Вы здесь

Борьба за Ставрополь: будут сюрпризы?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Борьба за Ставрополь: будут сюрпризы?

Возможно, жителей Ставрополя в скором времени ожидает большой политический сюрприз, который может поколебать устоявшиеся представления о том, что за избирателя «все давно решено». Кто станет главой города на выборах 12 октября? Казалось бы, люди сведущие ответят на этот вопрос «на раз». В Ставрополе проведена большая работа по «зачистке» конкурентов Николая Пальцева, выдвиженца «Единой России». Мол, хватит Ставрополю выборных скандалов, пора обеспечить стабильность и порядок. И вроде бы по «понятиям» политтехнологов сделано все, что необходимо. Городская Дума будет избрана по партийным спискам - значит, роль партийного влияния возросла в разы. Достигнута договоренность либо о поддержке кандидата Пальцева, либо о «спокойной» (липовой) конкуренции со всеми мало-мальски влиятельными политическими силами. Помимо самих «единороссов» это «эсеры», коммунисты и СПС. Не верится, что какую-то серьезную конкуренцию «единому» кандидату сможет составить креатура ЛДПР (если таковая вообще будет). Даже нашумевший экологический проект «Подорожник», которого откровенно побаивались городские власти в прошлом году, фактически отказался от ведения борьбы в пользу «нового мэра». Итак, «любимый город (точнее, политический бомонд) может спать спокойно»... Между тем мы считаем, что «спать» штабу Пальцева еще очень рано! Но сначала - немного истории.

Мэр от бизнеса и губернатор от комсомола
Последние годы Ставрополь был ареной ожесточенной борьбы за власть между местными бизнес-кланами и политическими элитами края. Экс-губернатор Александр Черногоров, сделавший свою карьеру в качестве комсомольского функционера, в ноябре 1996 года был избран на пост главы края при поддержке КПРФ. Но, как и большинство его партийных товарищей, быстро сумел найти пути-дорожки в Кремль и наладить хорошие отношения с московскими чиновниками. Как говорят, очень даже взаимовыгодные.
Вот только пользы для себя от этой «дружбы» простые ставропольчане так и не увидели. В московские СМИ Черногоров также попадал в основном на «желтые» полосы. Политическая слабость губернатора стала раздражать Москву, и в это же время в Ставрополе появились люди, которые решили устранить губернатора и занять его «хлебное место».
Лидером этой группы стал Дмитрий Кузьмин. Удачно проведенная избирательная кампания позволила ему в 2003 году занять пост мэра Ставрополя. В отличие от Черногорова, свою карьеру и состояние Кузьмин сделал в бизнесе и хорошо понимал реалии современной России. Еще в июне 2002 года по инициативе Дмитрия Кузьмина был создан Благотворительный общественный фонд, из средств которого оказывалась безвозмездная помощь жителям станиц Ставрополья, пострадавшим от наводнения. На фоне Черногорова Кузьмин выглядел привлекательно, тем более что его фонд со временем начал оказывать благотворительную помощь жителям не только Ставрополя, но и всего края.
В марте 2007 года в краевую Думу прошли очередные выборы. До этого Кузьмина утвердили лидером региональной организации «Справедливой России», а Черногоров возглавил партийный список «Единой России». Так война мэра и губернатора вышла на федеральный уровень. По словам приближенных к Кузьмину людей, влиятельные кремлевские чиновники обещали лоббировать его кандидатуру на пост губернатора Ставрополья.
Депутатов законодательных собраний выбирали еще в 14 регионах России. Но лишь ставропольские выборы принесли сенсацию. «Единая Россия» впервые за всю свою политическую историю проиграла с поистине разгромным счетом. Эсеры, избирательную кампанию которых курировала команда Кузьмина, получили более 37% голосов избирателей, а черногоровские единороссы меньше 24%.
Было бы ошибкой считать провал «Единой России» в крае только «заслугой» Черногорова. Немалую роль сыграла и эффективно проведенная избирательная кампания команды Кузьмина. Поэтому, когда осенью прошлого года эсеры Ставрополя снова стали лидировать в рейтинге популярности, в ход против соперников «партии власти» была пущена тяжелая артиллерия. Дмитрий Кузьмин был снят с выборов, против него было возбужденно уголовное дело. Мэр Ставрополя, заблаговременно узнавший об опасности, на Родину решил не возвращаться, предпочтя «горький» хлеб чужбины. А его соратник Андрей Уткин лишился поста председателя краевой Думы, «взамен» получив два года условно за свои прошлые прегрешения.
Новой сенсации в Ставрополе не состоялось. Пока.
Междуцарствие или ставропольский Лужков
Как и все политические конфликты в современной России, борьба за власть на Ставрополье имеет экономическую основу. Край выращивает от 7 до 8 миллионов тонн высококачественной пшеницы. Прибавьте к этому знаменитые курорты, земельные участки и строительный бум и вы поймете причину войн между местными и региональными элитами. Поэтому неудивительно, что даже бегство Кузьмина и отставка Черногорова не смогли снизить накал политической борьбы в столице края.
С момента бегства Дмитрия Кузьмина в кресле градоначальника успели посидеть вице-мэр Сергей Кобылкин и председатель городской Думы Евгений Луценко, а теперь полномочия главы города исполняет бывший вице-премьер краевого правительства Николай Пальцев.
Сергей Кобылкин - ставленник Дмитрий Кузьмина. Николай Пальцев - креатура нынешнего губернатора Валерия Гаевского. А вот Евгений Луценко, хотя и поговаривают о его близости к бывшему губернатору Черногорову, стал на ставропольском «шахматном поле» фигурой самостоятельной и успел прилично «засветиться» в СМИ за очень короткое время. 55-летний бизнесмен, занявший пост главы города в феврале, сразу же начал вести собственную независимую политику. Он запретил строительство целого ряда объектов точечной застройки, перенаправил деньги городского бюджета на благоустройство города и запустил ряд социальных программ.
За открытые встречи с жителями города и хозяйственную жилку Луценко успел получить прозвище «ставропольский Лужков». Но его независимость не вызвала большого восторга у местной элиты. Он не устроил ни членов команды беглого мэра, ни окружение нового губернатора. К слову сказать, Луценко и не был настроен на компромисс с местной деловой элитой, предпочитая идти напролом. Врагов среди предпринимателей и чиновников он нажил быстро. Но также быстро выросла и его популярность среди городского населения. В народе поговаривали: ну хоть этот наконец наведет порядок. На кого было ставить «единороссам»? Луценко - более популярный, но не очень-то «свой». До сих пор не ясно, является ли он членом «партии власти» или нет? Сам Евгений Григорьевич отвечал на этот вопрос как-то уклончиво. Вроде бы принял участие в недавнем всероссийском съезде «Единой России», но в мероприятиях регионального руководства светился мало. Из чего можно сделать вывод, что Луценко готовил для себя сразу два варианта развития событий: партийного и беспартийного кандидата в мэры.
Решение региональной организации «Единой России» поддержать кандидатуру заместителя председателя правительства края Николая Пальцева на предстоящих выборах мэра Ставрополя было ожидаемым, так как новый губернатор с ходу взял развитие ситуации под свой контроль. А вот на федеральном партийном уровне, по нашим сведениям, к поддержке Пальцева пришли не сразу. Мнения разделились, некоторые высокопоставленные партийные боссы до сих пор задают краевому руководству вопросы. За что боролись? Почему многие из команды опального Дмитрия Кузьмина, нанесшего ощутимый удар по имиджу «Единой России», сегодня вновь оказались у власти? Причем не только в правительстве края, но и, уже после ухода Луценко из мэрии, в администрации города Ставрополя? Уж как на эти вопросы отвечают ставропольские чиновники, нам неведомо.
Но как бы то ни было, 16 июля Евгений Луценко подал прошение об отставке с поста главы Ставрополя, которое было единогласно (кто бы сомневался?) поддержано депутатами городской Думы. Наверх доложили: с Луценко мы друзья, он ушел добровольно. И лишь после этого кандидатуру Пальцева поддержали в Москве. Следующим действием депутатов стало назначение Николая Пальцева вице-мэром, исполняющим полномочия главы города Ставрополя.
А был ли компромисс?
Почему Евгений Луценко уступил, остается загадкой. Говорят, что на него оказывалось жесткое давление со стороны, в том числе и Москвы. Ходят слухи и о мести криминальных структур. Так это или нет, мы не знаем, но известно, что в последние месяцы Луценко пользовался услугами охранников. Возможен и следующий вариант: «ставропольскому Лужкову» что-то пообещали. Обещал либо Кремль, либо губернатор, либо сам Пальцев. К примеру, сохранение места председателя Думы. На партийной конференции уже принято решение о втором месте для Луценко в партийном списке кандидатов в депутаты Ставропольской городской Думы от «Единой России». Первый, разумеется, Пальцев. Что ж, политически грамотно. Но, как представляется, в этой схеме не учли главного: роль личности в истории, пусть и городского уровня.
В блестящей книге «Основание и империя» Айзека Азимова такой путь развития истории описан подробно. Лучшие умы человечества в этом романе просчитывали ход событий на столетия вперед. Но пришел мутант с загадочным именем Мул и всех облапошил. Луценко, конечно, не мутант всемирного масштаба. Да и политтехнологи Пальцева - не величайшие умы Земли. Но все же... Сдался ли Евгений Луценко? Может быть, в конце августа он неожиданно для всех объявит о своем участии в предвыборной гонке в последний разрешенный для этого день, чем спутает карты очень больших игроков?
Возможно, он этого не планировал. Но если выход на политическую сцену Евгения Луценко все же случится, то винить в этом «единороссы» могут только себя. Кем был Луценко вчера? Первым лицом в городе. Кем мог стать после договоренностей с командой Гаевского-Пальцева? Вторым или третьим лицом в городе. Но даже этого ему, судя по всему, не дадут. Со стороны Евгений Луценко сегодня смотрится опальным чиновником. Его не видно и не слышно в СМИ. Ему не поручили даже публично выступить в поддержку Николая Пальцева. Причина очевидна: Луценко боятся и после того, как он ушел с поста мэра. Его хотят изолировать, но тем самым загоняют в угол. А такие игры с импульсивным бизнесменом и политиком, уже видевшим себя на посту главы города, просто опасны.
Кроме того, мы не исключили, что Луценко мог готовить для себя два варианта развития событий: партийный и беспартийный путь в мэры. Не секрет, что во главе города его жители хотят видеть хозяйственника, а не политического деятеля. Так что возможно, что временный компромисс с «партией власти» - это всего лишь хитрый ход. Так сказать, усыпить бдительность, а потом выстрелить. Победит ли Луценко Пальцева? Вряд ли. «Единая Россия» очередного провала не допустит. Но будет нарушен главный принцип: взятие Ставрополя не обойдется без борьбы и скандалов, которые докатятся до Кремля. Иными словами, шуму будет много, вплоть до судебных разбирательств, стихийных митингов, пересчета голосов и т.п. Еще один момент: из списка «ЕР» убежит кандидат №2. Чем не грандиозный скандал? И главное: не будет убедительной победы, на которую рассчитывают «единороссы», посчитавшие, что уже расчистили себе поле, на котором и битвы-то серьезной не будет.
Часы уже запущены. В Ставрополе на официальном уровне был дан старт избирательной кампании по выборам мэра города еще 2 августа. А уже через два дня краевой центр снова попал в новостные ленты центральных СМИ. В международном аэропорту Вены, при прохождении таможенного контроля был задержан и препровожден в тюрьму бывший мэр Ставрополя Дмитрий Кузьмин. Куда направлялся беглый «диссидент», правоохранительные органы Австрии не сообщают, но известно другое. Как говорят хорошо информированные источники, Дмитрий Кузьмин никогда не терял связь со своим городом. Даже находясь в бегах, разыскиваемый сотрудниками Интерпола «неуловимый Джо» был в курсе всех политических раскладов в столице региона. Вот его и «зачистили». Но там ли копали? Не упустили ли главного соперника?
И кто знает, как повернется теперь казавшаяся еще вчера такой серой и бледной избирательная кампания по выборам главы краевого центра?

Алексей ДОЛОХОВ.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет