Вы здесь

Чудесные метаморфозы «Биоскопа»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Чудесные метаморфозы «Биоскопа»

28 марта 1907 года в Ставропольскую городскую управу поступило заявление от керченского мещанина И.И. Неклеушева и спасского мещанина Ф.И. Беленовского: «Имеем честь покорнейше просить Городскую управу отвести нам место в городском саду для постройки деревянного помещения под электро-биограф размером длиною 15 сажень, шириною 5 сажень, окрашенного масляными красками в изящном виде и украшенного электрическими лампочками. На помещение будет представлен план.

За предлагаемое место согласны платить триста рублей в год сроком на шесть лет и при этом бесплатное освещение на главных аллеях 6-ю дуговыми фонарями или 10 лилипутами, или же 30 лампами накаливания. По прошествии шести лет постройка эта без электрических машин, проводов и фонарей переходит в собственность города...».
С этого ходатайства, которое было удовлетворено решением Ставропольской городской управы от 30 марта 1907 года, и начинается столетняя история нынешнего кинотеатра «Октябрь». Документ этот вместе с планом строения хранится в Государственном архиве Ставропольского края.
Нельзя сказать, что ставропольцы были не знакомы с кинематографом. Почти одновременно (в 1895-1897 гг.) в нескольких странах - Франции, Германии, Англии, России, США был изобретен аппарат для воспроизведения сфотографированного движения. В России, например, его создали А. Самарский и И. Акимов. Но широкую известность завоевали французы братья Луи и Огюст Люмьеры, которые продемонстрировали снятый ими фильм 28 декабря в Париже. Последовавшие затем поездки их представителей с Биоскопом в различные страны способствовали распространению «синематографа Люмьера».
Вначале новое изобретение имело характер аттракциона, вызывая у зрителей интерес главным образом технической новизной. Содержанию фильмов не придавалось особого значения. Всеобщий восторг вызывал незамысловатый сюжет фильмов братьев Люмьеров – «Выход с завода» и «Политый поливальщик».
В Ставрополе, где еще не было специального здания для кинематографа, появились заезжие гастролеры. В газете «Северный Кавказ» в начале 1905 года читаем: «Зимний театр Т. Иванова. Во вторник 8 февраля 1905 г. Синемато-граф Парфияно. Огромный и разнообразный репертуар картин, которые Парфияно лично собирал, будучи в Лондоне, Париже и Берлине, дает возможность почтенной публике видеть такие редкие экземпляры, которые еще никем не были показаны. Много художественных, научных, военных и комических картин. Сеанс состоит из 7 отделений по 250 метров длины. Дирекция Парфияно».
26 апреля та же газета писала: «Прощальный сеанс. Состязания двух аппаратов французского Биоскопа с синематографом Парфияно на премию 100 руб. Залоговые 200 руб. оставлены в редакции «Северного Кавказа».
Первый стационарный кинематограф открылся в городской роще в июне 1907 года. Рекламные тумбы и газеты г. Ставрополя запестрели афишами. Газета «Северо-Кавказская жизнь» за 24 июля, например, писала: «Городской сад (роща). Биоскоп Ф.И. Беленовского и И.И. Неклеушева. Мученики древнего мира. Гладиатор на арене. Мученики времен Нерона. Падение Вавилона. Бандиты. Собаки. Сыщики. Костюмы разных наций. Серпантин баронессы Де-Шаль. Метаморфозы бутылки. Ужасы похмелья. В антрактах и во время сеансов будет играть бывший оркестр любителей Народного дома с аккомпанементом рояля».
В октябре «Биоскоп» перешел в зимнее помещение, в дом Тикиджиева на Николаевском проспекте (пр. К. Маркса), где ранее размещались музыкальные классы. В объявлении сообщалось: «При Биоскопе роскошное фойе. Буфет с прохладительными напитками. Вешалка для верхнего платья.
Сеансы даются ежедневно с 4-х часов вечера; в воскресенье и праздничные дни с 12 часов дня до 12 часов вечера.
Цены местам: ложи закрытые на четыре персоны 3 руб., 1-е место 50, 2-е – 35, 3-е – 20 коп., ученические на свободные места – 25 коп. Дети и нижние чины платят половину».
Документы говорят, что кинотеатр не приносил большой прибыли его владельцам. Ф.И. Беленовский и И.И. Неклеушев не раз обращались в Городскую управу с просьбой снизить арендную плату, ссылаясь на то, что постройка летнего здания обошлась им в 5500 руб. вместо предполагаемых 3000. Старались разными способами привлечь зрителей, увеличить прибыль. В городском саду при театре «Биоскоп» были выстроены беседка для оркестра, помещение для кегельбана, буфет, где продавались чай, кофе, шоколад, пирожные, печенье, конфеты, мороженое. А вот на просьбу владельцев разрешить торговать алкогольными напитками управа ответила: «...в видах сохранения за городским садом его прямого назначения служить местом отдохновения и прогулок для жителей города, находим нежелательным увеличение числа имеющихся при клубах буфетов с продажею крепких напитков...».
Появились у «Биоскопа» и конкуренты. Почти одновременно в доме Чеглакова на углу Николаевского проспекта и Европейского переулка (ул. К. Хетагурова) был открыт «Электро-биограф Пате» М.П. Израилевича, который призывал со страниц «Северо-Кавказской жизни» 13 июля 1907 года: «Сегодня. Спешите увидеть! Руки в верх! Экспроприация в Америке. Здесь зритель увидит смелых и отчаянных экспроприаторов, нападающих на почтовый поезд и грабящих почту и пассажиров. Кроме этого пойдут выдающиеся новые картины – новости парижских театров, все в первый раз на экране, никем нигде не показанные».
Позже открываются кинематографы «Биофон» на втором этаже дома купца Зарифьянца на Николаевском проспекте, за ним на Воронцовской улице (ныне просп. Октябрьской революции) «Солей», что значит солнце (ныне кинотеатр «Орленок»). Старались не отстать от новых веяний и известные купцы Меснянкины. В своем магазине «Пассаж» они открыли кинематограф «Модерн».
Ф. Беленовский и И. Неклеушев, видимо, не дождавшись ожидаемого дохода, продали права владения летним зданием «Биоскопа» ахалцихскому мещанину Б.Д. Бедросову. При нем на зимнее время кинотеатр переходил в дом купца Карла Новотни на том же Николаевском проспекте. А затем в 1912 году к этому дому была сделана специальная пристройка, где до сих пор размещается кинотеатр, но уже «Октябрь».
Во время кинематографической лихорадки, охватившей Ставрополь, «Биоскоп» предпринимателя Б. Бедросова выжил, несмотря на жесткую конкуренцию.
Из дошедших до нас афиш видно, что вначале на сеансах показывались отдельные картины, не объединенные сюжетом. Но все равно экран стал окном в мир, притягивающим, завораживающим. Первые сюжетные кинофильмы в Европе и США появились в самом начале 20 в. В «Биоскопе» и других кинотеатрах стали демонстрироваться ленты с участием ставших известными Макса Линдера, Чарли Чаплина, Мэри Пикфорд, Сары Бернар и других актеров.
Вскоре собственное кинопроизводство возникло и в России. Первыми кинематографическими произведениями, выпущенными московскими кинофирмами А.О. Дранкова и А.А. Ханжонкова, были документальные, а затем видовые и трюковые фильмы. Осенью 1908 года вышел на экран первый русский игровой фильм «Стенька Разин», примитивно иллюстрирующий известную народную песню.
Наряду с выпуском трюковых фильмов отечественные постановщики обратились к экранизации театральных пьес и литературных произведений. Вышедшая 28 марта 1915 года газета «Северокавказское слово» зазывала рекламой: «Театр «Биоскоп». Великая сенсация! С пятницы 27 марта идет небывалая сенсационная картина «Война и мир (Наташа Ростова)». Драма в 5-ти актах по роману графа Л.Н. Толстого. В роли Наташи Ростовой – артистка Императорского театра – В.А. Коралли...». Зал «Биоскопа» был переполнен, когда шли названный и такие фильмы, как «Отец Сергий», «Пиковая дама» кинорежиссера Я.А. Протазанова, ставшего всемирно известным.
Киносеанс тех времен состоял из трех частей. В первой давались видовые ленты. Во второй – шел основной фильм – драма либо комедия. В заключение публике показывалось «что-то веселенькое» - фрагменты комедий, клоунада. Перед сеансом и в антрактах непременно играл оркестр.
В 1918 году кинематограф «Биоскоп» был реквизирован. В крайгосархиве сохранился интересный документ, который помогает представить обстановку кинотеатра в те годы. Это опись имущества, принятого от владельца электробиографа «Биоскоп» Б.Д. Бедросова. Фойе освещалось четырьмя люстрами. На стульях, мягких диванах и креслах можно было расположиться и послушать музыку. Помещение украшали зеркала, статуи и аквариум. Зрительный зал был, очевидно, на 330 мест (столько реквизировали стульев). Обязательный атрибут – пианино, игра тапера на нем сопровождала сеансы. Была реквизирована и аппаратура известной французской фирмы «Патэ», эмблемой которой были два красных петуха.
Гражданская война, послевоенная разруха. В это время кинематограф переживал свои трудности, но не стоял на месте. Появились новые советские ленты «Броненосец Потемкин» С.М. Эйзенштейна, кинокомедии «Закройщик из Торжка», «Праздник святого Иоргена» Я.А. Протазанова. Кинотеатр «Биоскоп» получил новое имя – «Октябрь».
В кинотеатре-юбиляре в разные годы его существования работали увлеченные своим делом люди. Об одном из них киномеханике Т.С. Легоцком рассказала газета «Власть Советов» за 2 февраля 1936 года. Еще в 1908 году в Кенинсберге (Германия) он прослушал курс лекций самого изобретателя кинематографа Луи Люмьера. В 40-летний юбилей со дня изобретения кино (в это время он работал в кинотеатре «Гигант» - ныне «Орленок») Т.С. Легоцкий послал Л. Люмьеру в Париж приветствие. В ответ изобретатель написал:
«Монсиньору Легоцкому. Монсиньор! Я получил Ваше любезное письмо и очень благодарю за те пожелания, которые написали Вы мне по поводу 40-летней годовщины изобретения кино.
Я желаю Вам успеха, который Вы ждете в Вашем опыте с прожекторным фонарем, и прилагаю при сем отдельную брошюру, одобренную Академией наук, которая объяснит Вам (то, что я реализовал) мой опыт в отношении прожекторства в рельефе.
Примите уверение и мою благодарность, а также лучшие пожелания.
Луи ЛЮМЬЕР».
В тридцатые годы на смену «великому немому» пришло звуковое кино, но это уже другая страница в истории «Биоскопа» - «Октября».
Надо только отметить, что кинотеатр «Октябрь» продолжал жить в советские времена, выжил в непростое перестроечное время, как когда-то в первые годы своего существования.
Сейчас это один из популярных и посещаемых кинотеатров в городе. Коллектив его понимает, что зритель придет в кинотеатр, если будут учтены его вкусы и интересы, если в кинотеатре его ждет сервис и настоящее искусство. 100-летний юбилей кинотеатр «Октябрь» встречает молодым.
Е. ГРОМОВА, ведущий археограф Государственного архива
Ставропольского края.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет