Вы здесь

КАК МЫ БУДЕМ ЖИТЬ: ПО ЗАКОНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИЛИ ПО ПОНЯТИЯМ?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

КАК МЫ БУДЕМ ЖИТЬ: ПО ЗАКОНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИЛИ ПО ПОНЯТИЯМ?

Недавно в ставропольских теленовостях, а позже в газетах были сообщения о дебатах в комитете по природопользованию, экологии и курортно-туристической деятельности Госдумы Ставропольского края о том, разрешать или не разрешать любительское рыболовство на Сенгилеевском водохранилище, в результате которых пришли к выводу - не разрешать. В этом ничего нет удивительного, потому что Ставропольский край снискал себе «славу» региона, в котором махровым цветом расцвел правовой беспредел властных чиновников и некоторых депутатов ГДСК. Прав был министр МЧС РФ Сергей Шойгу, когда, будучи в Ставропольском крае, на одном из совещаний сказал: «На Ставрополье соскучились по нормальной власти». Какие же правовые нормы о любительском рыболовстве в федеральных законах нарушили думцы?

Нарушена часть 2 статьи 26 Закона РФ от 20 декабря 2004 ода № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов о том, что «Ограничение рыболовства устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства». А в части 3 статьи 26 Закона № 166-ФЗ указано, что «порядок установления ограничения рыболовства определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов».
Таким федеральным органом исполнительной власти является Департамент рыболовства Минсельхоза РФ, который приказом № 328 от 20 июня 2007 года утвердил «Правила рыболовства для Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна», в который входят 13 субъектов РФ, в том числе и Ставропольский край.
В этих «Правилах рыболовства» Сенгилеевское водохранилище, являющееся рыбопромысловым водоемом первой категории, включено в перечень водоемов для организации любительского лова рыбы.
Нарушен пункт 6 статьи 2 Закона РФ от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» о том, что «одним из важных принципов этого закона является учет интересов населения, проживающего на прибрежных территориях, согласно которому ему должен быть обеспечен доступ к водным биоресурсам для обеспечения жизнедеятельности населения».
Нарушена часть 8, статьи 6 Водного кодекса РФ о том, что каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
Очень важны для организации любительского рыболовства пункты 3.3.3.3. СанПиНа 2.1.4.1110-02, развенчивающие миф о том, что на питьевых водоемах нельзя ловить рыбу, которые гласят: «Использование источников водоснабжения в пределах второго пояса ЗСО (зоны санитарной охраны) для рыбной ловли допускается в установленных местах при условии соблюдения гигиенических требования к охране поверхностных вод». Эта правовая норма также не выполняется.
Нарушены пункты 1 и 2 Гражданского кодекса РФ о том, что «нематериальные блага: жизнь и здоровье людей, право свободного передвижения, выбора места пребывания и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения - защищаются в соответствии с настоящим кодексом и другими законами».
Чтобы избавить власти субъектов федерации от соблазна нарушать федеральные законы подобно тому, как они нарушаются на Сенгилеевском водохранилище, в Водном кодексе РФ имеется часть 2 статьи 26, которая гласит: «Действие части I (о передаче отдельных полномочий РФ в области водных отношений органам государственной власти субъектам Российской Федерации - И.Ц.) не распространяется на водохранилища, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации».
Так как Сенгилеевское водохранилище обеспечивает водой три субъекта РФ, оно входит в перечень этих водохранилищ, управляемых непосредственно правительством Российской Федерации, представителем которого является Кубанское бассейновое водное управление.
Следовательно, законы и правовые нормы этих законов на этом водоеме может принимать только федеральная власть, а не региональная. Так что ГДСК нарушила и часть 2 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации.
Ни одна из приводимых руководителями думы края и министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды края причин, по которым должно быть запрещено любительское рыболовство на Сенгилеевском водохранилище, не имеет правовой базы.
Одна из основных причин - вопрос о любительском рыболовстве будет рассмотрен на этом водоеме тогда, когда правительство края утвердит границы санитарной зоны Сенгилеевского водохранилища. Изучение этого вопроса показало, что эта причина надуманная и рассчитана на простаков: санитарная зона на этом водоеме определена и поныне действует еще с 2002 года, как только с 1 июня 2002 года вступили в действие федеральные санитарные правила и нормативы - СанПиН 2.1.4.1110-02, которые определили типовые размеры санитарной зоны для всех водоемов питьевого значения, которые нельзя произвольно менять, а именно: 3 км во все стороны по акватории и берегу водохранилища от главного водозабора, если преобладающие ветры дуют на водозабор 10% и 5 км во все стороны от главного водозабора, если преобладающие ветры дуют на водозабор более 10% (СанПиН 2.1.4.1110-02 п.п. 2.3.2.5.).
Кроме того, в пункте 1.17 СанПиНа 2.1.4.1110-02 указано, что «Отсутствие утвержденного проекта ЗСО (зоны санитарной охраны - И.Ц.) не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящим СанПиНом.
Таким образом, еще в 2002 году на Сенгилеевском водохранилище была отведена санитарная зона в соответствии с требованиями СанПина, кроме одного важного требования СанПиНа - п.п. 3.3.3.3. «Использование источников водоснабжения в пределах второго пояса ЗСО (зона санитарной охраны) для ...рыбной ловли допускается в установленных местах при условии соблюдения гигиенических требований к охране поверхностных вод».
Вторая надуманная причина, из-за которой на Сенгилеевском водохранилище нельзя ловить любителям-рыболовам рыбу – умышленно, упорно навязывается идея о том, что Сенгилеевское водохранилище - это особо охраняемый водоем. Но это совсем не так. Сенгилеевское водохранилище - это типичный водоем общего пользования. В Водном кодексе РФ в статье 6 «Водные объекты общего пользования», в части 1 указывается о том, что: «Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами...».
А в части 2 статьи 6 Водного кодекса РФ указано: «Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд».
К особо охраняемым объектам, как указано в части 1 статьи 66 Водного кодекса РФ относятся: «Водные объекты или их части, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, могут быть особо охраняемыми водными объектами».
Как видим, Сенгилеевское водохранилище ни по одному из этих признаков не является особо охраняемой природной территорией.
Согласно пункту 3 статьи 3 Водного кодекса РФ: «Сохранение особо охраняемых водных объектов, ограничение и использование которых устанавливается федеральными органами».
Третьей причиной невозможности любительского рыболовства на Сенгилеевском водохранилище, как утверждается некоторыми руководителями министерства природных ресурсов края является то, что питьевое водоснабжение является приоритетным по сравнению с другими водопользователями.
На самом же деле, как указано в п. 5 статьи 3 Водного кодекса РФ, если в водоеме достаточное количество воды, эта приоритетность питьевого водоснабжения отпадает; в Сенгилеевском водохранилище всегда имеется 840 млн. кубометров воды, которой хватит г. Ставрополю и ближайшим селам и станицам при потреблении ими 2 млн. кубометров воды в год на 450-500 лет, даже если в водоем не поступит за это время ни одного кубометра воды.
Утверждается также, что в созданном постановлением губернатора края в восточной части Сенгилеевского водохранилища государственном природном заказнике краевого значения «Приозерном» площадью 862 гектара, запрещен любительский лов рыбы.
Но, как указывалось выше, согласно части 2 статьи 26 Закона РФ от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»: «Ограничение рыболовства устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства». А согласно пункту 3 статьи 3 Водного кодекса РФ: «Сохранение особо охраняемых объектов, ограничение или запрет использования которых устанавливается федеральными законами».
Кроме того, предполагаемый участок берега Сенгилеевского водохранилища для организации любительского рыболовства, на который имеется экологическая документация, расположен на противоположном - юго-западном берегу Сенгилеевского водохранилища в 12 км от природного заказника «Приозерный», в 140 метрах севернее северного конца плотины Сенгилеевского водохранилища и далее на север - 1 км. Зона любительского рыболовства не входит в санитарную зону Сенгилеевского водохранилища, так как санитарная зона этого водоема, взята по максимуму - 5 км во все стороны от главного водозабора по акватории и берегу водоема, согласно СанПиНу, а длина Сенгилеевского водохранилища - 10,5 км, ширина - 5,6 км (по данным академика Кондратенко А.А., сборник «Водные ресурсы Ставрополья», 2001 г.). В итоге, весь западный и северо-западный берег длиной 7 км береговой линии и шириной 500 метров акватории не должны входить в санитарную зону Сенгилеевского водохранилища. Вся площадь зоны любительского рыболовства составит 1/70 часть акватории Сенгилеевского водохранилища.
Длительная изоляция Сенгилеевского водохранилища от общества (запрещено, в нарушение закона РФ, появление на этом водоеме даже общественных инспекторов созданного на этом водохранилище министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды кра, экологического поста) привела к крайне негативному положению дел на водохранилище.
Об этом свидетельствуют неоднократные публикации в печати, как местной, так и российской: «Кто разрубит Гордиев узел?» (журнал «Рыболов»), «Гай-гуй на Сенгилее», «Крутые люди Сенгилея», «Черти тихого озера», «Браконьерское гнездышко», «Тогда надо закрыть и Волгу», «Про золотую рыбку и манию запретов», «Когда же разрешат любительский лов на Сенгилее?» и т.д. и т.п. На этом водоеме сформировалось мощное браконьерское лобби под прикрытием запретительных мер. Это тянется десятилетиями и создало такую социальную напряженность, что может привести к социальному взрыву. Только при появлении на водоеме человека в 500-метровой сухопутной зоне (длина береговой линии Сенгилеевского водохранилища 40 км), он может быть оштрафован на сумму до 9 тыс. руб. Уже оштрафованы многие тысячи граждан на миллионы рублей.
Некоторые краевые властные чиновники настолько некомпетентны в санитарном и водоохранном законодательстве, что ловлю рыбы на удочки причисляют к главным засорителям питьевой воды. На самом деле в санитарном законе Российской Федерации - Санитарных правилах и нормативах (СанПиН) 2.1.4.1110-02, который вступил в действие с 1 июня 2002 года указывается, что на территории зоны санитарной охраны поверхностных источников водоснабжения не допускается согласно п.п. 3.3.1.2: «Спуск любых сточных вод, в том числе водного транспорта, а также купание, стирка белья, водопой скота».
В п.п. 3.3.3.2.: «Запрещение расположения стойбищ и выпаса скота, а также всякое другое использование водоема и земельных участков, лесных угодий в пределах прибрежной полосы не менее 500 метров».
А вот в п. 3.3.3.3. СанПиНа указано, что использование источников водоснабжения в пределах второго пояса ЗСО (зоны санитарной охраны -И.Ц.) для купания, туризма, водного спорта и рыбной ловли допускается в установленных местах»...
Любительское рыболовство для общества настолько важно и необходимо, что ни в одном законе Российской Федерации или другом законодательном акте нет даже упоминания о его запрете, а указывается об ограничении его в тех случаях, когда сама вода опасна для людей.
Особенно обострилась крайне нездоровая обстановка на Сенгилеевском водохранилище за последние 2-3 года. Периодически после сильных штормов на этом водохранилище (а сильные ветры на Сенгилеевском водохранилище, в основном восточные, по данным Агро-климатического справочника Ставропольского края, более 15 м/сек. дуют 50-60 дней в году), Сенгилеевское водохранилище покрывается на большой акватории погибшей рыбой, выброшенной браконьерами из сетей, которые браконьеры не смогли проверить из-за штормовой погоды. Гниющая рыба разлагается и заражает воду трупным ядом. Маломерные суда с подвесными двигателями, выбрасывающие ядовитые выхлопные газы в воду, снуют по всему водоему, заражая воду сильным ядовитым веществом - тетраэтиловым свинцом с удельным весом 1,7 г. По скромным подсчетам ядовитого вещества лежит на дне Сенгилеевского водохранилища около 2 тонн. Эксплуатацию подвесных лодочных моторов на водохранилище надо было прежде всего запретить, но это почему-то не делается.
Одной из веских причин, по которой должно быть запрещено любительское рыболовство на этом водоеме, является то, что Сенгилеевское водохранилище является единственным источником водоснабжения питьевой водой. А ведь Волга, Амур, Байкал, многочисленные водохранилища и реки также являются единственными источниками питьевого водоснабжения, а люди в них ловят рыбу.
Причина в другом: властные чиновники края, незаконно прибрав к своим рукам этот богатый рыбой водоем, даже ценой нарушения многих правовых норм Федеральных Законов, не хотят делиться с обществом дарами этого водоема.
Мы надеялись, что Государственная дума Ставропольского края и ее председатель Д.А. Еделев найдут копромисс в этом вопросе и разрешат любительский лов рыбы на Сенгилеевском водохранилище.
Что касается строительства для любительского рыболовства нового водоема, то эти разговоры длятся более 10 лет и являются попыткой отвлечения внимания граждан от решения этой проблемы.
Видно, без обращения в судебные инстанции за защитой от нарушений в крае федеральных законов, не обойтись. Так вольготно чувствует себя правовой нигилизм, т.е. пренебрежительное отношение, от которого не свободны даже первые лица края, к законам, издаваемым федеральной властью. При выборах нынешнего председателя ГДСК Еделева Д.А. на заданный ему вопрос о том, влияет ли это (судебные процессы - И.Ц.) на работу ГДСК, сказал: «Эти судебные процессы, конечно, не прибавляют Думе ни авторитета, ни доверия». Так в чем же дело, Дмитрий Аркадьевич?
Между тем выделение 1/70 части акватории Сенгилеевского водохранилища для организации любительского рыболовства вернет решение этой проблемы в правовое поле, и не позволит чиновникам любого ранга, превышая свои должностные полномочия, нарушать федеральные законы.

И. ЦВИРКУН,
участник Великой Отечественной войны,
председатель краевого общественного совета рыбоохраны.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет