Вы здесь

Зачем пассажиру молоток?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Зачем пассажиру молоток?

На сегодняшний день общественный транспорт в Ставрополе пребывает в плачевном состоянии. От автобусов двух муниципальных автопарков на улицах города не осталось и следа, подвижный состав развитой когда-то системы электротранспорта в большинстве своем оставляет желать лучшего (за исключением тех двух-трех десятков новых машин, подаренных городу на прошедшие дни рождения), основой системы перевозки пассажиров стали маршрутные такси.

- Вот и все, что осталось от системы общественного транспорта, - махнул рукой мужчина в сторону расписания движения автобусов на столбе. - Раньше так вот и ходили с перерывами минут в шесть-семь. Чистенькие желтые «Икарусы». Хотя их потом на Украину для капремонта увозили... А потом снова на линии ставили, правда перекрашенные уже. Да и другие автобусы закупали, Мерседесов, хоть и турецких, штук сорок было по городу, а сейчас если четыре-пять попадется - и то хорошо.
Представился мой собеседник Алексеем Михайловичем. Человеком он оказался в сфере автотранспорта сведущим, почти два десятка лет проработал механиком. Он долго рассказывал об особенностях венгерского автобусостроения, о том, чем родной икарусовский двигатель отличается от камазовского, который ставили на ЛиАЗы, несколько раз вспомнил нехорошими словами ПАЗики, «которые и с половиной салона на горку еле-еле заползают».
Действительно, основной массой городских автобусов сейчас являются небольшие ПАЗы, реже встречаются импортные и уже изрядно потрепанные жизнью «Neoplan», «MAN» и, уже как наследие прошлого, те самые турецкие Мерседесы и венгерские Икарусы. Уже давно стала привычной надпись «коммерческий» на табличках с номерами маршрутов.
- А что в них хорошего? Костотряс, да и только, - с кривой усмешкой отмел мое предположение о наличии каких-либо положительных качеств автобуса только что вышедший из ПАЗа парень, - потолок низкий, сидения жесткие, проезд чуть ли не каждые полгода дорожает....
Пассажиров явно не радует сложившаяся ситуация.
- Парк, вон, центральный, что рядом с крайбольницей был, и вовсе с землей сравняли, - возмущалась пожилая женщина, - нет, при советской власти намного лучше было. - Другого окончания реплики от человека такого возраста ожидать не приходилось.
С троллейбусами же дело обстоит немного лучше. Все те же ЗИУ, что были и десять, и пятнадцать лет назад, ходят не в пример чаще коммерческих «павловцев».
- Так этот еще новенький, - кивнула в сторону подъезжающего к остановке троллейбуса женщина лет сорока, - а вчера ехала - так гнилье-гнильем, на пол ступить страшно, того и гляди провалится.
- А то сами не видите, какое состояние, - улыбнулась женщина, держась за хлипкий расшатанный поручень ...
И все-таки троллейбусный парк продолжает выполнять функцию одного из основных пассажироперевозчиков в городе. Остается только заменить ту часть подвижного состава, которую уже давно пора резать на металлолом.
Теперь же стоит обратиться к явлению относительно новому (по сравнению с появлением автобусных и троллейбусного парков) - к маршрутным такси, или попросту «маршруткам». На сегодняшний день маршрутные такси являются самым популярным городским и пригородным общественным транспортом. В большинстве своем это отечественные «ГАЗели». Небольшие, быстрые, относительно удобные, они пришли на смену полноценным рейсовым автобусам муниципальных автотранспортных предприятий. Водители маршруток, как правило, индивидуальные предприниматели.
На первый взгляд - адекватное решение проблемы пассажирских перевозок в условиях современного города и напряженного дорожного движения. Однако неоспоримые достоинства тесно соседствуют с не менее, а может быть и более важными недостатками. Начнем с малого. Состояние маршрутных такси оставляет желать лучшего, и дело даже не в торчащем из разорванных сидений поролоне и грязных салонах маршруток.
- Самое страшное, особенно для меня, - признался водитель пригородной маршрутки Ставрополь-Покровское Андрей Захаров, - это столкновение лоб в лоб.... Тогда и мне никто не поможет, и пассажирам вряд ли повезет.
Действительно, результаты крэш-теста пассажирской пятнадцатиместной «ГАЗели» приводят в состояние шока людей, ежедневно пользующихся маршрутными такси. При лобовом столкновении на скорости 75 км/ч смертность пассажиров составляет 13-14 человек из 15. На вопрос: «Почему бы не пересесть на другую машину?» Андрей ответил: «А где денег взять на эту другую машину?».
Выбор «ГАЗели» в качестве маршрутного такси вполне объясним. Это единственная машина такого класса, производящаяся в России. На нее легко достать запчасти, да и стоит она в несколько раз дешевле микроавтобусов иностранного производства.
Но что же представляет собой эта машина? Во-первых, кузов «ГАЗели» - это Ford Transit 1993-1994 года выпуска (хотя, конечно, это можно списать на общие тенденции развития автомобильной промышленности). Во-вторых, «ГАЗель», изначально разрабатывавшаяся как небольшой коммерческий грузовик, имеет жесткую балочную переднюю подвеску, что придает поездке определенный дискомфорт. В-третьих, расположение сидений в салоне подиктовано желанием сделать как можно больше посадочных мест, а никак не безопасностью пассажиров.
Водители маршрутных такси также знают степень риска, связанного с поездками на «ГАЗелях», однако не делают ничего, чтобы хоть немного снизить ее. Наоборот, приобретя новую машину, они стремятся, как можно дольше не снимать с довольно скользких пассажирских сидений заводской упаковочный полиэтилен.
Еще одной серьезной проблемой является перевозка стоящих пассажиров. В выписке из правил перевозки пассажиров в автобусах малой и особо малой вместимости, висящей в каждом маршрутном такси, четко прописан запрет на подобную перевозку людей. Но, опять же, пугает водителей только штрафная квитанция, выписанная работником ГИБДД, а не безопасность такого рейса. Но нарушение предписаний по перевозке пассажиров - еще полбеды. Имеют место также и нарушение ПДД водителями маршрутных такси. Наиболее распространенное среди них - остановка в неположенном месте. Но пассажиры к этому нарушению относятся лояльно, аргументируя это простым доводом «всем уехать надо».
Теперь последний штрих к портрету самой обыкновенной маршрутки: внушительного размера газовый баллон, покоящийся под задними боковыми сиденьями или же, в лучшем случае, под днищем кузова. Большинство «ГАЗелей» работают не на бензине, как то завещалось им стандартной заводской конструкцией, а на метане или пропане, стоящих гораздо дешевле. При повреждении такого баллона, практически неизбежного при столкновении («если в зад кто-нибудь въедет», - как говорят водители), велика опасность взрыва содержимого баллона, последствия которого, я думаю, объяснять не стоит.
Нехорошо отозвался тот же водитель покровской маршрутки и о ГИБДД, ужесточившей штрафы за непристегнутый ремень безопасности: «У меня три баллона газовых сзади. А ну как въедет кто - полыхнет все это. Я ж отстегнуться не успею, не то, что вылезти...».
Вот, в общих чертах, основные опасности и неприятности, подстерегающие пассажиров маршрутных такси.
Желтые микроавтобусы на улицах уже давно стали привычным явлением. Следует принять существование маршруток как данность, но все же не забывать о возможных опасностях, связанных с поездкой в них.
P.S. Аварийный молоток скорее всего стоит носить с собой, так как в 90% машин, выходящих на маршруты, он отсутствует...

Софья ХОРОШИЛЬЦЕВА,
студентка 2 курса ФФЖ СГУ.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет