Вы здесь

«СПАСИБО БАБУШКЕ И ЕЕ РЕМНЮ»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

«СПАСИБО БАБУШКЕ И ЕЕ РЕМНЮ»

Еще несколько лет назад совершенно невозможно было бы представить, что на сцене Государственной Ставропольской краевой филармонии будет выступать мировая знаменитость, самый известный и популярный в России пианист - профессор, народный артист СССР, лауреат Государственной премии РФ, президент Академии Российского искусства Николай Петров. И вот, благодаря всероссийской программе «Мелодий дивных мир», которую проводит с 2008 года МДМ-Банк, ставропольские музыканты-профессионалы и меломаны получили уникальную возможность услышать игру выдающегося исполнителя, а журналисты - пообщаться с многогранной личностью, и просто очень интересным человеком.

КОНЦЕРТ
Начнем с того, что Ставрополю, конечно, повезло: он попал в программу МДМ-Банка не за какие-то особые заслуги, а скорее, вопреки им. В прошлом году 14 концертов программы «Мелодий дивных мир», нацеленной на сохранение и приумножение традиций русской и мировой классической музыки, прошли в таких крупных городах, как Нижний Новгород, Омск, Новосибирск, Владивосток, Красноярск, Воронеж, Ростов-на-Дону и другие. Жители российских регионов впервые познакомились с искусством Дмитрия Хворостовского, Владимира Спивакова, Юрия Башмета, Гидона Кремера, Вадима Репина, Государственного квартета имени Бородина. А с нашим филармоническим симфоническим оркестром любезно согласился выступить один из постоянных «обитателей» мирового музыкального Олимпа, пианист Николай Петров.
В первом отделении концерта играл оркестр под управлением заслуженного артиста РФ Юрия Каспарова. Прозвучали уже знакомые ставропольцам увертюры и оркестровые номера из опер Моцарта, Гуно, Верди, Массне, Понкиелли и Бизе. А во втором отделении царствовал Петров. Программа, которую он выбрал для выступления в Ставрополе, была продиктована, как сказал сам пианист, возможностями местного симфонического оркестра и состоянием филармонического рояля. О рояле чуть позже, сейчас поделюсь (как музыкант-профессионал) своими впечатлениями от концерта. Фантазия до-минор Моцарта не характерна для его фортепианного творчества - легкого, прозрачного, светлого, здесь, как и во второй части цикла - сонате до-минор уже звучат предвестники будущего европейского направления под названием «Буря и натиск». Вот они-то, эти предвестники - грозные «вопросы» и тихие, но четкие «ответы» очень ярко проявились в исполнении Николая Петрова. И все-таки это был изящный, «салонный» Моцарт и его эпоха - эпоха венского классицизма.
Удивительно, насколько в артисте гармонично сочетаются его мощная внешность (с огромными дланями) и виртуозное исполнительство, простота в общении и глубокое проникновение в замысел и стиль композитора, эпоху, в которую он жил. Совсем иначе звучал рояль под его руками в Концерте Баха для флейты, скрипки и клавира ля-минор, первая и третья часть которого сопровождались струнной группой симфонического оркестра. Это был уже клавесин времен великого немецкого гения. Виртуозные пассажи первой части Концерта, какие-то летящие, парящие в исполнении Николая Петрова, вплетались в общую, узорчатую музыкальную ткань. Маэстро так чутко поддерживал своих молодых коллег - скрипачку Евгению Переверзеву и флейтистку Марину Виташ, что даже не верилось, что их ансамбль существует всего два-три дня. Нежная, кантиленная тема второй части Концерта плавно переходила от скрипки к флейте, и снова к роялю-клавесину Петрова. А быстрая третья часть напомнила бесконечное движение как бы сотканной из звуков горной речки. Бах-то в переводе и означает «река», хотя велик он в музыке, как океан....
О РОЯЛЕ И ОБО ВСЕМ ОСТАЛЬНОМ
На пресс-конференции лауреата Государственной премии России, кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени Николая Петрова была очень теплая и искренняя атмосфера. Знаменитый артист свободно и спокойно отвечал на многочисленные вопросы журналистов, давая свои оценки состоянию культуры и искусства в стране. К примеру, когда его спросили о состоянии филармонического рояля, то услышали: «Чудовищный, ужасный, глухой, тупой, как советская власть. Мы должны уважать старость, но игру на этом рояле можно сравнить с занятием любовью с 80-летней женщиной. Я впервые в Ставрополе, и увидел красивый, богатый город. И позор, что в городе нет ни одного нормального рояля. Это беда краевой филармонии, но это и вина городских и краевых властей». Николай Арнольдович говорил о том, что для классических музыкантов надо создавать нормальные условия для работы, ведь только они противостоят «тому дерьму, которое извергает на нас телевидение 24 часа в сутки».
В детстве и его, родившегося в музыкальной семье (дед Василий Петров - выдающийся русский бас, солист Большого театра, бабушка - известная пианистка, отец - виолончелист, мать - музыкальный драматург), заставляли играть на рояле: «Бабушка бегала за мной с ремнем». Но в его блестящей карьере сыграла роль и природа, и гены, и, как он сам считает, высшая сила. Если обычно пианисты занимаются, минимум, 7-8 часов в день, Николай Петров, благодаря теплым рукам, играет не больше трех часов в день и не разыгрывается перед концертом, так как техника у него природная, а не приобретенная. Что большая редкость для пианиста. Имея в репертуаре более 50-ти сольных программ и 96 концертов с оркестром, Петров выступал и выступает в лучших концертных залах мира, свободно говорит на шести языках («переводчик - это тот же стукач»), и гордится тем, что первым ушел из «Госконцерта» - «гнуснейшей организации, которая почти тридцать лет измывалась над талантливыми советскими музыкантами». Говорил Николай Арнольдович о культурной политике государства и о помощи, которую оказывает благотворительный Фонд его имени и молодым талантам, и старым музыкантам. Рассказывал о международном фестивале «Кремль музыкальный», председателем которого он является уже десять лет, о коррумпированности руководства различных музыкальных фестивалей и конкурсов, которая есть и у нас, и за рубежом, а отсюда - о том, что девальвировалась система лауреатства. Руки Петрова не застрахованы, и он не считает проблемой самому построить дом, как он это сделал 40 лет назад на Николиной горе. Любит публику, самой скучной страной считает Швейцарию («Там можно повеситься»), не любит работать с современными композиторами - «прикладниками», не имеющими, в отличие от Пендерецкого, Губайдуллиной, Шнитке, своего лица. Восстанавливается Петров дома, сидя в кресле, и разговаривая с любимым котом, любит джаз, собирает гжель. Его коллекция насчитывает уже 800 экземпляров...
Ну а ставропольцы после концерта буквально осыпали знаменитого пианиста цветами. Вышедший на сцену заместитель председателя правительства края Василий Балдицын, поблагодарив маэстро за концерт, отметил, что впечатление от его блестящего соло «смазалось» словами о плохом рояле. А потом пообещал гостю, что краевые власти примут к сведению мнение Николая Петрова о главном рояле Ставрополя, и постараются как-то это исправить.

Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет