Вы здесь

ПАТ С ВИДОМНА ОБОГАЩЕНИЕ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ПАТ С ВИДОМНА ОБОГАЩЕНИЕ

Рискую навлечь недовольство читателей, и в споре застройщика с общественностью - таком частом сегодня и очень часто политизированном, - стать на сторону первого. А если быть точнее - стать на сторону закона.

Но все по порядку. Некто С. Каспревич еще в августе 2005 года обратился в администрацию Ставрополя с просьбой выделить земельный участок под магазин с кафе. Замечу, в соответствии с действующим тогда законодательством, он, как и любой другой гражданин, имел на это право. Администрация, опять же в соответствии с действующим законодательством, не имела права ему отказать и выделила участок размером 5,7 сотки в Юго-Западном районе по ул. 50 лет ВЛКСМ 36б в аренду сроком на три года «для проектирования и строительства». Тем же постановлением Каспревичу предписывалось получить паспорт объекта, разработать и согласовать проектную документацию и т.д.
Повторяю: Каспревич воспользовался своим правом. Повторяю: администрация не имела права ему отказать. Сегодняшние законы защищают застройщика от возможного произвола властей. Мне кажется, это очень важно понять тем, кто во все легкие кричит о неправильной застройке городских земель, кто обвиняет и застройщиков, и администрацию во всех смертных грехах.
Наш герой выполнил все, что ему предписывалось для получения разрешения на строительство. Не малыми силами и средствами. За один только проект заплатил 230 тысяч рублей. Проект прошел государственную экспертизу, имеет все согласования, отвечает всем требованиям, в том числе санитарным правилам и нормам по расположению к близлежащему дому. Каспревич оформил в администрации договор аренды земли, зарегистрировал его в регпалате. Поставил земельный участок на кадастровый учет. Тот, кто хотя бы раз сталкивался с подобными процедурами, знает, сколько времени и сил они отнимают. Земельный участок становится достойным вознаграждением за борьбу с бюрократической машиной.
Но когда в начале нынешнего года Каспревич явился в администрацию за разрешением на строительство, то получил отказ. Из-за «обострения общественной обстановки вокруг строительства объекта в непосредственной близости к жилому дому по ул. 50 лет ВЛКСМ 36/1» - значилось в письме на бланке. Вскоре глава города отменил свое постановление о выдаче участка Каспревичу.
Он обратился в суд. Сначала - в Октябрьский, с заявлением о признании этого последнего постановления главы недействительным. И выиграл его. Затем - в Промышленный с требованием признать отказ комитета недействительным, и обязать его выдать разрешение. Выиграл и здесь.
Суды посчитали, что в соответствии со ст. 31 Земельного кодекса Каспревич не должен проводить согласование с общественностью. «Обострение обстановки вокруг строительства и отсутствие согласия жителей» не может служить основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. Градостроительным кодексом РФ не предусмотрено согласование застройки с общественностью. Кодексом предусмотрено лишь информирование населения. Делать это должен не застройщик, а муниципальная власть. Что администрация, кстати, делала дважды - через публикацию объявления в городской газете. Суды сделали вывод, что отмена постановления о предоставлении участка, как и отказ в выдаче разрешения на строительство, порождают нарушение прав Каспревича, которые были предоставлены ему постановлением главы и закреплены в договоре аренды. Доводы же о нарушении прав жителей не обоснованы, поскольку у них прав на данный земельный участок просто нет. Указаная городская земля свободна, и законом не запрещается ее застройка. А что не запрещено - то разрешено.
Дальше в судебную тяжбу включились те, кто и был зачинщиками «обострения общественной обстановки» - активисты дома 36/1 А. Шаханова, В. Петрик, А. Денисенко обратились в краевой суд с кассационной жалобой на решение Промышленного районного суда. Они утверждали в своем заявлении, что имеют права на данный участок, потому кассационная инстанция документы у них, не участвующих стороной в суде первой инстанции, и приняла. Но уже в суде выяснилось, что никаких юридических прав у них нет. Комитет по градостроительству горадминистрации по их обращению только начинал готовить градостроительное заключение о возможном предоставлении жильцам дома 36/1 спорного земельного участка. Но все работы были прекращены, когда выяснилось, что юридические права на него у Каспревича. Заключение никем подписано не было.
Разумеется, краевой суд отказал заявителям, оставил решение Промышленного суда без изменений. Оно вступило в законную силу 1 июня с.г. И, тем не менее, Каспревич до сих пор не может начать стройку. Комитет спустя два месяца так и не выдал разрешение на строительство. Не выполняет решения суда?
- Мы понимаем, что его надо выполнять. Но мы также исходим из того, что стороны должны договориться, напряжение должно быть снято. Такая установка руководства города, - сказали в комитете.
Но ведь Каспревич и пошел в суд потому, что не смог договориться! Да и как можно договориться с теми, кто этого не хочет? Ну, прямо как в шахматной партии, - пат. Силы превосходящие, а победа не светит.
Городскую власть можно понять. Она избирается людьми, и должна людям служить. Власть хочет, чтобы всем было хорошо. Власть хочет компромисса. Тут не последнюю роль играет истерия, развязанная хорошо известными политическими силами вокруг проблем застройки. Ими размахивают как молотом в борьбе с Д. Кузьминым и его партией. Но ведь и Каспревич такой же гражданин города, как Шаханова, Петрик и Денисенко.
Думается, это как раз тот случай, когда решение суда должно быть поводом для изменения позиции домового комитета. Для остужения страстей и торжества здравого смысла. В самом деле, ведь не бомбовый завод собрался строить на этой земле Каспревич, а самый обыкновенный магазин. Который уж точно будет служить всем проживающим рядом людям. Какие еще тут могут быть доводы?
Тем более что аргументы домового комитета рассыпаются при первом же внимательном анализе.
Довод первый: не пускаем строителей - защищаем зеленые насаждения от вырубки. Те самые высоченные тополя и дикая акация, которые являются остатками лесополос, обрамлявших бывшие сельхозугодья, на которых стоят сейчас жилые дома? Но ведь эти деревья в свое время сажали совсем не для городского благоустройства. Деревья давно достигли предельного возраста. Кроны на уровне девятого этажа, пустоты в стволах, что небезопасно. Зимой, особенно при большом ветре, тополя ломаются и представляют реальную угрозу жизни людей и припаркованым у домов автомобилям. К тому же тополиный пух является сильнейшим аллергеном. От него ежегодно летом страдают тысячи людей. По заключению городской комиссии по охране зеленых насаждений, сегодня целесообразна вырубка всех этих старых деревьев с одновременной компенсацией озеленения.
Довод второй: нам этого не надо. Мы жили тихо-мирно, и тут вы со своей стройкой, разрушаете наш уют и обустроенность. Увы, уютным и обустроеным я бы не назвал ни этот дом и двор вокруг него, ни какой-нибудь другой двор Юго-Западного района. Эту бы энергию, эту бурную инициативу домового комитета - да на благоустройство. На требования к той же городской администрации положить асфальт на дорожки и подъезды, сделать детскую и спортивную площадки, развить инфраструктуру.
Если говорить именно об инфраструктуре, то это одна из самых больших проблем Юго-Запада. В том числе здесь не хватает элементарных удобных для жителей торговых точек. Но ведь о торговой точке - магазине Каспревича - речь в данном случае и идет.
Довод третий: неизбежны пыль и грязь, шум при строительстве. Наверное, это будет. Но как по-другому можно сделать наш город лучше? С вертолетов строить? Так тут не только пыль полетит. Стекла полопаются.
Я прожил в Ставрополе уже почти тридцать лет. Пятнадцать - во времена, когда не было и не могло быть протестных комитетов, пятнадцать - когда они чуть ли не в каждом дворе. Так вот, именно в первые пятнадцать лет был построен до безобразия безликий спальный Юго-Западный район. Это не среда обитания. Это среда угнетения. Именно во вторые - он начал преображаться, стал походить на место, где живут не солдаты, а гражданские люди. И в первую очередь потому, что его застраивает не бездушная государственная машина, которая шла от схемы и от минимальных затрат. А те люди, которые, увидев возможную нишу для бизнеса, рискуют, правдами и неправдами находят средства, вкладывают их в стройки, в оборудование, чтобы развить свое дело и одновременно обеспечить нужды людей.
По меньшей мере - мы должны быть благодарны тем, кто меняет город к лучшему. По большей мере - не мешать им. А лучше - направлять их инициативу так, чтобы всем было хорошо. В данном случае инициатива общественности могла быть направлена на понуждение Каспревича обустроить двор. Не думаю, чтобы он от этого отказался.
Конечно, и решения судов, и мои размышления не убедят тех, кто рискует потерять экономический интерес. А тут интерес есть. Но при внимательном анализе видишь, что здесь больше романтических иллюзий.
Домовой комитет хочет взять землю себе. Убеждает людей оформить ее в общую долевую собственность, и собрал для этого с них 100 тысяч рублей. Наивный комитет, наивные жители. Во-первых, для оформления хватит и 20 тысяч. Во-вторых, как будут оформлять? На всех 144 жителей дома? Вряд ли в данном случае подобный «колхоз» пройдет по юридической процедуре. Начнем с того, что всех их невозможно будет собрать. Но если случится чудо, и все соберутся - в ту же регпалату на оформление, что будет завтра, когда жильцы дома поменяются? У новых - тоже будут претензии на землевладение? И где в случае чего искать старых? И, наконец, самое важное: каждый гражданин нашей страны имеет право получить в собственность земельный участок бесплатно всего один раз. Или под индивидуальное строительство, или под дачу. Разделите 570 квадратных метров на 144. Меньше, чем по четыре «квадрата» получит каждый житель в собственность. И это тогда, когда, как правило, получают по 6 - 10 соток. Ну не глупо ли в полном смысле за шапку сухарей терять свое законное право на получение полноценного участка?
Содержание земельного участка, оно ведь тоже денег стоит. По самым скромным подсчетам, оно обойдется в 37 тысяч рублей в год. От 250 до 380 рублей на квартиру, в зависимости от площади. Всем ли понравится такой довесок к и без того непомерно высокой квартплате? Особенно пенсионерам, у которых каждая копейка на счету.
Даже в случае реализации инициативы домового комитета под гнетом платы за землю новые хозяева вынуждены будут передать ее какому-нибудь застройщику. Но уже по протекции домового комитета за определенные отступные. К сведению самых наивных: размер таких отступных сейчас равен одному миллиону рублей за сот-ку. Так не здесь ли собака зарыта? Не здесь ли причина протестного энтузиазма? И не имеем ли мы дело с очередной попыткой личного обогащения за счет других?
Если так, то все это очень и очень грустно. Что и позволяет взяться за перо в защиту Каспревича.

Александр ЕМЦОВ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет