Вы здесь

А поезд – ушел...

А поезд – ушел...

Городской транспорт – больное место не только для Ставрополя. Первым в Ставропольской губернии обзавелся городским транспортом город Пятигорск. Это был трамвай. Чудо стало возможным после возведения на реке Подкумок в 1903 году гидроэлектростанции «Белый уголь». Перед второй мировой войной в Ставрополе было закончено проектирование и начаты работы по созданию трамвайных линий. Для этого появилась энергетическая база – вступила в строй мощная по тем временам электростанция, здание которой можно видеть на Крепостной горе. Но чуда не произошло. Пожилые люди помнят ажурные железобетонные столбы с цифрами 1910 и 1911, долго служившие опорой для подвешивания электролиний. Столбы можно видеть на старых фотографиях. Было известно, по каким улицам проложат рельсы, где обустроят остановки. Однако революция и гражданская война прервали работы. Только в 1937 году, через двадцать лет после того, как власть в свои руки взяли большевики, в Ставрополе появился городской транспорт. Но это был не трамвай. Пошли первые автобусы по маршруту «Вокзал – Шоссейная» (начало современной улицы Доваторцев). Город рос, увеличивалась нужда в общественном транспорте. В дискуссии о том, чему отдать предпочтение в Ставрополе, трамваю или троллейбусу, победили сторонники последнего. По улицам с 1 августа 1964 года пошел троллейбус. Это был маршрут «Вокзал – Газостанция» (район современной Площади двухсотлетия). И пошло – поехало: появлялись новые троллейбусные линии. Но все равно автобусы оставались важным звеном транспортной инфраструктуры города. А жаль. Город задыхается от недостатка кислорода. Кое-кто предлагает пустить трамвай по улицам Ставрополя. Тот, кто просматривал местные газеты, уже подумал, что дело решенное. Прошло сообщение о «комфортабельном моторном трамвае», который, якобы, уже на-днях побежит по улицам Ставрополя. Однако речь - о пригородном транспорте, который направят по уже проложенным рельсам железных дорог, за пределами города. Не на электрической тяге, как пригородные поезда на Кавказских Минеральных Водах (электричка), а с двигателями внутреннего сгорания. Мотриссы - такое название в юности довелось слышать применительно к подобным поездам в Краснодарском крае. Ведомые мотовозом, эти пригородные мини - поезда, по неведению названные трамваями, будут передвигаться по железным дорогам от Ставрополя в сторону Изобильного и Светлограда. И обслуживать они будут главным образом дачников. В Ставрополе есть налаженное троллейбусное хозяйство, и рационально развивать именно этот вид транспорта, открывая новые маршруты. Для трамвая ведь надо создавать новую инфраструктуру, что намного дороже прокладки новых контактных сетей для троллейбусов. Только троллейбусы сочетают преимущества трамвая и автобуса (вместимость первого и поворотливость последнего). Троллейбус лишен главного недостатка автобуса - вредных выбросов в атмосферу. Предлагают «проложить рельсовый путь для трамвая по маршруту старой Туапсинской железной дороги». Но ведь от нее остались лишь следы - выемки грунта на склонах Ставропольских высот, заброшенные и взорванные мосты через речки, да виадуки над заброшенными участками шоссейных дорог. Когда хотят сказать о невозможности (или нежелательности) развития событий не по лучшему сценарию, привычно говорят – «поезд ушел». Это выражение уместно и в сложившейся ситуации.
Любопытно, что Туапсинскую железную дорогу постигла почти та же участь, что и ставропольского трамвая. Только что построенную железную дорогу советская власть забросила. Хорошо еще, что рельсы с нее не отправили в металлолом, а использовали при строительстве Турксиба (Туркестано Сибирская железная дорога). Она было проложена в 30-е годы от Семипалатинска до Алма-Аты. Дорога досталась в наследство Казахстану.
Иронический слоган эпохи «развитого социализма» - «прошла зима, настало лето. Спасибо партии за это» характеризует сущность пропаганды о «достижениях советской власти под руководством КПСС». В связи с этим разные мысли приходит на ум. А что, если бы Туапсинская дорога продолжала функционировать? По ней и пошла бы мотрисса в сторону микрорайона Демино и Татарки, села, ставшего де-факто пригородом Ставрополя. А если бы трамвай проложили еще в 1917 году? История не знает сослагательного наклонения, но человеческое мышление способно к экстраполяции - распространению установленных в прошлом тенденций на будущее время. Трамваи, звеня на перекрестках, бегали бы по старым улицам Ставрополя. Может быть, им нашлось бы место и в новых микрорайонах. Не исключено, что тихий троллейбус вытеснил бы с улиц шумный трамвай, как это произошло в большинстве крупных городов мира. Сочетание этих двух видов экологически чистых видов городского транспорта должно преобладать в городах края, являющемся крупным экспортером электрической энергии. Но и другим видам нельзя ставить запреты – у каждого своя ниша в транспортной инфраструктуре. Может быть, настанет время и для фуникулеров, канатных линий и других видов транспорта для перевозок пассажиров в пределах города, расположенного на пересеченной местности. А уж вопрос о собственности городского транспорта решит время.

Владимир ИВАНОВСКИЙ.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет