Вы здесь

Бизнес на ... поводке

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Бизнес на ... поводке

Ну и жара! В Ставрополе ртутный столбик термометра зашкаливает за 35 градусов. Народ спасается от пекла в тени или в больших количествах поглощает мороженое и прохладительные напитки. Мужчина средних лет просит девушку, торгующую в районе Верхнего рынка квасом, наполнить третий стакан.

- До чего ж хорош квасок! Где его делают? Вижу, вижу - на пивзаводе в Зеленокумске. Я на Ботанике живу, там вашего кваса нет, только здесь его пью. У вас что - торговых точек мало?
Девушка оказалась не в курсе, поскольку работала за стойкой ролл-бара (специально оборудованного места) всего неделю. Зато в курсе был представитель ОАО «Зеленокумский пивоваренный завод» в краевом центре К.Черемисин, который уже устал слышать этот вопрос от многих горожан.
- Да нам просто не дают возможности развернуться в Ставрополе, - говорит Константин. - Здесь «зеленый свет» установлен только для одного производителя - Староминского квасного завода Краснодарского края. У него в городе сейчас не меньше сотни точек, а у нас - всего несколько десятков. И в основном размещены они на рынках, на основе договоров с администрациями. А в центре города наших ролл-баров не увидишь - им туда дорога заказана.
Первым делом мы решили испробовать зеленокумский квас на вкус. И ведь правда хорош! Как потом выяснилось, делают его на заводе по старинным рецептам, без консервантов, поэтому напиток не только вкусный - он полезен для здоровья. Причем квас здесь выпускается давным-давно, но раньше объемы были небольшие, поэтому расходился он в своем же, Советском, районе.
Глобальное потепление климата, неимоверно жаркое лето последних лет увеличило спрос на прохладительные напитки, и предприятие, где четыре года назад поменялся собственник, пошло на увеличение объемов производства кваса и сладкой газированной воды. Кваса в сутки стало выпускаться 35 тонн. В реализации большая надежда возлагалась на Ставрополь, тем более что власти города проявляли в этом заинтересованность. В небольших количествах квасом в краевом центре тогда торговали ставропольский и невинномысский заводы, поэтому в качестве основного конкурента зеленокумцы рассматривали только Староминский квасной завод Краснодарского края. И они не против были посоперничать с ним в цене и качестве продукта. Пусть покупатель сам определит, чей товар ему брать!
Чтобы доставлять в краевой центр квас и прохладительные напитки, завод приобрел спецтранспорт, а также установил на арендованном участке рефрижератор, в котором поддерживается необходимый температурный режим, закупил для торговли ролл-бары. Все это вылилось в копеечку...
Но конкуренции, увы, не получилось - слишком разным оказалось в городе отношение к этим двум производителям! Говорят, что предприниматель Н. Фурсов, который завозит краснодарский квас, чуть ли не свой человек в городском комитете экономического развития и торговли, поэтому ему дан карт-бланш. Все самые лучшие для торговли места - у староминцев. А зеленокумцы, как ни пытаются пробить себе дорогу на питьевом рынке Ставрополя, - перед ними то один, то другой барьер выставляют.
- В 2006 году мы просили администрацию города предоставить нам 5О мест, - говорит генеральный директор предприятия Александр Прокопов, - выделили только 10, причем две точки вообще не существовали по указанному адресу.
А в прошлом году нам вообще отказали в комитете экономического развития и торговли, сослались на то, что мы якобы опоздали с заявкой, все места уже распределены...
Кстати, если какие-то места заводу все-таки перепадали, то где-нибудь на окраине, подальше от оживленных мест.
Зеленокумцам ничего не оставалось, как заключить договоры с руководством городских рынков и там разместить свое оборудование. Некоторые ставропольские предприниматели соглашались на арендованных ими участках торговать квасом и лимонадом из Советского района, но не тут-то было - их за это штрафовали.
А в 2008 году для отказа нашлась уже другая причина: дескать, ролл-бары по конструкции должны быть не квадратные, а закругленные. Если у вас таковых нет - заказывайте на предприятиях, стоимость известна - 15 тысяч рублей за штуку. Предлагался адрес, где можно приобрести такие лотки - у того же Староминского завода...
Согласитесь, ситуация необычная. Получается, что чужой производитель, который к тому же увозит деньги из края, поддерживается, а свой, ставропольский, - на положении пасынка. Чтобы выяснить обстоятельства, мы обратились непосредственно в комитет экономического развития и торговли администрации города. У начальника лицензионно-регистрационного отдела Алексея Ломанова на этот счет другое мнение. Он считает, что зеленокумцы во всем сами виноваты.
Дескать, Ставрополь стремится к цивилизованной торговле, поэтому установлены определенные требования. Лотки для уличной продажи кваса и лимонада должны иметь только два вида (образцы разработаны и утверждены в мэрии), а продавцы - обеспечены спецодеждой, должны соблюдаться санитарные и другие нормы. Но эти требования не выполняются, отсюда все проблемы.
В общем, у каждой стороны свои аргументы, а в результате страдает бизнес зеленокумского завода, а жители краевого центра не всегда могут выпить полюбившиеся им напитки из Советского района. Хотя чего проще - сесть за стол переговоров и решить вопрос так, чтобы он больше не возникал. И здесь, думается, свое веское слово должно сказать министерство экономического развития края. Туда, кстати, заводчане обращались не раз, но безрезультатно.
Но если мы говорим о равных условиях для бизнеса, то они на самом деле должны быть равными. А здесь все-таки чувствуется неоднозначный подход. Что прощается одним, то не прощается другим. В прошлое воскресенье я специально обошла многие староминские торговые точки (ул. Лермонтова, Верхний рынок, пр. Карла Маркса) - никто из продавцов кваса не имел спецодежды. Так чего же тогда требовать от других?
Но это не все беды: зеленокумским пивоварам барьеры выставляют не только в столице края, но, как ни странно, и в своем райцентре.
Предприятие выпускает не только квас, но и более десяти видов прохладительных напитков серии «Диво», которые в последнее время успешно осваивают рынки других регионов - Ростова, Саратова, Самары, Архангельска и т.д. Ежегодно объемы реализации увеличиваются на 30 процентов. А кроме того, завод производит по классической технологии (непастеризованное, без консервантов) пять видов «живого пива», срок реализации которого ограничен пятью сутками.
Поэтому, чтобы донести до потребителя качественный продукт, коллектив пивзавода три года назад обратился в администрацию г. Зеленокумска с просьбой о предоставлении ему двух земельных участков под строительство фирменных магазинов. На письменном обращении в городской администрации была наложена разрешающая виза. Свое одобряющее слово сказал архитектор. На разного рода согласования ушло больше полугодия, потрачено немало денег. Дело близилось к концу, но тут в городе поменялась власть, и опять все началось с начала.
И снова никто как будто не отказывал, проблему пивоваров понимали. Власти запросили эскиз будущего двухэтажного здания - завод сделал, им остались довольны. Обнадежила земельная комиссия - участок выделят, тем более что там уже цоколь здания сделан. Но снова пошла волокита, а потом уже новый архитектор уезжает жить за пределы района (он свою визу на документе не поставил), и все осталось в подвешенном состоянии. Руководство завода обращается с иском в суд, однако, несмотря на положительное решение суда, администрация Советского района до сих пор землю предприятию не выделила. Когда и чем дело закончится - никому неизвестно. А речь идет об участках площадью 180 и 108 квадратных метров. Хотя, как ни странно, другие за это время успели получить разрешения и построить в городе три магазина «Магнит». Как говорится, комментарии излишни...
Припомните, сколько лет на разных уровнях власти ведется разговор о поддержке малого и среднего бизнеса? Принимаются новые документы, конкретизируются цели и задачи. Однако ощутимых результатов по-прежнему - с гулькин нос. Но то, что проблемами предпринимателей недавно занялся президент страны Д. Медведев, что их болевые места хорошо знает губернатор края В. Гаевский, который, кстати, 18 июля провел в Зеленокумске собрание районного актива, дает коллективу предприятия надежду на перемены. И не только ему, а всему малому и среднему бизнесу, которому надоело «ходить на поводке».

Нина ЕВТУШЕНКО.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет