Вы здесь

У каждого Федорки свои отговорки

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

У каждого Федорки свои отговорки

«Президенту России Путину. Мы, ветераны Вооруженных Сил, военные пенсионеры, прослужившие в нашей армии по несколько десятков лет, и отдавшие ей лучшие свои годы и здоровье, вынуждены обратиться к Вам с жалобой на Министерство обороны».

Такое письмо было направлено президенту страны в прошлом году.
Военные пенсионеры четко изложили суть обмана: Министерство обороны долгие годы недоплачивало огромные, в масштабах страны, деньги.
Владимир Путин, узнав об этом обмане, в прямом эфире дал поручение министру финансов разобраться и вернуть долги.
Прошел год. Но каких-либо подвижек в министерских кулуарах не было видно. Военным пенсионерам по-прежнему приходилось в судах отстаивать кровно заработанные пенсии.
И только недавно, во время «прямого» общения президента России с гражданами, в прямом, опять-таки, эфире, военным пенсионерам пообещали вернуть то, что было недодано.
А вскоре вышел и Указ Президента РФ «О некоторых мерах по обеспечению социальной защиты отдельных категорий пенсионеров» от 19 октября 2007 года, предусматривающий в 2008 году возврат части долгов военным пенсионерам. Долг этот правительство оценило в 40 миллиардов рублей.
Казалось бы, ура, победа разума...
Почему же в Ставрополе запасники не спешат забирать иски из судов?
А все дело в том, что Указ президента их не коснулся. Ставропольчане уже отвоевали в судах задолженность по тем периодам времени, о которых говорится в Указе от 19 октября 2007 года.
Но выяснилось, что и в другие периоды военным пенсионерам не доплачивали.
Вот что об этом запутанном деле рассказывает председатель Фонда социальной адаптации и правовой защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей «Защита» Сергей Вяткин:
- В 1993 году был принят закон о пенсионном обеспечении военнослужащих. Он предусматривал в качестве составляющей части пенсии, стоимость продовольственного пайка. Подчеркиваю, именно реальную стоимость продовольственного пайка! Но финансисты Министерства обороны говорят, что компенсация взамен продовольственного пайка не менялась с 1 января 2000 года. Однако «компенсация взамен продпайка» и «стоимость продпайка» - это совершенно разные понятия!
Ох, уж эти чинуши! Они нагло уводят разговор в другую сторону, по типу: «Я тебе - про Фому, а ты мне - про Ерему».
Ведь компенсация, о которой твердят чиновники, действительно утверждается правительством, и составляет просто издевательскую сумму - 20 рублей в сутки.
Но компенсация эта положена только действующим военным. А пенсионерам обязаны, согласно закону «О пенсионном обеспечении», компенсировать реальную стоимость продпайка - около 80 рублей в сутки.
Компенсировать обязаны, но делать этого не собираются. Более того, подтасовки допускают и в другом.
- К сожалению, - говорит Сергей Геннадьевич, - подменяют понятия представители Министерства обороны, в том числе работники социальных отделов военных комиссариатов, Главного финансово-экономического управления, утверждая, что в состав пенсии не входит продовольственный паек. Реальная стоимость продовольственного пайка включена в состав пенсий отдельной категорией. Это было сделано для того, чтобы компенсация взамен продовольственного пайка не пересекалась с реальной стоимостью пайка.
Задумка была правильной, во благо человека. Действительно, 7 лет назад, когда утверждали стоимость продпайка, она, может быть, и составляла 20 рублей в сутки.
А сейчас на эти гроши кто же проживет? Это и возмущает полковника в отставке Юрия Тихонова, отдавшего защите Родины почти 35 лет.
И должность-то у него была высокая и крайне ответственная - начальник войск связи ракетной армии. А сейчас бюрократы довели его до нищеты.
- Продпаек с учетом инфляции, - сетует он, - конечно же, крайне недостаточен. Какие 20 рублей в день, если один только пакет молока стоит 30 рублей! Что, покупать молоко, но не покупать хлеб?! В конце-концов, не один же хлеб с молоком человек должен есть. Поэтому, при современных ценах, ни офицеру, ни тем более пенсионеру прожить нормально невозможно. Жалкое существование в данный период времени....
Горько и обидно такое слышать от человека, 35 лет ковавшего ядерный щит огромной державы. Полковник считает каждый грош:
- Поневоле будешь считать копейки: заплатил за телефон, квартиру, свет, газ. Из пенсии ничего не остается. А здоровья уже нет. 30 лет, оставленные на Дальнем Востоке и в Забайкалье, принесли целый букет заболеваний. А лекарства сейчас сумасшедшие деньги стоят. Если их покупать, никакой пенсии не хватит...
Самое обидное, что денег могло бы и хватить, не обворовывай военных пенсионеров свое родное ведомство.
По расчетам председателя фонда «Защита» Сергея Вяткина, суммы украдены приличные:
- Недоплата пенсий каждому из военных пенсионеров, только в части продпайка за период с 1 марта 1993 по 31 декабря 1999 года, с учетом индекса потребительских цен, может превысить 20 тысяч.
Сергей Геннадьевич убежден, что любая сумма, которая может хоть как-то облегчить жизнь военному пенсионеру, должна быть рассмотрена:
- При общении мы сталкиваемся с тем, что пенсионеры еле-еле сводят концы с концами. Потому что пенсии по случаю потери кормильца составляют от 2,5 тысячи рублей, пенсии младших офицеров и прапорщиков едва превышают 3,5 тысячи. После оплаты жилья, электроэнергии, газа в итоге на питание остается мизер.
Именно на эту нищету обращали внимание военные пенсионеры в своем письме президенту. Цитирую: «Имеет место целенаправленное ограбление военных пенсионеров. Никогда за всю историю нашего государства, со времен Отечественной войны, уровень нашей жизни не был таким низким.
У нас создается впечатление, что государство устроило заговор против военных пенсионеров, не видит и не слышит их.
Напрашивается вывод, что мы - заслуженные офицеры, генералы и адмиралы - живем не в родной, а чужой стране».
Это обращение было услышано президентом. Но чиновники, как говорилось выше, не торопились возвращать долги.
Приходилось «выбивать» их у родного военного ведомства через суд. Сейчас, по выражению Сергея Вяткина, идет вторая волна исков от военных пенсионеров:
- 2 года назад мы рассматривали в судах вопрос выплаты в части повышения должностного оклада в 1995 году (именно в этой части задолженности и предусмотрен возврат долгов Указом президента от 19 октября с. г.), и пенсии в части продовольственного пайка с 1 января по 30 декабря 2000 года. Сейчас мы рассматриваем в судах период с 1 марта 1993 по 31 декабря 1999 года. Надо сказать, что этот же период рассматривается и централизованно - «в отношении неопределенного круга лиц».
Здесь неминуем вопрос: почему раньше не рассматривали этот период. Но, оказывается, продпайковая тема так сложна, что вспоминается присказка: «Чем дальше в лес, тем больше дров».
- Этот вопрос возникает не спонтанно, - поясняет Сергей Геннадьевич. - Когда изучаешь ситуацию с выплатой военным пенсионерам, сталкиваешься с тем, что военных пенсионеров обманывают с 1993 года. И именно в части продовольственного пайка. Это самая темная сторона выплаты военных пенсий. Потому что тот беспредел, который творится, как говорят, «битва на пайковом поле», идет сегодня очень-очень серьезно.
Что же мешает прокуратуре все это безобразие расследовать, сурово покарать виновных и вернуть (государственным указом) все, уворованное у военных?
- Скорее всего, нет смелого человека, который взял бы на себя решение этой проблемы, - считает С. Вяткин. - Потому что поднимался этот вопрос и в Госдуме России, и в Министерстве обороны. И я удивляюсь, что все слышат, все говорят: «Да, проблема должна быть решена!». Но, тем не менее, она не решается. Снежный ком! Чем дольше не решается эта проблема, тем больше накапливаются эти задолженности.
Как тут не вспомнить знаменитое изречение тирана: «Нет человека, нет проблемы». Может, наши военные чиновники цинично ждут, пока все пенсионеры повымирают?
- К сожалению, я слышал это выражение не один раз, - говорит Сергей Геннадьевич. - И не только со стороны военных пенсионеров, а со стороны чиновников очень высокого ранга. Честно говоря, больно это слышать. Потому что бывшие защитники нашего государства не могут защититься от произвола чиновников этого же государства.
Тут-то и возникает извечный российский вопрос: «Кто виноват?»
По мнению Сергея Вяткина, сами чиновники. В частности, социального отдела краевого военкомата, которые прекрасно понимают, о чем речь. Они - завтрашние военные пенсионеры. Но есть централизованное указание «сверху», как отвечать, как вести себя в судах.
Что же делать бедным пенсионерам?
- Нужно просто защищать свои права, - считает С. Вяткин. - Мы помогаем это делать. Да, сложно. Да, тяжело. Да, проходят месяцы, а иногда и годы, чтобы решить какой-то вопрос, в том числе выплат продовольственного пайка. Но, в конце-концов, принимается разумное решение.

Петр ИЛЮШКИН.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет