Тот пишет соответствующий запрос в прокуратуру - проверить нарушения градостроительного законодательства. В ответ получает представление заместителя прокурора Промышленного района Ж.Карпель на имя мэра города Н.Пальцева об устранении нарушений 131-го Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Земельного кодекса РФ. В представлении подтверждается, что «строительные работы по Доваторцев, 29, ведутся самовольно, в нарушение Градостроительного кодекса», мэру предлагается в месячный срок решить вопрос о дисциплинарной ответственности руководителя комитета Ю.Тягаенко и принять меры для сноса самовольного строения.
Самое занятное, в прокурорском представлении на имя мэра не только нет требования наказать истинного виновника всей заварухи вице-мэра, но даже никак не упоминается его фамилия. Мало того, эта тема деликатно обходится фразами типа «имеется факт незаконного использования земельного участка неизвестными лицами». С другой стороны, признается, что «Хачко не является собственником строения по Доваторцев, 29». Так кто же тогда владеет и строит? Лунный кот? Так и хочется спросить уважаемого заместителя прокурора: ведь фамилия Бестужего называлась в депутатском запросе, вы его, что, невнимательно прочитали? И с каких это пор прокуратура не в состоянии установить этих самых «неизвестных лиц» и кто является собственником? Что это за профессиональная беспомощность? Или все-таки ложно понимаемая бюрократическая солидарность, если не трусость?
Установить подлинного собственника, кстати, не составило большого труда. В нашем распоряжении оказалось несколько любопытных документов. Первый - договор купли-продажи недвижимости от 7 ноября 2007 года. По этому договору И. Бестужий купил за уже упоминавшиеся три миллиона восемьсот тысяч кафе «Луна» инвентарный номер 4418 у некоего гражданина С. Акопова. Документ второй - также договор, но уже - дарения от 10 сентября 2008 года. Им наш герой безвозмездно передает в собственность это помещение под тем же номером 4418 своему сыну А.Бестужему. Есть еще и третий договор - купли-продажи недвижимости от 2 октября 2008 года. По нему И.Бестужий продает (!) это же помещение Nо4418 уже некой С. Сыпиной. И цена продажи - по две тысячи рублей за «квадрат» красноречиво говорит о родственности сделки. Не знаю, как отреагирует на эти договора нацеленный на борьбу с коррупцией и другими пороками системы прокурор, но у меня голова кругом пошла: одну и ту же недвижимость наш герой в течение месяца и подарил, и продал. Не потому ли, что был в тот момент министром имущественных отношений края? Документы подлинные, поскольку имеют штамп регистрационной палаты.
Отметим, что все эти купли-дарения производятся уже в тот момент, когда вовсю идет реконструкция помещения и народ начал жаловаться. Заметались следы? Отметим также, что в любом случае собственником помещения остается семья Бестужего. И это факт, который, похоже, ему трудно будет опровергнуть. А прокурору - легко доказать. Если, конечно, захочет.
Правду ищут уже в Ростове
Видя эту сверх дипломатичность прокурора и прекрасно понимая, что в крае он ничего не добьется, уж слишком влиятельная фигура затрагивается, Тищенко пишет обо всех обстоятельствах дела заместителю генерального прокурора по ЮФО И.Сыдоруку. Заканчивает запрос прямо и нелицеприятно: «В связи с тем, что на органы прокуратуры оказывается давление, депутатский корпус думы просит Вас взять под личный контроль данное дело, чтобы обеспечить права и законные интересы граждан, соблюдение антикоррупционного законодательства в администрации Ставрополя».
Письмо отправлено 2 июня. Ответа пока нет.
Нет пока и видимой реакции мэра на представление заместителя прокурора Карпель. Датировано оно 20 мая, на выполнение дается месяц. Так что у мэра осталось меньше недели. Но пока ни Тягаенко не наказан, ни пристройка не снесена. Во всяком случае, процедура сноса, начинающаяся обращением администрации в суд, даже не начата. Да и как она может быть начата мэром против своей фактически правой руки? Ведь и руководители структурных подразделений городской администрации, подготовив первоначальные документы о сносе, должны сначала понести их на подпись вице-мэру. Представляете его реакцию? Он что, из тех, кто способен за правду отрубить себе руку?
Что-то не похоже. Да он и сам такой принципиальной реакции мэра и руководителей комитетов, видимо, не ждет. Во всяком случае, явного беспокойства по поводу злосчастной пристройки ни у него, ни у его окружения не наблюдается. Мало того, уже после прокурорского представления Бестужий преспокойненько ушел в отпуск и сейчас отдыхает в Кисловодске. Поистине олимпийское самообладание! Или скорее убежденность, что тыл надежно прикрыт.
Гуляет сам по себе
Впрочем, эта не совсем красивая ситуация лишний раз подтверждает то, о чем я писал недавно в статье «Полгода совсем в никуда?». Что в администрации краевого центра фактически два центра власти - мэр и вице-мэр. Оба - губернаторские ставленники, и оба считают себя руководителями города. И что второго за глаза зовут «серым кардиналом», и что он не без успеха и при молчаливой реакции губернатора перетягивает на себя одеяло управления городом и его службами. Судя по рассказанной выше истории, уже не бескорыстно.
Как видим, мнение о всемогуществе Бестужего вышло уже и за пределы городской администрации, даже в силовые структуры. Как поговаривают, стоит оно на том убеждении, что Бестужий - человек Гаевского. Он, кстати, такое убеждение не опровергает. Скорее, наоборот. А раз так, рассуждает иной бюрократ, то все, что вице-мэр делает, освящено именем первого лица исполнительной власти края. И если что делает не так, то пусть именно первое лицо и дает оценку, поправляет. А наша хата с краю.
Первое же лицо края пока молчит. Может быть - не знает. А может - знает, да держит паузу. Кто же его знает.
Пауза, конечно, штука хорошая. Но - в театре. Она оттеняет смысл предыдущей фразы или действия актера, заставляет зрителя полнее осмыслить сцену, открыть для себя ее второй план или даже глубинный смысл. Заставляет сопереживать, наконец.
Но у нас в крае вроде пока не театр.
Или я ошибаюсь?

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет