Вы здесь

Александр Нагаев: «ЛЮДСКАЯ ОЦЕНКА - САМАЯ ГЛАВНАЯ»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Александр Нагаев: «ЛЮДСКАЯ ОЦЕНКА - САМАЯ ГЛАВНАЯ»

Недавно вышел Указ президента РФ «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления». О том, что такое эффективная работа районного уровня власти, из чего она складывается, и как должна оцениваться мы беседуем с главой администрации Новоселицкого муниципального района А. Нагаевым.

- Александр Александрович, президентский Указ предполагает оценку работы муниципалитета районного уровня по тридцати критериям. Не пугает их количество? Да и не страшно, что теперь вам, главам, ежегодно, как школьникам, станут выставлять оценки? И как, по-вашему, эта административная мера повлияет на улучшение работы муниципалитетов?
- Я не вижу ничего плохого в том, что кто-то со стороны присмотрится к моей работе, разложит мои действия по полочкам, приведет к какому-то знаменателю. Может, что и подскажет. Осознание такой постоянной оценки будет мобилизовать. Среди тридцати показателей оценки есть уровень зарплаты, количество предприятий малого бизнеса, состояние здравоохранения, образования, уровень предоставления коммунальных услуг.... Вроде бы уже разработана типовая форма доклада, с которой главам придется выступать.
С другой стороны, разве сегодня наша работа не оценивается? Это постоянно делают люди, живущие в районе. Я считаю, что самая объективная оценка – людская. Оценки людей зависят от того, есть ли там, где они живут, работа, достаточная ли для содержания семьи зарплата, обеспечена ли семья доступными коммунальными услугами, есть ли где учиться детям, доступно ли лечение, организован ли досуг.... Наверное, люди ценят то, что по уровню средней зарплаты Новоселицкий район на шестом месте в крае. Или что в бурные девяностые мы не потеряли, как это кое-где случилось, ни одной школы, ни одного детсада. Наоборот, одну школу добавили – в поселке Артезианском.
Вообще самое главное, по-моему, чтобы люди, во-первых, постоянно видели перемены к лучшему. И, во-вторых, чтобы эти перемены проходили чуть быстрее, чуть результативнее, чем у соседей. Тогда и оценка работы будет положительной. Взять то же образование. Уже четыре наших средних школы - № 1 в Новоселицком и № 2 в Чернолесском, № 3 в селе Китаевском и № 5 в селе Журавском признаны лучшими в крае и получили по одному миллиону рублей на развитие в рамках господдержки лучшим школам, внедряющим инновационные образовательные программы. Это ведь о чем-то говорит. И я очень горжусь этим. У нас 13 школ, из них 10 средних, и все постоянно улучшаются. Есть межшкольный загородный лагерь «Патриот». Мы радуемся, что практически всем сделали крыши, своими силами красим, белим. У нас прекрасные педагогические коллективы. Да это и не только их заслуга: разве нет в этом успехе доли труда коллективов сельхозпредприятий «Луч», «Родина», «Рассвет», «Чернолесский», «Свободный труд», «Свобода» и др., которые постоянно помогают школам материалами, ремонтом?
- Есть такой участок работы, за который люди могут выставить администрации «неуд»?
- Не исключаю. Больше всего проблем у нас в здравоохранении. Двадцать первый век на дворе, а люди не везде могут получить качественное медицинское обслуживание. Здравоохранение передано нам с краевого уровня с очень плохой материальной базой. В райбольнице еще ничего, тут мы кое-какой ремонт провели, а вот, скажем, в фельдшерско-акушерском пункте села Долиновское полы проваливаются. Элементарных условий для приема больных нет. В этом году будем делать капитальный ремонт - снимаем с одной статьи расходов бюджета, переносим сюда.
Возвращаясь к Указу, скажу, что несомненная польза от системной оценки нашей работы будет хотя бы в том, что «экзаменаторы» – назовем так вышестоящие властные структуры, - будут стремиться к каким-то стандартам оценки. И в свою очередь вырабатывать стандарты обеспечения муниципалитетов теми или иными ресурсами. Ведь прежде чем спросить, как мы использовали тот или иной ресурс, надо его дать. Будь то норма налогообложения, которая формирует районный бюджет, или непосредственный денежный трансферт. Радует, что уже сегодня на самом верху заговорили о стандартах медицинского обеспечения, образования и т.п.
- Александр Александрович, постоянные перемены к лучшему, о чем вы выше сказали, по-моему, у вас особенно наглядны в сельхозпроизводстве. В советское время Новоселицкий район, как вновь образованный, был один из самых заштатных. Сейчас же, судя по сводкам, превратился в один из ведущих в крае по объему производства сельскохозяйственной продукции, по экономическим показателям. Что такое чудесное произошло?
- В конце 90-х годов, если Вы помните, многие хозяйства в крае оказались на грани банкротства. Часть из них распалась, часть была приобретена по дешевке заезжими инвесторами. Сегодня край столкнулся с тем, что такие «инвесторы» сокращают коллективы, отказываются выполнять социальную функцию в своих селах, нацелены только на извлечение прибыли. Мы в то время сделали все, чтобы хозяйства сохранить. Не скрою, помогал руководителям брать в банках кредиты, выбивал для района горюче-смазочные материалы, удобрения, семена.... Те же наши хозяйства, которые сохранить не удалось, перешли под юрисдикцию наших же сельхозпредприятий. В тот период, да и сейчас, мы стали инвесторами в других районах, взяли в обработку их землю. Всего таким образом добавилось в район 50 тысяч гектаров пашни, притом, что всего в районе 136 тысяч гектаров. Сами того не ожидая, мы провели значительную концентрацию основных фондов села, укрупнили земельный клин. Теперь пожинаем результаты. Урожайность зерновых у нас 43,4 центнеров с гектара, мы занимаем третье место в крае. По итогам прошлого года наши сельхозпредприятия получили 568 миллионов рублей чистой прибыли, это четвертое место в крае. По уровню рентабельности производства сельхозпродукции мы на первом месте в крае – 72,6 процента. Следующий за нами район имеет 39,9 процента.
- Есть ли сегодня, Александр Александрович, прямая связь между ростом производства и наполнением районного бюджета? Обеспечила ли такую связь реформа местного самоуправления? И что надо сделать, чтобы она прослеживалась еще четче?
- Несомненно, такая связь есть. За период местного самоуправления с 2005 по 2008 год увеличение бюджета произошло в 2,4 раза. И это как раз следствие лучшей работы производственников. В первом квартале этого года, например, доходы бюджета по сравнению с тем же периодом года прошлого выросли даже в 1,6 раза. Лучше работаем – больше получаем. Да, мы еще район дотационный, при потребности 535 миллионов налогоплательщиками муниципального района уплачено налогов и сборов во все уровни бюджета в прошлом году 270 миллионов. Но ведь уплачено! Надо учитывать, что еще десять лет назад сумма бюджета района в миллионах была двузначной. И доля собственных средств у нас из года в год растет. Если учесть, что район сельский, фактически не имеет промышленности, это неплохо. Мы в перспективе вполне можем выйти если не на самоокупаемость, то хотя бы на три четверти обеспеченности собственными доходами.
- Кстати, ваше мнение о муниципальной реформе в целом. Некоторые шутят, что год работы в ее условиях надо считать за два. По-вашему, эта реформа повысила эффективность управления на районном уровне?
- Несомненно, перемены к лучшему есть. Прежде всего, сегодня более четко прописаны полномочия районного уровня власти. Знаем, за что отвечает край, за что - мы, а за что – администрация сел. Разумеется, это не значит, что мы отгораживаемся от людских забот и отправляем посетителей разрешать «не наши» проблемы в краевой центр или в сельские администрации. Разделение полномочий – вопрос больше технический, от нужд людей им загораживаться нельзя. Под осуществление этих полномочий в районном бюджете все больше ресурсов. В этом году, например, деньгами обеспечено уже 56 процентов вопросов местного значения. Тогда как еще в прошлом году – не больше четверти. А раз есть деньги, то и есть на что решать те многочисленные проблемы, которых на селе хватает.
- А как же с теми полномочиями, на которые нет средств. Они что, не реализуются?
- С горем пополам. Таких полномочий у нас целых 16(!), тех, что деньгами бюджета не обеспечены. Вот одно из них – создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания между поселениями в границах района. Это в Ставрополе желающих таксовать тысячи, и администрация проводит конкурс. У нас таких единицы. Чтобы их привлечь, организовать маршруты, нужны средства. А их, как я уже говорил, не заложено. Вот и молимся на одного предпринимателя, который сегодня обслуживает пассажиров. Заболеет – маршрут становится.
Или вот еще одно наше полномочие - создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения. Все знают, что на территории района находится озеро Волчьи ворота. Это настоящий райский уголок, летом сюда приезжает отдыхать «дикарями» чуть ли не половина жителей Кавминвод. Тут метро проложи – окупится. А у нас туда более-менее приличной дороги нет. Будь хоть какие-то средства, можно было бы начать создавать инфраструктуру рекреационной зоны. Тогда бы и бизнес подтянулся.
Одним словом, мы за оценку работы муниципалитета. При условии, что нам будет на что выполнять предусмотренные законом полномочия.
- Успехов вам в этом.

Вел интервью Александр ЕМЦОВ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет