Вы здесь

ЭПОХИ ЗРИМЫЕ ЧЕРТЫ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ЭПОХИ ЗРИМЫЕ ЧЕРТЫ

Под таким «говорящим» названием открылась в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств выставка советской живописи 1917-1960 годов. К открытию экспозиции приурочена также презентация специально изданного красочно иллюстрированного и интересного по содержанию каталога.

Пейзажи, портреты, натюрморты, этюды с натуры и к картинам известных московских, ленинградских, ростовских художников, представленные на этой выставке, - составляют достойную часть коллекции из фондов изомузея. Формирование собрания современной живописи было положено Ставропольским краеведческим музеем. Там сейчас находится и уникальная коллекция из 463 цветных и черно-белых рисунков трех донских художников - Федора Черноусенко, Дмитрия Федорова и Василия Шлипнева - результат художественно-этнографических экспедиций по Северному Кавказу (1924-1930 годы), организованных Северо-Кавказским краевым музеем горских народов. Тринадцать живописных работ из этой коллекции в числе других произведений художественного отдела были переданы в фонд Ставропольского краевого музея изобразительных искусств в момент его образования в 1962 году. И вот теперь у ставропольцев и гостей города есть редкая возможность увидеть дагестанские и чеченские пейзажи, бытовые зарисовки, портреты горцев начала XX века в очень современно звучащих работах этих ростовских художников.
Ожидаешь увидеть «протокольный» стиль соцреализма, а в узком зале изомузея перед тобой предстают в основном лирико-поэтические полотна. Как сказал соавтор по созданию каталога дизайнер Сергей Бобылев, в этом периоде советского искусства можно найти настоящие ценные залежи. «Это ведь железный, сложившийся стиль, некий «кусок» цивилизации. Когда фиксируются «особые телодвижения» века, то они потом становятся монументами». Выставка и ее каталог, созданные искусствоведом, старшим научным сотрудником СКМИИ Людмилой Волошенко и директором музея Зоей Белой, отличаются особой теплотой, вниманием к каждой работе. Здесь каждое полотно на своем месте, как, к примеру, прозрачный, радостный «Букет цветов. Окно» Александра Герасимова - автора официальных и известных картин «Портрет Дзержинского», «Ленин на трибуне», «Сталин и Ворошилов в Кремле». Казалось бы, одиозная фигура, и, тем не менее, ученик русских классиков А. Архипова и К. Коровина, до последних своих дней продолжавший писать чудесные пейзажи, натюрморты, цветы. Или «Мирные дни. Стрелочница» Виктора Басова, которая неспроста помещена в центре обложки каталога как «светлое мажорное полотно с интонациями «бытового сентиментализма», которые можно уловить и в песнях, и фильмах тех лет».
Есть здесь и «коллекции в коллекции» - разделы, посвященные этюдам картин братьев Ткачевых, живописным работам Анатолия Лебедева-Шуйского, большинство из которых было приобретено в 80-х годах у вдовы художника. Подкупают своей искренностью многочисленные пейзажи москвичей: Альберта Папикяна, Витольда Бялыницкого-Бируля, Василия Нечитайло, Сергея Герасимова и других. А также чудесные натюрморты Натальи Навашиной-Кандиевской и Михаила Кончаловского. Интересно и то, что на выставке представлены работы живописцев, живших и работавших на Ставрополье. Ленинградец Владимир Турбасов в память о пребывании в годы войны на Северном Кавказе оставил нам картину «Комната штаба партизан в г. Кизляре». А известная московская художница Юлия Разумовская считала наш край своей второй родиной. На Кавминводах долгие годы жил и работал врачом ее отец. Сама она не только писала здесь свои полотна, но и занималась организацией выставок, проводила мастер-классы. А после одной из персональных выставок подарила краевому музею изобразительных искусств 12 своих работ. Тут и очень разные по настроению и стилю портреты: «Девушка-узбечка», «Раздумье», и светлый «Концерт в парке. Ессентуки» (1929 г.), и другие полотна, не менее интересные.
Рассказывая на фоне самой известной песни Дунаевского того времени «Широка страна моя родная» о самой выставке и ее каталоге, директор музея Зоя Белая отметила, что музейная, исследовательская деятельность - это работа бесконечная.
- И приносит как трудности, так и радости, и открытия, - добавила искусствовед Людмила Волошенко.
Ну а директор краевого художественного училища Алла Чемсо, поздравив музейщиков с очень удачной научной работой, выразила общее мнение присутствующих, сказав, что благодаря сотрудникам изомузея в Ставрополе сохраняется серьезный научный академизм, а сам музей, что по нашему времени большая редкость, представляет собой настоящий островок профессионализма. И это не может не радовать ставропольцев.

Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет