Вы здесь

Как нас дурачат

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Как нас дурачат

Чем ближе выборы, тем страшнее делается. Еще одну предвыборную кампанию наш внутренний фильтр недоверия не выдержит. Эти листовки, «газетки», огромные рекламные щиты, акции, радио- и телеролики в итоге достигнут своей цели: они начнут манипулировать нашим сознанием, а в результате нами, заставляя действовать так, как выгодно им. Кому?..

Путь к власти тернист и нелегок. Один из самых эффективных способов пройти per aspera ad astra (через тернии к звездам) - это пропаганда. Она предполагает использование любых форм коммуникаций, созданных для воздействия на умы, эмоции и действия группы людей с определенной целью. По определению, пропаганда - это способ подачи информации, сочетающий ложь и правду, который оказывает влияние на поведение и выработку определенных взглядов той или иной группы. Впервые приемы пропаганды получили применение во время Первой мировой войны. Более масштабно пропагандистские кампании развертывались в ходе Второй мировой войны: обработка народа шла интенсивно и профессионально. Так, в Германии были сформулированы принципы нацистской пропаганды и основные законы публицистики (вдалбливающего повторения, умственного упрощения, эмоционального нагнетания и др.). Потом идеально отшлифованный фашистами механизм тотальной «промывки мозгов» приходит в повседневную жизнь советского гражданина, убеждая его в том, что он живет в самой лучшей, самой гуманной стране. В 90-е годы опять нас дурачат, мы, россияне, оказываемся в калоше, над нами смеется весь мир, потому что мнимое нами первенство любимой страны - «старого доброго совка» - оказывается плацебо, самообманом. Но это не наша собственная оценка, а внушенная СМИ, очумевшими от «свободы слова». Это всего-навсего один из способов манипуляции, сформулированных еще в 30-е годы в Германии - «закон эмоционального нагнетания». Суть его сводится к тому, что когда говорят чувства и эмоции, разум молчит.
Такими вот приемчиками пользуются и наши «сильные мира сего». И теперь, перед выборами, они раздражающе активизировали свои действия. Мы перестаем понимать, где правда, где вымысел, где нами манипулируют, а где - доминирует наше собственное мнение, составленное не под воздействием оплаченных материалов в газетах, радио- и телепрограмм, а на фактах. Нами начинают управлять стереотипы, навязанные ежедневным и постоянным их «вдалбливанием», и мы забываем, что красивая «упаковка» кандидата не всегда соответствует его реальному содержанию. Мы голосуем за того, кто сумел понравиться нам, а не за более достойного. Нам, избирателям, продают имидж политика, а не его самого. Не обязательно сложившийся образ положительный, ведь если политик сам не создал себе имидж, то это сделали за него другие.
Теоретиками рекламы была создана интересная классификация товаров в зависимости от их положения на рынке. Они выделяют четыре вида: «дойные коровы», «восходящие звезды», «собаки» и «сухостой». «Дойными коровами» являются товары, занимающие прочное положение на рынке и имеющие хороший сбыт. Их не нужно проталкивать на рынок, достаточно осуществлять поддерживающие мероприятия. «Восходящие звезды» в перспективе должны стать «дойными коровами», но для этого нужно предпринять серьезные усилия. «Собаками» маркетологи называют закатившиеся «звезды». В ряде случаев возможно вернуть им прежнее положение, если же это связано с большими затратами, то лучше изъять товар с рынка. Самые захудалые товары - это «сухостой». У них нет никаких перспектив. Применительно к нашим краевым политикам можно сказать, что первых нет вообще. К «восходящим» можно отнести нескольких, но взойдут ли они или погаснут? И превалирующее большинство следует отнести к третьему и четвертому типам. И, разумеется, сейчас все силы политиков направлены на повышение рейтингов, чего они добиваются информационным давлением на толпу. Простейший способ психологической защиты от него - это отключение от источников информации. Но на самом деле это не так-то легко. Поэтому гораздо эффективней метод проникновения в механизмы манипуляции сознанием изнутри. Только разобравшись в технике создания навязываемых стереотипов можно противостоять им. «Чем лучше люди узнают сущность влияющих на сознание технологий, тем больше вероятность, что они поймут их назначение, и тем менее вероятность, что эти технологии будут использованы» (Дж. Маркс).
Один из банальнейших приемов пропаганды - «подтверждение». Используются публичные высказывания известных, уважаемых людей в пользу или против чего-либо. Так, большим и жирным шрифтом в газете С. Шойгу с серьезным лицом заверяет: «Ставропольцам нужно голосовать за «Единую Россию»!» А мэр Москвы - Ю. Лужков - стоя рядом с губернатором и широко размахивая руками, доказывает: «Единая Россия» поможет Ставрополью успешно развиваться». И простой избиратель уже сомневается: раз сам И. Кобзон сказал: «Пустые обещания мелких партий абсолютно не важны. Дело можно доверить только влиятельной силе - «Единой России», то, наверное, так и есть.
Действенным и наиболее используемым является метод «простые люди», когда пропагандистские идеи идентифицируются с нуждами «простых» людей. Здесь - внимание к отдельному человеку: рассылка поздравительных открыток с именами по почтовым ящикам, или материалы, дающие понять, что она всемогущая власть знает о твоих проблемах: «Обманутых дольщиков продолжают обманывать», «Мэрия вручали ключи от квартир бюджетникам», «В ожидании «волшебного пинка» - проблемы водоснабжения в селах края; громкие лозунги - «Приравнять коррупцию к государственной измене!», «Пенсии - на уровень мировых стандартов!», «Инвалиды - полноправные граждане России!», «Армии - современную технику, военным - достойный статус и тому подобное. Так что, если на улице суют в руки листовку, где «Нам стыдно» и «Нам не светит» - это очередной пропагандистский прием. Раскроем любую книгу по рекламе, он там подробно описан.
«650 тысяч ставропольчан выбирают «Единую Россию» и «Ставропольское региональное отделение объединило 25 тысяч человек» - метод называется «Не опоздай»: способ поддержать определенную точку зрения, создавая впечатление, что все остальные уже так делают, и пришло время присоединиться к большинству. Весьма профессионален слоган партии «Справедливая Россия» - 2 700 000 ставропольцев - за справедливость!» И тут ловушка: если я не голосую за эту партию, значит я против справедливости?
«Подтасовка карт» - аргумент, в котором факты или ложь изложены таким образом, что представляется возможность вывести единственное логическое решение. Осуществляется манипуляция сознанием избирателя, который не подозревает об этом, уверенный, что выводы сделал сам. Например, в газете-однодневке от «Единой России» статьи озаглавлены: «Мэрия выгоняет детей-инвалидов на улицу»; «Коммунальный грабеж»; «Городские власти украли деньги у инвалидов»; «Мэрия Ставрополя готовится к захвату квартир горожан». Отсюда следует, что мэрия против народа. А мэрия представляет партию «Справедливая Россия». Вывод: мы не можем голосовать за «Справедливую Россию».
Всю нашу цивилизацию в целом и разум каждого отдельного человека пронизывает стальная паутина обмана... каждый день нас всех обманывают со всех сторон во всех странах мира. Врут президенты, премьер-министры, партии, депутаты, журналисты, чиновники, бизнесмены, спортсмены, спецслужбы. Кругом вранье! ... Я лишь хочу помочь вам понять, в каком лживом мире вы живете, - пишет В. Жириновский в своей книге, используя давно известный прием «нагнетания страха». Мы думаем, что только он сможет нам помочь выбраться из этой трясины, которая так красочно у него описана, и отдаем свой драгоценный голос за ЛДПР. Очень эффективный метод. Не случайно полвека назад им руководствовался превосходный пропагандист Йозеф Геббельс в статье «2000 год», наводя страх и ужас на миллионы людей. Кратко, суть статьи сводилась к тому, что если Вермахт (германская армия) сложит оружие, то Советский Союз оккупирует Восточную Европу, над которой тут же опустится «железный занавес». После 1945 года в Восточной Европе начнется дикая резня, а население за железным занавесом превратится в «живых роботов» - забитую, нищую рабочую скотину. Они будут получать из внешнего мира только ту информацию, которую Кремль сочтет нужным им предоставлять». Пройдет подготовка к Третьей мировой войне, в конце 1940-х коммунисты захватят Англию, потом последуют еще пять лет лихорадочных приготовлений к войне, а потом - Четвертая мировая - удар по США. «Миру грозит гибель, если не мы, кто спасет мир».
Один из повседневных стереотипов - это уверенность в том, что человек, добившийся успехов в одной области, способен на большее и в другой сфере. Так политиками становятся спортсмены и артисты. Прием - «эффект ореола».
Несмотря на эти и кучу других методов, надо всегда отфильтровывать личное мнение от готовых штампов и иллюзий, которые изо всех сил пытаются внедрить в наше сознание профессиональные пропагандисты. Наши решения - это всегда только наши собственные решения. Обрабатывая нас, пропагандисты обращаются к нашим ценностям и убеждениям. Единственная их цель - влиять и воздействовать на наши пристрастия, оценки и взгляды в свою пользу, манипулировать нами. Вам это не надоело? Мне - да.

Гуля ДЖУМАКАЕВА, студентка СГУ.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет