Вы здесь

Серьезное испытание для ребенка

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Серьезное испытание для ребенка

Первый класс, новый распорядок дня, новые требования к поведению, четкий и совсем настоящий трудовой процесс. Ребенок часто не справляется с нагрузкой и родители хватаются за голову «Что же делать?». А делать надо заранее - готовить дошколенка к первому классу. У сегодняшних шестилеток есть почти целый год, чтобы сформировать навыки, которые скоро понадобятся. Что ребенок должен знать и уметь, чтобы учеба приносила удовольствие? Чему учить и чему не учить будущего первоклассника? За ответами я пришла в МОУ СОШ № 37 г. Ставрополя, к Елене Грибановой, учителю высшей категории, учителю начальной школы. В следующем учебном году к ней снова придут первоклассники.

- Ребенок должен уметь слушать учителя и, самое главное, слышать. Есть дети, которые вроде бы слушают, а на самом деле просто приучены сидеть тихо. Ребенок должен быть готов правильно реагировать на просьбы учителя. Бывает, дети упираются, когда просишь выйти к доске. Это зависит и от домашнего воспитания, но и не в меньшей степени от характера (часто в одной семье растут и двоечник, и отличник, как их одинаково ни воспитывай). Здесь уже не семья или учителя виноваты. Так проявляются способности каждого ребенка. Он рождается таким, и ломать его нельзя.
Ребенок должен дома выполнять какие-то поручения, чтобы проанализировать, сравнить хотя бы на элементарном уровне свои действия. Например, вот эта тарелка грязная, а вот эта чистая - как я вымыл посуду.
Сейчас есть такая проблема: даже в подготовительный класс дети приходят уже наученные чему-то, и зачастую - неправильно. Родителям нужно учитывать, что даже у самых маленьких детей очень хорошо развита мышечная память. Малышу в два годика дали карандаш, он взял его неправильно и запомнил положение руки. Переучить его годика в 3-4 можно, а в 6-7 лет чрезвычайно сложно.
- Как правильно держать ручку?
- Ручка должна лежать на среднем пальчике, ее придерживает большой, а указательный помогает. Ребенок ни в коем случае не должен выворачивать запястье, чтобы ручка смотрела в противоположную сторону от него, она должна быть направлена «в плечо», по анатомии - от плечевого до локтевого сустава. Обязательно постоянно поправлять малыша, пусть даже рисует правильно. Иначе в школе он переложит ручку «как надо», но хватит его на несколько секунд, а потом двигательная память возьмет свое. Тетрадь должна лежать наклонно. Расстояние от глаз до тетради очень просто определить: поставить локоток на стол, пальцы приложить к виску, и, рисуя или читая, не наклоняться ниже.
- А практические навыки? Читать, писать, считать нужно научить ребенка до школы?
- Обязательно нужно развивать руку ребенка. В пять-шесть лет пальчики могут быть еще слабые, моторика не сформирована. В садике, например, ребенку дают пластилин, ножницы в руки, чтобы он вырезал, аппликации клеил. Однажды в первом классе у меня были детки со слабыми пальчиками, мы брали альбомы и за неделю вырезали пять картинок и приклеивали. Им очень нравилось. Есть удобный и недорогой вариант: взять соломку для коктейлей или от соков, разрезать на кусочки по полсантиметра и нанизывать на веревочку. Развивается и мелкая моторика, и глазомер, и творчеством ребенок занимается.
Что касается письма, даже черточки «просто так» писать нужно только сверху вниз и только слева направо, а не наоборот. Потому что это основа будущих букв и цифр. Если ребенок начинает писать цифру 5 с кружочка, а потом ведет палочку вверх, в классе ему будет очень сложно перестроиться, он будет опаздывать, путаться, терять связь с происходящим. Про хороший почерк тогда можно вообще забыть. Желательно следить, чтобы даже в раскраске ребенок не рисовал в разных направлениях, а как бы штриховал в одном.
Счет дошколенок должен знать от 1 до 10 и в обратном порядке. Если не сложно – считать парами: два, четыре, шесть.... Можно повесить на стенку счетную ленту, нарисовать ряд цифр и просить ребенка найти какую-то цифру, потом следующую, предыдущую (простейший пример сложения-вычитания). Так же можно повесить два алфавита: печатные буквы и письменные, и просить найти одну и ту же букву. Очень важно учить видеть сходства и отличия. Во всем. Группировать предметы: овощи, фрукты, мебель – обычно дети это умеют. Главное, все делать в игре, не заставлять, а договариваться, у ребенка должны быть только положительные эмоции. Когда он что-то знает – это положительная эмоция, и ему интересно дальше учиться, узнавать новое.
Внимание можно развивать так. Помыл ребенок посуду, поставил на стол, просим его посмотреть, а потом отвернуться. И убираем тарелку или кружку. Поворачиваем ребенка и просим сказать, что изменилось, чего нет. Хорошо, если дома есть доска: рисуем палочку, крючок, петельку (элементы букв), когда ребенок отвернется, стираем одну – чего не хватает?
- С какими еще проблемами вы сталкиваетесь?
- Родители часто перегружают ребенка научной информацией. Сейчас модно приобретать море энциклопедической литературы. Это действительно проблема: малыш напичкан теоретическими знаниями, очень сложными словами, но не знает элементарного. Вдруг путается, где лево, где право, забывает месяцы.
- Что должен ребенок твердо знать к семи годам?
- Свою фамилию, имя, отчество, дату рождения. Адрес: город, улица, дом, номер телефона. Затем мамины и папины фамилии, имена, отчества, возраст.
- А запомнят дети шестизначный номер?
- Запоминают, как стишок. Иногда родители не дают знаний, считают, что ребенок еще маленький, занижают его способности, этого тоже не стоит делать.
- А географические понятия: Земля, моря, материки – стоит об этом рассказывать?
- Все это очень индивидуально. Некоторым такие знания даются легко, но у детей абстрактное мышление еще не развито. Можно выучить страну, в которой он живет, можно города (немного), но это абстрактная информация. Детям важно помнить то, что положено по возрасту. Отдавая ребенка в школу, нужно знать, что с ним необходимо заниматься дома, по какой бы программе он ни учился, к какому бы учителю ни попал.
- Что касается памяти: какие стихи учить, а какими не перегружать?
- Учить стихи детских авторов: Маршака, Чуковского, Благининой. С ребенком надо постоянно разговаривать, о том, что было в школе, о том, что происходит вокруг. Ему надо задавать вопросы: по учебе, спрашивать, что еще выучили, о друзьях. Учить пересказывать текст. Не просто просить «расскажи, что ты прочитал», он может не понять слова «расскажи». Надо задавать вопросы. Про что сказка? Про елочку. Где росла елочка? В лесу. Что еще росло в лесу?.. И так далее.
Очень важно подготовить ребенка к работе с бумажными пособиями, картинками, подручным материалом. В школе не такое техническое оснащение, как у многих дома, и если ребенок привык рисовать только на компьютере, картинки видит только на экране – в школе ему будет не интересно. С детьми надо все время общаться, действительно интересоваться тем, что с ребенком происходит, его рисунками, его мыслями. И все время его чему-то учить: идя по улице, проговаривать, «сейчас сворачиваем налево, а сейчас направо». Листик зеленого цвета, а что еще такого же? Чтобы он все время удивлялся чему-то новому и сравнивал с тем, что уже знает.

Виктория ХВОРОСТЬЯНОВА.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет