Вы здесь

ГРАМОТНЫМИ ВСЕ СТАЛИ!?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ГРАМОТНЫМИ ВСЕ СТАЛИ!?
Лилия ЯЦЫК
Ежегодно 24 мая во всех славянских странах проходят праздничные мероприятия, посвященные создателям славянской письменности - братьям Кириллу и Мефодию. Взяв за основу греческий алфавит, они создали азбуку, передающую славянскую звуковую систему. Этим алфавитом пользовались многие славянские народы, в том числе и русский народ.
Трудно переоценить значение письма в жизни человека, или вернее будет сказано, человечества. Долгое время умение читать и писать было привилегией богатых и знатных людей. И только после революции 1917 года развернулась борьба за всеобщую грамотность. Реформа правописания, существенно упростившая обучение грамоте, декрет «О ликвидации неграмотности», согласно которому все население от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось учиться грамоте на родном или русском языке, работа по созданию письменности для народов, раньше ее не имевшей, - вот те меры, которые принимались для того, чтобы народ научился читать и писать. Можно много говорить о «нехороших» делах советской власти, но преодолеть безграмотность в стране помогла именно она. К началу 40-х годов задача ликвидации неграмотности была в основном решена, а с начала 50-х СССР - страна практически сплошной грамотности.
Прошло без малого сто лет, и что же сейчас? Конечно, читать, писать и особенно считать умеют все. У нас теперь другая беда - не неграмотность, а безграмотность. Причем порой настолько элементарная, что становится страшно за наш «великий и могучий».
Другая проблема, идущая рука об руку с безграмотностью, - полное безразличие наших детей к книге. «Добровольно», не по школьной программе читающих детей - единицы. Кстати, по программе молодежь тоже часто читает не Достоевского, Чехова и Лермонтова, а адаптеров, предельно кратко пересказывающих фабулу повести или романа. Зачем нашим чадам описания чувств героев или природы? Ничего ж конкретного! К чему терять драгоценное время, которое можно использовать для компьютерных игр или «забав» в Интернете (кстати, это далеко не худший случай досуга наших чад)?
Впрочем, что говорить о молодежи, когда по радио и с экранов телевизоров взрослые тетеньки и дяденьки говорят так, что не знаешь плакать или смеяться. Раньше печатное слово или слово, сказанное в эфире, служило образцом правильности нашей речи. Диалектизмы, жаргонные словечки и другие языковые погрешности можно было услышать только из интервью с передовой свинаркой или рабочим от станка. Сейчас, я уж не говорю о ведущих многочисленных ток-шоу, но и серьезные радио- и телекомментаторы порой допускают такие ляпы, что образцовой их речь, мягко говоря, не назовешь.
С грамматикой вообще дела плохи. Вспоминаю себя, когда, я, пятилетняя, шла с бабушкой по улице и училась читать по вывескам. Их написание крепко-накрепко врезалось мне в память и, разбуди меня ночью, скажу, что коммерсант пишется с двумя «м», территория с двумя «р» и т.д. А какое написание запомнится теперешним дошколятам, если они вздумают учиться читать по тому, что можно встретить на улице? «Вкусная пицца - нельзя не ВЛЮБИЦЦА»? Какая уж тут грамотность! Так что, услышав где-нибудь на улице привычно-ироничное выражение: «Грамотными все стали!», не верьте. Не стали. А жаль!

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет