Вы здесь

Очарованный странник

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Очарованный странник

Второго октября нашему знаменитому земляку - члену Союза писателей СССР, поэту, прозаику, драматургу, публицисту Владимиру Гнеушеву исполнилось 80 лет. Он приехал в Ставрополь из Москвы (где живет уже более тридцати лет), чтобы отметить свой юбилей в кругу родственников и друзей. А в канун знаменательной даты в правительстве края Владимиру Григорьевичу была торжественно вручена медаль «За заслуги перед Ставропольским краем». Мы же встретились с юбиляром в Ставропольском литературном Центре, где прошел его творческий вечер.

ЮБИЛЕЙ
Встреча с друзьями-писателями, с почитателями таланта нашего живого классика получилась веселой, непринужденной и очень теплой. Владимир Григорьевич с ходу «поломал» оговоренный с ним заранее сценарий и заявил, что он бывший беспризорник, детдомовец, и вообще-то не говорун, но для начала прочтет несколько стихотворений. И прочитал. Из только что вышедшей из печати в Москве книги стихов под названием «Сирень в провинциальном городке». Что-то наизусть, что-то по книге. И внимая автору, зал сидел тихо, затаив дыхание. А потом люди просили Гнеушева читать еще и еще.
Одни называют его «очарованным странником», другие - «вечным скитальцем». Его считают своим геологи и альпинисты, моряки и журналисты, физики и лирики. В 60-е годы XX века, когда на площадях и в огромных залах по всей стране люди взахлеб слушали стихи Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского, Белы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского, из окон домов звучали песни Владимира Высоцкого и Булата Окуджавы, имя молодого ставропольского поэта не потерялось. Среди созвездия этих «великих шестидесятников» он обратил на себя внимание стихами, в которых романтика странствий органично сочеталась с поиском смысла жизни. В то время мэтр советской поэзии Роберт Рождественский написал в одном из литературных журналов: «Прочтите стихи молодого (я специально повторяю - молодого) поэта Владимира Гнеушева. Пусть брызнут в ваши лица соленые капли морей и океанов. Пусть вашу жизнь наполнит суровый ветер странствий. Пусть ноги ваши, хоть на миг, почувствуют зыбкость качающихся палуб. Пусть придет к вам любовь - светлая и застенчивая. И пусть ваше сердце встретит эту любовь. Пусть глаза ваши по-новому увидят и до конца поймут землю. И если вы тоже молоды, то тогда вы, конечно же, ощутите высокую гражданственность стихов Владимира Гнеушева. Ту гражданственность, которая выражается не просто словами, а диктуется жизнью». Лучше не скажешь...
БОСОНОГОЕ ДЕТСТВО
Начиналось же все, как всегда, с детства. Владимир Гнеушев родился в селе Кевсала Ипатовского района. Сейчас, в свои 80, Владимир Григорьевич продолжает, как он говорит, стучать на пишущей машинке («три машинки довел до мусора»), создавая «автобиографию в картинках». Из 12-ти готовых отрывков его богатой событиями жизни есть и такие: «Помню себя в тридцать третьем году пухлым от голода». Или совсем уже страшный случай. Однажды Володю с матерью, проходящих по сельской улице, остановил колхозный объездчик, одноногий дядя Емельян. И сказал матери: «Ты не дюже отпускай Володьку от себя. По крайности дома пусть посидит, покуда мы шайку от села отгоним... Покуда кукуруза стоять на поле будет, она не уйдет. Как бы не съели парня». Мать, не помня себя, схватила Володю и бросилась в свою землянку. Упала на лавку и долго безутешно плакала, прижимая к себе сына. Слухи о людоедстве в то время не затихали, и вот угроза оказалась совсем рядом...
Гнеушев рано остался без родителей, а чуть подрос, стал браться за любую работу: торговал водой в жаркие дни, в колхозе «Путь Ильича» Ипатовского района трудился на полевых работах (был возницей, конюхом), позже на Ставропольской городской электростанции.
ФРОНТ И СТИХИ
Война застала в Минераловодском железнодорожном училище, где он учился на помощника машиниста. Какая уж тут учеба! В 17 лет Владимир Гнеушев ушел добровольцем на фронт. Попал на службу в Тоцкие лагеря, которые к тому времени, как он говорит, «верно и стойко служили как зэкам, так и защитникам родины. Через три месяца жесткого ледового обучения - маршевые роты и почти безостановочный бег через всю страну на Брест и дальше - на Бреслау». Был ранен, три месяца провел в госпитале, потом пять лет (уже после окончания Великой Отечественной) прослужил на кораблях военно-морского флота - Балтика, Черное море, Север. Уже тогда появилась у Гнеушева «тяга к перу» - свои стихи, заметки он печатал во флотской газете. Посылал свои произведения и на родину: в альманах «Ставрополье», в газеты «Молодой ленинец» и «Ставропольская правда». И после демобилизации в 1951 году Владимир Григорьевич поступил в Литературный институт имени Горького в Москве, окончив который, вернулся в Ставрополь. И первая его книга стихов под названием «В дальних морях», вышедшая в «Детгизе» в 1953 году, была посвящена героическому следованию кораблей спецназначения через два океана из Калининграда в дальневосточный порт Невельск. Не все корабли дошли тогда до цели...
Вскоре после этой книги вышла (уже в Ставрополе) вторая - «Якорей не бросать!». А в 1958 году Гнеушев был принят в члены Союза писателей СССР. Потом были сборники стихов «Лирика», «Дорога на перевал», «Меж двух морей», «Южные города», «Кресты и пьедесталы». Попутно - работа журналистом в газетах «Молодой ленинец», «Комсомольская правда», «Правда», «Литературная газета», журнале «Сельская молодежь». Три года руководил еще в Ставрополе литературным объединением, из которого вышли такие писатели, как Вадим Чернов, Игорь Романов, Александр Москвитин, ставший впоследствии завотделом поэзии московского издательства «Современник».
МАРУХСКИЙ ПЕРЕВАЛ
Постепенно Владимиру Гнеушеву становится тесно в рамках лирического стихотворения - он начинает писать прозу. Причем выбирает себе достаточно редкий у нас - документально-художественный жанр. В его творческом портфеле есть документальная повесть о нашем замечательном земляке, бывшем агенте гитлеровского разведцентра «Абвер» - Александре Козлове. Книгу «Звезда Аксаута» автор посвятил геологам и горнякам Северного Кавказа. Увлекшись альпинизмом, Гнеушев ходит с поисковиками на перевалы и хребты, окружающие Аксаутскую долину, а потом с увлечением рассказывает в своей книге о первооткрывателях Кти-Тебердинского вольфрамового месторождения.
Однако вершиной его документальной прозы становится книга «Тайна Марухского ледника», которая вышла в свет в 1963 году в Карачаево-Черкесском отделении Ставропольского книжного издательства. Она написана Владимиром Гнеушевым в соавторстве с журналистом Андреем Попутько. В 1968 году, а затем в 1971 году это же издательство выпустило вторую книгу - «Дыхание лавин», явившуюся продолжением первой. Авторы - Гнеушев и Попутько - продолжали поиск воинов, оборонявших от фашистов Марухский перевал, готовили все новые и новые главы. Издательство «Советская Россия» в 1971 году издало массовым тиражом обе книги в дополненном варианте. А в 1975 году это 4-е, дополненное издание было издано опять-таки в Ставропольском книжном издательстве.
Горжусь тем, что именно эта книга есть в моей личной библиотеке. А когда я читала ее в 75-м году, то (не стесняюсь в этом признаться) несколько раз останавливалась, откладывала книгу в сторону. Слезы застилали глаза и мешали читать... Приведу здесь отрывок из послесловия к книге, которое написал генерал армии И. Тюленев:
«Штаб гитлеровской армии тщательно разработал специальную операцию по завоеванию Кавказа, которая носила условное название «Эдельвейс». Группа немецких армий «А» должна была окружить и уничтожить советские войска между Доном и Кубанью. Планировалось, что затем огромная армия (из 12 дивизий) захватит все Черноморское побережье и вторгнется в Закавказье. В это же время 1-я танковая армия гитлеровцев должна была штурмом взять Грозный, Махачкалу, Баку. 49-му немецкому горно-стрелковому корпусу приказано было преодолеть перевалы Главного Кавказского хребта и затем идти на Сухуми. Четыре дивизии этого корпуса были гордостью гитлеровского командования, они были укомплектованы знаменитыми немецкими альпинистами...»
Им-то и противостояли наши части, сформированные из вчерашних необстрелянных курсантов, плохо экипированных (особенно на первых порах), без специальной подготовки. Две трети их гибли не от вражеских мин и снарядов, а от переохлаждения, их сметали снежные лавины и камнепады, они срывались в пропасти. Одним из самых ярких и трагических эпизодов, описанных в книге, стал подвиг молчания, который совершили защитники Наурского перевала, сорвавшиеся темной ночью со скалы. Они летели в бездну, навстречу смерти без единого крика, чтобы не выдать своих боевых товарищей... Но наши воины выполнили свою боевую задачу: не пропустили врагов в Закавказье, к Каспию, к бакинской нефти...
После выхода первого издания книги на перевале в память о погибших был установлен Обелиск. Останки героев были торжественно захоронены в станицах Зеленчукской и Преградной. А со всех концов нашей тогда огромной страны Гнеушеву и Попутько шли благодарственные письм от читателей. Авторы за эту монументальную работу были удостоены премии имени Героя Советского Союза А. Скокова и премии Союза журналистов СССР. Потом была еще одна документальная повесть В. Гнеушева и А. Попутько под названием «Партизанский заслон».
ЧИТАТЕЛИ И ПОЧИТАТЕЛИ
Не мог пройти Владимир Гнеушев и мимо казачьей темы. В 1998 году он пишет свою новую книгу «Полынная слава», представляющую собой художественно-документальное повествование об истории и современном положении казачества на Ставрополье. Узнав о встрече с Владимиром Григорьевичем в Литературном центре, ставропольские казаки пришли поприветствовать знаменитого земляка, а атаман Сергей Пономаренко вручил Гнеушеву почетную награду - Терский казачий крест генерала Ермолова.
Приехали на юбилей и библиотекари из Невинномысска, Изобильного, Пятигорска. А одна из сотрудниц библиотеки прочитала стихотворение Владимира Григорьевича:
- То море, то горы, то милые степи,
Где капли дождинок на горькой траве.
А я все такой же, а я вместе с теми,
С кем хлеб да вино, да стихи в голове.
Но сколько бы я ни шаманил по свету,
Одно распознал у дворцов и закут:
Богаты бывают плохие поэты,
Хорошие - вечно долги раздают.
Вот в этом, можно сказать, весь Гнеушев, с его иронией и самоиронией, с его неуемной энергией и потрясающей работоспособностью. Не верится, что ему 80. А верится, что он еще нас, своих земляков, читателей и почитателей, не раз удивит и порадует.

Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет