Вы здесь

Компьютеризация школы - благо или вред?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Компьютеризация школы - благо или вред?

Общеизвестно, что здоровье российских детей ухудшается с каждым годом. Немалую роль в этом играет целый ряд проблем, начиная с рождения больных детей от нездоровых матерей и завершая «модернизацией» образования, которое все больше ориентируется на виртуальные зарубежные образцы. О системе образования как о факторе национальной безопасности наш сегодняшний разговор с членом Совета Федерации РФ, председателем Российского союза за здоровое развитие детей Анатолием Коробейниковым.

- О проблемах взаимосвязи образования и здоровья, вы, Анатолий Антонович, знаете не понаслышке не только как парламентарий, председатель Российского союза за здоровое развитие детей, но и как бывший учитель, директор школы, первый заместитель министра просвещения СССР. Можете ли вы сказать, что национальный проект «Об образовании» поможет решить задачи улучшения здоровья школьников, а значит, и повышения качества образования?
- Несмотря на то, что федеральные ведомства сегодня как бы все больше поворачиваются к нуждам школы, расхождение оценки ситуации в современном образовании между федеральным министерством, учительской и родительской общественностью преодолеваются медленно. Статистика нездоровья детей заставляет выдвинуть на первое место задачу укрепления физического, психического, интеллектуального и нравственного здоровья учащихся. А что происходит у нас в образовательной сфере? Введение ЕГЭ, школьных стандартов, всеобуча произошло «сверху» без достаточной опоры на общественное мнение. Нельзя законодательно замыкать обязательное общее образование только на школу, растягивая по времени устаревшее содержание школьного образования. Есть ведь ПТУ, экстернат и многое другое. С одной стороны, введение предшкольной ступени (дети в возрасте 5-6 лет), с другой - 19-20-летние выпускники, лишенные трудовых навыков и базового профобразования. Содержание под одной крышей малолетних детей и двадцатилетних переростков может породить взрыв дедовщины, сексуального насилия и других преступлений. Я ничего не утрирую, предполагая, что совсем скоро школа может стать и роддомом, и исправительной колонией.
Во-вторых, сегодня речь нужно вести не о каких-то отдельных организационно-технологических улучшениях в школьном деле, типа компьютеризации, подключения к Интернету, совершенствования питания, медобслуживания, а, прежде всего, о возврате учителя к живому ребенку. Через коренной поворот педагогического процесса в сторону соответствия его природе и интересам. Чужеродное детям преподавание все чаще ведет к стрессу и другим «школьным факторам риска», ухудшающим состояние их физического, психического, нравственного и интеллектуального здоровья.
- Кстати, об интеллекте школьника. Повальная компьютеризация, особенно в городских условиях, приводит к определенной компьютерной зависимости детей. Легче, ведь, не думать самому, а «скачивать» из Интернета материалы, даже особенно в них не вчитываясь.
- «Молясь» на виртуального бога - информатизацию, наши реформаторы превращают ее в самодовлеющую ценность современной школы и тем самым толкают детей к компьютерной зависимости, которая не только истощает детские организмы, но и создает дефицит познавательной мотивации, угрожает падением престижа собственного интеллекта. Вместо обучения мы получаем его имитацию.
В стране только 22 процента школ обладает здоровьесберегающей средой, а мы - Интернет в каждую сельскую школу! Какой-то виртуальный пир во время реальной чумы. Школам нужны спортзалы, бассейны, не озабоченные материальным положением учителя. Вооруженный здоровье-сберегающей методикой учитель, психолог, врач принесут ученику в тысячи раз больше пользы, чем компьютер, которым может и способен овладеть каждый ученик, но только в старших классах.
Надо смелее говорить о том, что подключение школ к Интернету несет не только знания, но и опасность дебилизации (я нисколько не преувеличиваю). Интернет опасен и последствиями психологического характера. Под воздействием электронной информации возникают такие «болезни» современного человека, как мании, фобии, неврозы и иные психосоматические расстройства здоровья, сознания, восприятия, понимания, о которых люди и особенно дети в своей массе даже не подозревают.
- А еще, ведь, существует такая проблема, как гиподинамия...
- Абсолютно верно. Около 70 процентов времени младшие школьники и старшие до 90 процентов времени проводят в обез-движенном состоянии, что в первую очередь ведет к преждевременному угасанию организма. У нас сейчас такая ситуация, что впору вспомнить знаменитое: «Вставай, страна огромная!» Но сегодня - со стульев. Страну можно только отстоять, отсидеть страну невозможно. Вот почему наш Российский союз за здоровое развитие детей выступает за парты-конторки с наклонной поверхностью, а не плоские учебные столы в школах. Это - здоровьеразвивающее школьное оборудование, которое доказало свою полезность для растущего организма. Кроме того, наш Союз завершает создание фильма «Движение - жизнь», который наверняка раскроет глаза многим учителям и родителям на коварные последствия современной виртуальной учебы.
- Вы, Анатолий Антонович, не раз на различных форумах говорили и о необходимости повышения статуса российских учителей.
- Чтобы не сдать последний рубеж России - наших детей, надо вернуть гражданам страны чувство самого высокого уважения к учителю, профессия которого имеет абсолютную общественную ценность. Статус учителя - мера самоуважения государства и общества. Чтобы эта мера лучше проявилась в нашей жизни, надо, чтобы все учителя получили необходимые социальные гарантии. Одному учителю со многими социальными проблемами уже не справиться. Здесь очень важны отношения школы и семьи. Россия сейчас, к сожалению, попала в такую демографическую западню, что пора уравнять родительский труд с профессиональным трудом. Нужно все сделать для того, чтобы платить женщине, воспитывающей детей, не жалкое пособие, не 250 тысяч материнского капитала (какой это капитал? - за него можно купить в Москве только три квадратных метра жилой площади), а заработную плату - в зависимости от числа детей в семье. По-другому спасти население России трудно.
И последнее. Министерство образования и науки, а также министерство здравоохранения и социального развития РФ готовят свои национальные проекты по-прежнему порознь, отгородясь друг от друга ведомственными барьерами. А ведь только воссоединенный формат образования и здравоохранения спасет здоровье нации. Образовательная и здравоохранительная системы должны быть, наконец, включены как единое целое в стратегию национальной безопасности страны. Автономно подготавливаемые национальные проекты никогда не решат главной задачи - улучшения здоровья детей, а значит, и повышения качества образования.

Беседовала Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет